Главные вкладки

    урок математики во 2 классе. Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». УМК «Школа 2100».
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    Казакбаева Разима Закиевна

      ФГОС предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Учитель в  преподавании должен выходить за рамки своего предмета, стремиться к развитию личности ребёнка, формированию универсальных учебных умений. Это можно увидеть на уроке математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx27.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по математике. Класс 2. УМК «Школа 2100».

    Тема урока: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»,

     Цель урока:

    Предметные:

    -построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять;

    -закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.

    Личностные:

    -организовать ситуации рефлексии и самооценки;

    -освоить личностный смысл учения, желания учиться.  

    Регулятивные: 

    -формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

    -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

    -учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    Познавательные:

    -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;

    -формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;

    -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

    Коммуникативные: 

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    -оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

    -выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

    -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

    -критично относится к своему мнению;

    -понимать точку зрения другого;

    -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    - Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики?

    - А с каким вычислительным приёмом вы познакомились на предыдущих уроках?

    - Кто уверен в своих знаниях этого приёма? Кому нужна помощь?

    - Вы готовы к изучению следующей темы?  Каким способом вы будете изучать новую тему?

    Учитель проверяет понимание учащимися нормы предстоящей учебной деятельности.

    - Сложение и вычитание двузначных чисел.

    - Со сложением двузначных чисел с переходом через разряд.

    Уточнение: как организовать помощь, например, назначить консультанта из детей, кто усвоил изученный способ действий и т.д.

    Учащиеся проговаривают известные им к настоящему времени два основных шага учебной деятельности (сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ), а также способ выполнения изучаемой в настоящее время структуры первого шага учебной деятельности (т.е. учатся выяснять, что они не знают). А именно, они должны здесь проговорить, что им надо сначала повторить, то что необходимо для открытия нового, после этого выполнить пробные действия, зафиксировать свои затруднения, и найти причины затруднения.

    Личностные:

    -организовать ситуации рефлексии и самооценки;

    -освоить личностный смысл учения, желания учиться.  

    Регулятивные:

    -формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий. Коммуникативные:

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Устно решить примеры, записанные на доске:

    15-7          14-7         17-9       16-8      11-4       15-8

    - Что общего во всех примерах?

    - Разбить примеры на группы.

    - Придумать аналогичный пример, который можно было бы включить в эту группу примеров.

    2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

    Работа на доске и карточках. Решение примеров:

    *9-64   7*-54    *5-44    3*-34    

    3.Выбрать из примеров, записанных на доске, пример для пробного действия так, чтобы он продолжал цепочку примеров на карточке:

    74-28    58+24     41-24    62-24

    На выполнение задания отводится 1-2 минуты, затем учитель показывает верный ответ 17.

    - Кто не смог получить никакого ответа?

    - Какие были затруднения?

    - У кого получился неверный ответ, в чём были затруднения?

    - У кого получился верный ответ, сможете ли вы его обосновать?

     Дети называют ответы, при  появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается.

    Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на один, а количество единиц – не изменяется. При  появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается.

    Поскольку ученики не изучили способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, согласованного эталона нет, то при решении данного примера они либо вообще не смогут получить никакого ответа, либо ответ будет неверным, либо в случае верного ответа, они не смогут его обосновать.

    Таким образом, учащиеся зафиксировали свои затруднения.

     Личностные

    -организация ситуации самооценки.

    Познавательные

    -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию.

    -выполнять действия по алгоритму.

    Коммуникативные: 

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

    -понимать точку зрения другого.

    III. Выявление места и причины затруднения.

    Какое правило вычитания двузначных чисел вы знаете?

    - Почему оно не помогло вам при решении примера 41 - 24 и его обосновании?

    - Значит, какого способа вычитания мы не знаем?

    Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

    1) проанализировать выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

    2) выявить и зафиксировать причину затруднения - тот общий способ действия, которого недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    Познавательные:

    -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию.

    Коммуникативные:

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

    -понимать точку зрения другого.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Какую цель вы перед собой поставите?

    -Как будет звучать тема урока?

    - Вспомните, как вы находили новые способы вычислений на предыдущих уроках и составьте план своих действий.

    Учитель прикрепляет к доске на карточках шаги плана, намеренно изменяя порядок.

    Дети должны построить правильную последовательность действий:

    1) Работа с моделями чисел.

    2) Запись примера в столбик.

    3) Составление эталона.

    4) Формулировка правила.

    Коммуникативные:

    -понимать точку зрения другого;

    Регулятивные: 

    -формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

    V. Реализация построенного проекта.

    - Выложите графическую модель для примера 41 - 24.

    - Как же выполнить это вычитание - предложите свои версии?

    - Вспомните еще раз, как вычитают двузначные числа?

    А почему здесь мы не смогли выполнить вычитание?

    - Разве уменьшаемое меньше?

    - А куда же спрятались единицы?

    - Значит, что нам надо сделать?

    -  Выполните вычитание и определите, что получится.

     Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

    Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

    Далее учащиеся под руководством учителя самостоятельно записывают исходный пример в столбик, заменяют в нем цифры карточками и получают эталон.

    Познавательные:

    -формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;

    -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

    Коммуникативные:

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

    -понимать точку зрения другого.

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

    Работа с графическими моделями.

    №1 с. 24

    Реши примеры. Что в них общего? Сделай вывод.

     

    Решение примеров в столбик с комментированием в громкой речи.

    №2 с.24

      _  82     83     84     85     86

          29      29    29     29     29

    Игра «Угадай-ка».

    №3 с.24

    Выполни действия. Что ты замечаешь?

    82-6    41-17     74-39       93-45    82-16     51-17           74-9     63-45

      Учащиеся в парах  решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

         Они комментируют готовое решение первого примера, а затем преобразовывают графические модели, уточняя понимание механизма перехода через разряд. В завершение, они соединяют линией полученный рисунок с нужным равенством и записывают ответ.

    Учащиеся устанавливают, что все примеры на один и тот же вычислительный прием - вычитание с переходом через разряд. Значит, к ним можно применить построенный алгоритм.    Установив закономерность, по которой составлены примеры и записав следующий пример, они также имеют возможность, не решая его сразу записать ответ.

    Работа  в группах.

    Правильность высказанной гипотезы  доказывают либо с помощью соответствующего эталона или правила, либо с помощью вычислений.

    Познавательные:

    -формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их; 

    - совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;

    -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. 

    Регулятивные:

    -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

    Коммуникативные:

    -оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

    -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    1) Выполнение самостоятельной работы.

    № 4. с. 24

    Выбери и реши примеры на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий?

    98-19             47 + 38          95-20            

    54-17        50 + 30         29-9             76-18        68 + 23

    2) Самопроверка самостоятельной работы по образцу для самопроверки.

    Коррекция возможных ошибок.

      Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа.

       

    Самопроверка самостоятельной работы осуществляется по образцу для самопроверки, где эталон сопоставляется с верно выполненным заданием.

    Учащиеся исправляют свои ошибки и устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.  

    Познавательные:

    -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

    Регулятивные:

    -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

    -учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    Коммуникативные:

    -критично относится к своему мнению;

    Личностные

    -организовать ситуации рефлексии и самооценки;

    VIII. Включение в систему знаний и повторение.

      Групповая работа.

    №6 с.24

    Группы 1-2        Группы 3-4                  5+х = 52                 50-х=12                   Группы 5-6
    х-48 = 24

       Все учащиеся решают задания в тетрадях, а один ученик из каждой группы - на переносной доске.

       Через 3-4 минуты учащиеся, работавшие на переносных досках, представляют работу своей группы. Остальные дети проверяют правильность решения и записывают его в своей тетради.

       Для детей, которые сделали ошибки в самостоятельной работе, во время работы групп можно организовать индивидуальное решение примеров на новый способ действий с консультантом.

    Познавательные:

    -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

    Регулятивные

    -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

    Коммуникативные:

    -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

    -выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

     - Что нового вы узнали на уроке?

    - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

    - Какую цель перед собой поставили?

    - Каким способом действовали?

    - Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

    - Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

    - Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

    - Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

    - Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

    Затем обсуждается домашнее задание.

       На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

     

     

    В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Личностные:

    -организовать ситуации рефлексии и самооценки;

    Коммуникативные:

    -критично относится к своему мнению;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок математики 1 класс. тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

    Урок в первом классе.Тема :         Закрепление .  Сложение  однозначных  чисел  с...

    Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

    Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

    Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика

    Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...

    Урок математики во 2 классе Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.

    Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.Тип урока: открытие нового знания   Основные цели:1) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузна...

    Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".

    Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»Учебный предмет - математика...

    План-конспект урока по теме: "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

    План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядТип...