урок математики во 2 классе. Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». УМК «Школа 2100».
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Казакбаева Разима Закиевна

  ФГОС предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Учитель в  преподавании должен выходить за рамки своего предмета, стремиться к развитию личности ребёнка, формированию универсальных учебных умений. Это можно увидеть на уроке математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике. Класс 2. УМК «Школа 2100».

Тема урока: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»,

 Цель урока:

Предметные:

-построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять;

-закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.

Личностные:

-организовать ситуации рефлексии и самооценки;

-освоить личностный смысл учения, желания учиться.  

Регулятивные: 

-формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

-совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

-учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Познавательные:

-совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;

-формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;

-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

-критично относится к своему мнению;

-понимать точку зрения другого;

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики?

- А с каким вычислительным приёмом вы познакомились на предыдущих уроках?

- Кто уверен в своих знаниях этого приёма? Кому нужна помощь?

- Вы готовы к изучению следующей темы?  Каким способом вы будете изучать новую тему?

Учитель проверяет понимание учащимися нормы предстоящей учебной деятельности.

- Сложение и вычитание двузначных чисел.

- Со сложением двузначных чисел с переходом через разряд.

Уточнение: как организовать помощь, например, назначить консультанта из детей, кто усвоил изученный способ действий и т.д.

Учащиеся проговаривают известные им к настоящему времени два основных шага учебной деятельности (сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ), а также способ выполнения изучаемой в настоящее время структуры первого шага учебной деятельности (т.е. учатся выяснять, что они не знают). А именно, они должны здесь проговорить, что им надо сначала повторить, то что необходимо для открытия нового, после этого выполнить пробные действия, зафиксировать свои затруднения, и найти причины затруднения.

Личностные:

-организовать ситуации рефлексии и самооценки;

-освоить личностный смысл учения, желания учиться.  

Регулятивные:

-формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий. Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Устно решить примеры, записанные на доске:

15-7          14-7         17-9       16-8      11-4       15-8

- Что общего во всех примерах?

- Разбить примеры на группы.

- Придумать аналогичный пример, который можно было бы включить в эту группу примеров.

2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Работа на доске и карточках. Решение примеров:

*9-64   7*-54    *5-44    3*-34    

3.Выбрать из примеров, записанных на доске, пример для пробного действия так, чтобы он продолжал цепочку примеров на карточке:

74-28    58+24     41-24    62-24

На выполнение задания отводится 1-2 минуты, затем учитель показывает верный ответ 17.

- Кто не смог получить никакого ответа?

- Какие были затруднения?

- У кого получился неверный ответ, в чём были затруднения?

- У кого получился верный ответ, сможете ли вы его обосновать?

 Дети называют ответы, при  появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается.

Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на один, а количество единиц – не изменяется. При  появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается.

Поскольку ученики не изучили способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, согласованного эталона нет, то при решении данного примера они либо вообще не смогут получить никакого ответа, либо ответ будет неверным, либо в случае верного ответа, они не смогут его обосновать.

Таким образом, учащиеся зафиксировали свои затруднения.

 Личностные

-организация ситуации самооценки.

Познавательные

-совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию.

-выполнять действия по алгоритму.

Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

-понимать точку зрения другого.

III. Выявление места и причины затруднения.

Какое правило вычитания двузначных чисел вы знаете?

- Почему оно не помогло вам при решении примера 41 - 24 и его обосновании?

- Значит, какого способа вычитания мы не знаем?

Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1) проанализировать выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

2) выявить и зафиксировать причину затруднения - тот общий способ действия, которого недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Познавательные:

-совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

-понимать точку зрения другого.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы перед собой поставите?

-Как будет звучать тема урока?

- Вспомните, как вы находили новые способы вычислений на предыдущих уроках и составьте план своих действий.

Учитель прикрепляет к доске на карточках шаги плана, намеренно изменяя порядок.

Дети должны построить правильную последовательность действий:

1) Работа с моделями чисел.

2) Запись примера в столбик.

3) Составление эталона.

4) Формулировка правила.

Коммуникативные:

-понимать точку зрения другого;

Регулятивные: 

-формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

V. Реализация построенного проекта.

- Выложите графическую модель для примера 41 - 24.

- Как же выполнить это вычитание - предложите свои версии?

- Вспомните еще раз, как вычитают двузначные числа?

А почему здесь мы не смогли выполнить вычитание?

- Разве уменьшаемое меньше?

- А куда же спрятались единицы?

- Значит, что нам надо сделать?

-  Выполните вычитание и определите, что получится.

 Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Далее учащиеся под руководством учителя самостоятельно записывают исходный пример в столбик, заменяют в нем цифры карточками и получают эталон.

Познавательные:

-формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;

-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

-понимать точку зрения другого.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Работа с графическими моделями.

№1 с. 24

Реши примеры. Что в них общего? Сделай вывод.

 

Решение примеров в столбик с комментированием в громкой речи.

№2 с.24

  _  82     83     84     85     86

      29      29    29     29     29

Игра «Угадай-ка».

№3 с.24

Выполни действия. Что ты замечаешь?

82-6    41-17     74-39       93-45    82-16     51-17           74-9     63-45

  Учащиеся в парах  решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

     Они комментируют готовое решение первого примера, а затем преобразовывают графические модели, уточняя понимание механизма перехода через разряд. В завершение, они соединяют линией полученный рисунок с нужным равенством и записывают ответ.

Учащиеся устанавливают, что все примеры на один и тот же вычислительный прием - вычитание с переходом через разряд. Значит, к ним можно применить построенный алгоритм.    Установив закономерность, по которой составлены примеры и записав следующий пример, они также имеют возможность, не решая его сразу записать ответ.

Работа  в группах.

Правильность высказанной гипотезы  доказывают либо с помощью соответствующего эталона или правила, либо с помощью вычислений.

Познавательные:

-формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их; 

- совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;

-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. 

Регулятивные:

-совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Выполнение самостоятельной работы.

№ 4. с. 24

Выбери и реши примеры на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий?

98-19             47 + 38          95-20            

54-17        50 + 30         29-9             76-18        68 + 23

2) Самопроверка самостоятельной работы по образцу для самопроверки.

Коррекция возможных ошибок.

  Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа.

   

Самопроверка самостоятельной работы осуществляется по образцу для самопроверки, где эталон сопоставляется с верно выполненным заданием.

Учащиеся исправляют свои ошибки и устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.  

Познавательные:

-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

Регулятивные:

-совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

-учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные:

-критично относится к своему мнению;

Личностные

-организовать ситуации рефлексии и самооценки;

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

  Групповая работа.

№6 с.24

Группы 1-2        Группы 3-4                  5+х = 52                 50-х=12                   Группы 5-6
х-48 = 24

   Все учащиеся решают задания в тетрадях, а один ученик из каждой группы - на переносной доске.

   Через 3-4 минуты учащиеся, работавшие на переносных досках, представляют работу своей группы. Остальные дети проверяют правильность решения и записывают его в своей тетради.

   Для детей, которые сделали ошибки в самостоятельной работе, во время работы групп можно организовать индивидуальное решение примеров на новый способ действий с консультантом.

Познавательные:

-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства.

Регулятивные

-совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;

Коммуникативные:

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Что нового вы узнали на уроке?

- Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

- Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

- Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Затем обсуждается домашнее задание.

   На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

 

 

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Личностные:

-организовать ситуации рефлексии и самооценки;

Коммуникативные:

-критично относится к своему мнению;