Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика
проект по математике (2 класс) на тему

Махрова Мира Анатольевна

Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Она включает в себя также презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.rar719.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы

"Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Сроки проведения: 06.04.2015 – 18.04.2015

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме:

« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

Учебный предмет - математика

Выполнил учитель начальных классов

муниципального образовательного учреждения

основной общеобразовательной школы №20 г.Бор

Махрова Мира Анатольевна

Квалификационная категория:  высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 28 лет

Контакты: сот. +79202527134, e-mail: mira26@yandex.ru

Н.Новгород

2015

Проект урока по математике (УМК «Гармония»)

Учебный предмет

Математика

Класс

2 класс

УМК

«Гармония»

Тема урока

 Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Тип урока

Объяснение нового материала

Планируемые цели для учителя

Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся; познакомить со способом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; формировать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы

Планируемые метапредметные результаты

  • Личностные

понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками; готовность к взаимодействию и взаимопониманию; понимать причины успеха в учебной деятельности;

  • Регулятивные

уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия;

  • Познавательные

уметь анализировать, классифицировать, делать выводы;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

  • Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию

Планируемые предметные результаты

  • Знать алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд.
  • Уметь решать выражения на вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд, используя алгоритм.
  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Оборудование

  • Презентация к уроку «Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд»
  • Листы оценочные, на которых волшебные линеечки
  • Модели десятков и единиц

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Обучающиеся умеют:

  • «открывать» способы действия (вычислительные приемы сложения и вычитания двузначного и однозначного чисел с переходом в другой разряд, сложения и вычитания двузначных чисел без перехода в другой разряд), используя предметные и символические модели;
  • сравнивать разные приемы вычислений;
  • обосновывать выбор приема вычислений;
  • выявлять правило, по которому составлена таблица, и в соответствии с ним заполнять ее;
  • записывать равенства, пользуясь таблицей.

Этапы урока и хронометраж

Название этапа урока

Время

1

Организационный этап

2-3 мин.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения

8-10 мин.

3

Изучение нового материала

15-18 мин.

4

Физминутка

2 мин.

5

Первичное осмысление и закрепление

12-15 мин.

6

Этап информации и домашнего задания

3 мин.

7

Итог урока. Рефлексия

3 мин.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

Организационный этап

- Давайте посмотрим друг другу в глаза

Теперь улыбнемся и скажем: “Пора!

Пора начинать наш первый урок!”

Тихонько садитесь, время не ждет.

Приветствие учащихся, проверка готовности  к уроку.

 

Демонстрируют готовность к уроку.

На столах лежат листы самооценки, на которых волшебные линейки:

    А   П    С

(А – аккуратность;

П – правильность;

С – самостоятельность)

 После каждого задания детям предлагается оценить себя

Личностные: уметь включаться в учебную деятельность

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

Выявление места и причины затруднения

Вычислите значение выражений

12-7=       13-8=       14-9=      

 15-8=      16-7=       13-4=

Рядом с ответом 5 запишите букву Д, с ответом 9 – А

Чему или кому вы можете и хотите сказать «ДА»?

Что общего у всех примеров?

Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать?

Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры.

*9 - 53

7* - 43

*5 – 63

3* - 33

*1 - 23

Что можно сказать об уменьшаемом?

Что можно сказать о вычитаемом?

Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3

Раскрывает закрытые цифры и просит решить примеры

Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

Какую цель поставим перед собой?

Но сначала оцените себя, как вы выполнили это задание.

Решают примеры.

Оценивают по заданной инструкции.  Рядом с ответом 9 дети записывают букву А,  ответ 5 - Д. При правильном решении, у учащихся получится следующая запись:

ДАДАДА

        

Значения разности 5 и 9

Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

В уменьшаемом одна цифра неизвестна.

Неизвестные десятки и единицы чередуются

Все известные цифры в уменьшаемом – нечетные и идут в порядке убывания

В вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется

Дети вставляют пропущенные цифры, после решения проверяют по карточкам контроля. А у слабых детей на столах лежат карточки

69-53

74-43

85-63

36-33

41-23

При решении последнего примера  испытывают затруднение

(Сильные дети решают, но объяснить не могут)

Найти прием вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры.

Дети работают в оценочных листах.

Регулятивные: принимать  и сохранять  учебную задачу, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результат

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные: уметь анализировать, классифицировать, делать выводы

Личностные  УУД:   действие смыслообразования,

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

3

Изучение нового материала

Выложим модель выражения.

41-24

-Почему мы не можем вычесть?

- Где спрятались единицы?

- Что надо сделать?

Только всегда надо помнить о том, что число десятков при этом

уменьшается на 1.

 - Решите выражение.

- Так в чем заключается новый прием?

 Откройте учебник на стр. 21,  прочитайте  рассуждения Миши и Маши. Кто прав?

С помощью учителя пытаются решить выражение, используя демонстрационный материал (в уменьшаемом заменяют треугольник-десяток, на 10 кругов-единиц) и выводят новый прием вычитания.

 

Делают вывод

Нужно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

Дети  сравнивают рассуждения Маши и Миши и знакомятся с новыми приемами вычитания двузначных чисел с переходом через разряд

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: 

-    задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Физминутка

Миша предлагает отдохнуть

Дети вместе с мальчиком Мишей («Супер физкультминутка для урока» Автор Д.Тарасов: http://videouroki.net/view_post.php?id=108) выполняют упражнения физкультминутки

Первичное осмысление и закрепление

Стр.21 № 62

Наблюдает за умением работать в парах, слушать друг друга

Запишите каждое выражение в виде разности двузначных чисел.   Учитель  называет число-контролер для каждого  варианта (число – контролер – это сумма двух значений выражений)

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

1) Спиши с доски и решите  выражения на новый вычислительный приём:

2) вставьте пропущенные числа, чтобы равенство стало верным

 

Через 2-3 минуты учитель показывает правильные ответы

Задача на повторение

Предлагает решить задачу в группах, по составленному плану

Дети выполняют  задания на новый прием вычитания, работают в парах,  поочередно комментируя друг другу решение, пользуясь рассуждениями Маши (один ученик) и Миши (другой ученик). Ответы  даны на доске с обратной стороны, после решения подходят и проверяют

Взаимооценка в парах

С. 21 № 63

           I вариант        II вариант

           57 – (30+9)                            

           46 – (30+8)

II вариант

           63 – (40+5)                          

           34 – (10+9)

I -26;         II –33

98-19,

64-12,

76-18,

54-17

Проверка по эталону, за каждый правильный пример, учащиеся ставят 1 балл.

*4 – 1*=36

Задание повышенного уровня, за правильное выполнение  - 2 балла.

Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и проводят самопроверку.

Оценивают свою деятельность.

Запись на карточках

Мальчики вырезали 25 звездочек, а девочки на 17 звездочек меньше. Сколько звездочек вырезали девочки? Сколько звездочек сделали мальчики и девочки вместе?  

План самоконтроля:

1.Какое было задание?

2.Сколько вопросов в задаче?

3. Сколько ответов?

Какое действие выбрали для ответа на первый вопрос? Почему?

5.Какое действие выбрали для ответа на второй вопрос? Почему?

6.Выбери выражения для решения данной задачи:

А) 25+17=42  Б)25-17=8

     42+25=67      8+25=33

В) 25-17=8

     25-8=17

Работают в группах

При решении используют план

После решения задачи, учащиеся называют 3 момента, которые и у них получились хорошо, работая в группе и

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи

Предметные:

выполнять письменно действия с многозначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий;

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию

Этап информации и домашнего задания

Открывают рабочие тетради на печатной основе, знакомятся с заданием.

Итог урока. Рефлексия

- С каким приемом познакомились?

- Какому приему вычитания научились?

- Какие выражения научились решать?

- Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали

трудности в начале урока?

Посмотрите в свои оценочные листы. Выведите общую оценку себе. Оцените свою работу на уроке в целом.  Поместите магнитик со своим именем на классную волшебную линейку.

Научились решать выражения с применением нового алгоритма вычитания

Самостоятельное оценивание собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Личностные:

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.


Оценка проекта урока  математики  во 2  классе. УМК «Гармония»

Выполнила: Махрова М.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ№20 г.Бор

Бланк №1

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4

4

Развивающая направленность заданий

3

5

6

Логика построения урока

3

6

7.

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

1

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2

13

15

Формирование познавательных УУД

3

14

16

Формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

3

                                              Всего баллов

37

Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

0

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3

Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла – не зачтено
  • 32 – 45 – зачтено с замечаниями
  • 46 - 63  - зачтено

Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 51 баллов.

Литература

  1. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014. – 29 с.
  2. Современные технологии проведения урока  в начальной школе  с учетом требований ФГОС Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой-. М.:АРКТИ, 2014
  3. Как построить урок в соответствии с ФГОС/А.В.Миронов.-Волгоград:Учитель,2015
  4. Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
  5. Методическое пособие. Современные технологии проведения урока  в начальной школе  с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
  6. Урок в развивающем обучении. Москва, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики во 2 классе. Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». УМК «Школа 2100».

ФГОС предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Учитель в  преподавании должен выходить за рамки своего предмета, стремиться к развит...

Урок математики во 2 классе Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.

Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.Тип урока: открытие нового знания   Основные цели:1) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузна...

Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".

Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»Учебный предмет - математика...

План-конспект урока по теме "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через разрядТип ...

План-конспект урока по теме: "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядТип...

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд по частям: 41-24" - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: Формирование у обучающихся умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урокаДидактические:Сформировать умение...