Главные вкладки

    План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия").

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx24.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе

    Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала».

    Цели:

    1. Закрепить знания учащихся по теме "Величины", используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Калмыкии);
    2. Развивать творческое мышление;
    3. Воспитывать любовь к малой родине.

    Оборудование:

    • Выставка книг и периодических изданий по теме "Славлю тебя, мой край родной!";
    • Фонограмма песни "Родина";
    • Карта Республики Калмыкия;
    • Карточки с названиями величин - длина, масса, площадь, объём, стоимость;
    • Карточки с планом работы на уроке;
    • Задания для самостоятельной работы;
    • Карточки с буквами для составления слов (петух, баран, утка);
    • Карточки - "помогайки" №№1,2,3;
    • Изображения посадочных площадок в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника, четырёхугольника;
    • Изображение воздушного шара.

     

    Ход урока:  1. Организационный момент

    Эмоциональный настрой: -Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка нам несёт добро. Улыбнитесь ему - оно улыбнётся нам, затем улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости –мы народ гостеприимный, нужно сделать так, чтоб гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем, кто собрался в нашем классе. Я уверена, кто несёт добро, тому добро и будет.

     (звучит запись песни "Родина" словаЕ.Тараховской, музыка Н.Глазковой).  Постановка целей и задач урока.

    • Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)
    • Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)
    • Как живут и чем занимаются люди? (ответы учащихся)
    • Какой город является главным на территории нашей Республики? (город Элиста)
    • Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. 
    • Работа с картой у доски.
    • Выразительное чтение стихотворения "Мини балгсн":

         

    - Ребята, наш город - это наша маленькая Родина, в 2013 году Элисте исполнится     лет. Многое из истории Республики и города  вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке "Славлю тебя, мой край любимый!". - Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме "Величины".

     

    1. Актуализация знаний.
    • Что вы можете сказать о понятии "величина"? (ответы учащихся)
    • Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)
    • Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)
    • Какие действия можно производить с величинами?

    На доске, по мере ответов учащихся, при помощи карточек учитель составляет план работы на уроке:

    5.     Перевод единиц;

    6.     Арифметические действия с величинами;

    7.     Решение задач.

     

    1. Работа по обобщению знаний по теме.

    0.     Устный счёт.
    - Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары - аэростаты - приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году.

     

    • Сколько лет воздушному шару? (224 года)
    • Сколько это веков?(2 века и 24 года). Докажите.

    (На доске появляется изображение воздушного шара)

    - Ребята, мы пролетаем над территорией Республики Калмыкия. (В ходе урока все географические объекты демонстрируются учителем на карте республики). Рассказывает ребёнок: Она расположена на юге Европейской равнины. Наша республика граничит с севера с Волгоградской областью, с юга с республикой Дагестан, с запада со Ставропольским краем, с востока с Астраханской областью. По своей территории Республика Калмыкия значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. Площадь Республики Калмыкия  квадратных километров, площадь Дании 43090 квадратных километров.

     

    • На сколько квадратных километров площадь Республики Калмыкия больше площади Дании? (на     квадратных километров)
    • Ребята, назовите реки, протекающие по территории нашей Республики?(Индивидуальная работа учащихся с картой РК).
    • Назовите самую крупную реку Республики? (Волга)
    • Общая длина Волги 3690километров, из них километров река протекает по территории других областей. Сколько километров приходится на Республику Калмыкия? (     километров).

     

    1.     Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

     

    • А кто же были первыми пассажирами воздушного шара?

    Об этом мы узнаем, выполнив задание. Перед вами три карточки. Рассмотрите их и выберите для себя одну. Выполните действия с величинами.

     

    Карточка №1

    Карточка №2

    Карточка №3

    100км 800м + 600м
    5 кг - 4кг 130г
    17см + 90мм
    40т - 150ц
    5сут - 48ч

    7дм - 7см
    53дм 2см + 286см
    3кг 600г - 1515г
    41т + 94ц
    3ч 45мин - 120мин

    9см 8мм - 84мм
    120мм + 14см
    18т 7ц+3ц
    13м - 50дм

    На доске карточки с величинами - результатами вычислений, а на обратной стороне - буквы:

     

    Для карточки №1

    Для карточки №2

    Для карточка №3

    101км 400м
    870г
    26см
    25т
    3сут

    П
    Е
    Т
    У
    Х

    6дм 3см
    81дм 8см
    2кг 85г
    50т 4ц
    1ч 45мин

    Б
    А
    Р
    А
    Н

    1см 4мм
    26см
    19т

    У
    Т
    К
    А

     

    2.     Решение задач.
    - Итак, пассажирами первого воздушного шара были петух, баран и утка. Узнаем их массу. Для этого решим задачу.

    Задача.
    Петух в 2 раза легче утки и на 49килограммов 500граммов легче барана. Какова масса утки, если масса барана равна 52 килограммам? Какова общая масса пассажиров первого воздушного шара?

    Учащиеся решают задачу самостоятельно, при затруднении используют карточки - "помогайки" №1, №2, №3.

     

    Карточка - "помогайка" №1.

    1.     Подумай, сможешь ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

    2.     Что для этого тебе нужно узнать сначала?

     

    Карточка - "помогайка" №2.

    3.     Чтобы узнать общую массу, нужно знать массу каждого животного.

    4.     Масса барана известна.

    5.     Сможешь ли узнать массу утки? Что для этого нужно сначала узнать?

     

    Карточка - "помогайка" №3.

    6.     Найди массу петуха. Сравни его массу с массой барана.

    7.     Теперь сравни массу петуха и утки. Найди массу утки.

    8.     Найди общую массу всех трёх пассажиров.

    На полях учащиеся указывают номер карточки, которой пользовались при решении. Правильность решения определяется путём взаимопроверки.

     

    • Ребята, разведением этих животных занимаются в домашних условиях. Как называются данные животные? (домашние).

    При работе с картой "Сельское хозяйство"  на карте РК.. учащиеся называют других домашних животных, на которых специализируется животноводство нашего края.

    Физкультминутка.

    По родному краю
    Дружно мы шагаем.
    Справа от нас – зелёная степь.
    И слева  тоже степь                                    .

    В такой степи полно чудес.
    на холм - скок.
    Суслик задорно свистит. (свист)!
    Аж в ушах звенит!

     

    • А каких диких животных, обитающих в нашем крае, вы знаете? (ответы учащихся).
    • Какая экосистема является домом для этих животных? степь).

    Послушайте стихотворение Каляева «О, степь моя!» (отрывок):

     

    • Чем является степь для человека? (Степь - это место отдыха человека, в степи много лекарственных растений, в степи человек может найти себе пищу, и т. д.)
    • Что нужно для того чтобы у нас был чистый воздух? (побольше растений)

    - Запасы " зелёного богатства" на территории Калмыкии невелики, поэтому задача жителей - сохранение и приумножение лесных полос. Необходимые меры по сохранению лесных полос учащиеся называют, ориентируясь на иллюстрации с экрана.  

      Сельскохозяйственные угодья занимают  большую часть  территории Калмыкии. Какие культуры выращивают в нашей республике ? Учащиеся отвечают на данный вопрос, пользуясь картой "Сельское хозяйство".

    • Ребята, вы назвали много сельскохозяйственных культур, но больше всего выращивают в области зерновых культур, а какая культура идёт далее по количеству занимаемых площадей, вы узнаете, отгадав загадку:

    В огороде у дорожки
    Стоит солнышко на ножке.
    Только жёлтые лучи
    У него не горячи. (Подсолнух)

     

    • Да, ребята, это подсолнух. Я предлагаю вам решить задачу №19 страница 58 учебника о подсолнечнике.

    Задача.
    При посеве подсолнечника на одну сотку расходуют 100г семян. Сколько потребуется семян подсолнечника, чтобы засеять участок прямоугольной формы длиной 80м и шириной 5м? (400г семян) При решении задачи применяется групповая форма работы.

     

    3.     Закрепление умений учащихся соотносить единицы величин.

    - Ребята, на доске написаны максимальные высоты горных массивов.
    Крымские горы - 1545м;
    Уральские горы - 1км894м;
    Гора Богдо -

      

    • Запишите данные величины в порядке убывания.(1км 894м, 1545м, м)
    • Посмотрите на записанные на доске величины: 1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм. Выпишите равные величины на отдельных строчках.

    Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. По окончанию работы проводится проверка с доказательством выполненных действий.

     

    4.     Работа с геометрическим материалом.

     

    • Для посадки нашего воздушного шара были размечены посадочные площадки (в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника). Установите закономерность в расположении геометрических фигур.
    • Какая фигура будет следующая и подойдёт для посадки нашего шара? (дети приходят к выводу, что площадка для посадки шара должна иметь форму прямоугольника).

    Данная фигура, изображающая посадочную площадку, обозначается на доске.

     

    • О размерах этой площадки мы узнаем, решив задачу в учебнике(№17 страница 58 ). Задача решается устно с опорой на рисунок к данной задаче.

    Изображение воздушного шара учитель помещает на "посадочную площадку". Прочтите эпиграф нашего урока:

    «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой».

    -Как вы понимаете эти слова?

    -Почему мы называем нашу страну Родина- мать?

    (Матерью называем потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас, любит как наша мама)

     

    1. Итог урока. Выставление оценок.
    2. Домашнее задание. Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе.

    Данный конспект интегрированного урока математики и окружающего мира. Тема урока математики: Деление (обобщение изученного). Тема урока окружающего мира: Перелётные птицы....

    Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

    На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

    Конспект интегрированного урока по ОЗОЖ, окружающему миру, оздоровительной физкультуре Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола»

           Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стали общегосударственной проблемой.Решить её поможет систематическое...

    Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира "Мы - архитекторы"

    Данный урок является важным звеном, объединившим предметы, разные по способу познания мира - математику и окружающий мир. Он способствует формированию целостной картины мира, пониманию связей между из...

    Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

    Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

    Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".

    Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...