План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе

Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала».

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся по теме "Величины", используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Калмыкии);
  2. Развивать творческое мышление;
  3. Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование:

  • Выставка книг и периодических изданий по теме "Славлю тебя, мой край родной!";
  • Фонограмма песни "Родина";
  • Карта Республики Калмыкия;
  • Карточки с названиями величин - длина, масса, площадь, объём, стоимость;
  • Карточки с планом работы на уроке;
  • Задания для самостоятельной работы;
  • Карточки с буквами для составления слов (петух, баран, утка);
  • Карточки - "помогайки" №№1,2,3;
  • Изображения посадочных площадок в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника, четырёхугольника;
  • Изображение воздушного шара.

 

Ход урока:  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой: -Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка нам несёт добро. Улыбнитесь ему - оно улыбнётся нам, затем улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости –мы народ гостеприимный, нужно сделать так, чтоб гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем, кто собрался в нашем классе. Я уверена, кто несёт добро, тому добро и будет.

 (звучит запись песни "Родина" словаЕ.Тараховской, музыка Н.Глазковой).  Постановка целей и задач урока.

  • Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)
  • Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)
  • Как живут и чем занимаются люди? (ответы учащихся)
  • Какой город является главным на территории нашей Республики? (город Элиста)
  • Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. 
  • Работа с картой у доски.
  • Выразительное чтение стихотворения "Мини балгсн":

     

- Ребята, наш город - это наша маленькая Родина, в 2013 году Элисте исполнится     лет. Многое из истории Республики и города  вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке "Славлю тебя, мой край любимый!". - Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме "Величины".

 

  1. Актуализация знаний.
  • Что вы можете сказать о понятии "величина"? (ответы учащихся)
  • Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)
  • Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)
  • Какие действия можно производить с величинами?

На доске, по мере ответов учащихся, при помощи карточек учитель составляет план работы на уроке:

5.     Перевод единиц;

6.     Арифметические действия с величинами;

7.     Решение задач.

 

  1. Работа по обобщению знаний по теме.

0.     Устный счёт.
- Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары - аэростаты - приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году.

 

  • Сколько лет воздушному шару? (224 года)
  • Сколько это веков?(2 века и 24 года). Докажите.

(На доске появляется изображение воздушного шара)

- Ребята, мы пролетаем над территорией Республики Калмыкия. (В ходе урока все географические объекты демонстрируются учителем на карте республики). Рассказывает ребёнок: Она расположена на юге Европейской равнины. Наша республика граничит с севера с Волгоградской областью, с юга с республикой Дагестан, с запада со Ставропольским краем, с востока с Астраханской областью. По своей территории Республика Калмыкия значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. Площадь Республики Калмыкия  квадратных километров, площадь Дании 43090 квадратных километров.

 

  • На сколько квадратных километров площадь Республики Калмыкия больше площади Дании? (на     квадратных километров)
  • Ребята, назовите реки, протекающие по территории нашей Республики?(Индивидуальная работа учащихся с картой РК).
  • Назовите самую крупную реку Республики? (Волга)
  • Общая длина Волги 3690километров, из них километров река протекает по территории других областей. Сколько километров приходится на Республику Калмыкия? (     километров).

 

1.     Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

 

  • А кто же были первыми пассажирами воздушного шара?

Об этом мы узнаем, выполнив задание. Перед вами три карточки. Рассмотрите их и выберите для себя одну. Выполните действия с величинами.

 

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

100км 800м + 600м
5 кг - 4кг 130г
17см + 90мм
40т - 150ц
5сут - 48ч

7дм - 7см
53дм 2см + 286см
3кг 600г - 1515г
41т + 94ц
3ч 45мин - 120мин

9см 8мм - 84мм
120мм + 14см
18т 7ц+3ц
13м - 50дм

На доске карточки с величинами - результатами вычислений, а на обратной стороне - буквы:

 

Для карточки №1

Для карточки №2

Для карточка №3

101км 400м
870г
26см
25т
3сут

П
Е
Т
У
Х

6дм 3см
81дм 8см
2кг 85г
50т 4ц
1ч 45мин

Б
А
Р
А
Н

1см 4мм
26см
19т

У
Т
К
А

 

2.     Решение задач.
- Итак, пассажирами первого воздушного шара были петух, баран и утка. Узнаем их массу. Для этого решим задачу.

Задача.
Петух в 2 раза легче утки и на 49килограммов 500граммов легче барана. Какова масса утки, если масса барана равна 52 килограммам? Какова общая масса пассажиров первого воздушного шара?

Учащиеся решают задачу самостоятельно, при затруднении используют карточки - "помогайки" №1, №2, №3.

 

Карточка - "помогайка" №1.

1.     Подумай, сможешь ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

2.     Что для этого тебе нужно узнать сначала?

 

Карточка - "помогайка" №2.

3.     Чтобы узнать общую массу, нужно знать массу каждого животного.

4.     Масса барана известна.

5.     Сможешь ли узнать массу утки? Что для этого нужно сначала узнать?

 

Карточка - "помогайка" №3.

6.     Найди массу петуха. Сравни его массу с массой барана.

7.     Теперь сравни массу петуха и утки. Найди массу утки.

8.     Найди общую массу всех трёх пассажиров.

На полях учащиеся указывают номер карточки, которой пользовались при решении. Правильность решения определяется путём взаимопроверки.

 

  • Ребята, разведением этих животных занимаются в домашних условиях. Как называются данные животные? (домашние).

При работе с картой "Сельское хозяйство"  на карте РК.. учащиеся называют других домашних животных, на которых специализируется животноводство нашего края.

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас – зелёная степь.
И слева  тоже степь                                    .

В такой степи полно чудес.
на холм - скок.
Суслик задорно свистит. (свист)!
Аж в ушах звенит!

 

  • А каких диких животных, обитающих в нашем крае, вы знаете? (ответы учащихся).
  • Какая экосистема является домом для этих животных? степь).

Послушайте стихотворение Каляева «О, степь моя!» (отрывок):

 

  • Чем является степь для человека? (Степь - это место отдыха человека, в степи много лекарственных растений, в степи человек может найти себе пищу, и т. д.)
  • Что нужно для того чтобы у нас был чистый воздух? (побольше растений)

- Запасы " зелёного богатства" на территории Калмыкии невелики, поэтому задача жителей - сохранение и приумножение лесных полос. Необходимые меры по сохранению лесных полос учащиеся называют, ориентируясь на иллюстрации с экрана.  

  Сельскохозяйственные угодья занимают  большую часть  территории Калмыкии. Какие культуры выращивают в нашей республике ? Учащиеся отвечают на данный вопрос, пользуясь картой "Сельское хозяйство".

  • Ребята, вы назвали много сельскохозяйственных культур, но больше всего выращивают в области зерновых культур, а какая культура идёт далее по количеству занимаемых площадей, вы узнаете, отгадав загадку:

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

 

  • Да, ребята, это подсолнух. Я предлагаю вам решить задачу №19 страница 58 учебника о подсолнечнике.

Задача.
При посеве подсолнечника на одну сотку расходуют 100г семян. Сколько потребуется семян подсолнечника, чтобы засеять участок прямоугольной формы длиной 80м и шириной 5м? (400г семян) При решении задачи применяется групповая форма работы.

 

3.     Закрепление умений учащихся соотносить единицы величин.

- Ребята, на доске написаны максимальные высоты горных массивов.
Крымские горы - 1545м;
Уральские горы - 1км894м;
Гора Богдо -

  

  • Запишите данные величины в порядке убывания.(1км 894м, 1545м, м)
  • Посмотрите на записанные на доске величины: 1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм. Выпишите равные величины на отдельных строчках.

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. По окончанию работы проводится проверка с доказательством выполненных действий.

 

4.     Работа с геометрическим материалом.

 

  • Для посадки нашего воздушного шара были размечены посадочные площадки (в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника). Установите закономерность в расположении геометрических фигур.
  • Какая фигура будет следующая и подойдёт для посадки нашего шара? (дети приходят к выводу, что площадка для посадки шара должна иметь форму прямоугольника).

Данная фигура, изображающая посадочную площадку, обозначается на доске.

 

  • О размерах этой площадки мы узнаем, решив задачу в учебнике(№17 страница 58 ). Задача решается устно с опорой на рисунок к данной задаче.

Изображение воздушного шара учитель помещает на "посадочную площадку". Прочтите эпиграф нашего урока:

«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой».

-Как вы понимаете эти слова?

-Почему мы называем нашу страну Родина- мать?

(Матерью называем потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас, любит как наша мама)

 

  1. Итог урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).