«Круг. Окружность.»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Комолова Анастасия Алексеевна

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx37.94 КБ
Package icon otkrytyy_urok_komolova_okruzhnost.zip2.61 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

Выполнила Комолова Анастасия Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: Круг.Окружность.

УМК: «Планета Знаний»

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности

Задачи урока:

           1) Образовательные: Сформировать первоначальные  представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

 познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом;                                                                                                                                                                                                 содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;

         2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

         3) воспитательные:  повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы:

Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.

Личностные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

-формирование устойчивой положительной самооценки,

-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,

-установки на здоровый образ жизни.

Предметные  результаты:

-сформировать первоначальные  представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом;                                                                                                                                                                                                 -содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,  процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

интегрированный (математика с элементами технического труда)

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма проведения урока Урок-путешествие

Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы,  модели фигур,  цветная бумага, образец аппликаций

ТСО: мультимедийный проектор

Тип урока:  интегрированный (математика с элементами технического труда)

Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

Ход урока

  1. Орг. момент.1мин.
  2. Устный счёт 7 мин.

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

Отгадайте загадку на чём?

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Мы сейчас построим эту

Межпланетную ….     (ракету)

Нам надо построить ракету, выполняя задания:        

Назовите фигуры, из которых состоит ракета и выполните задание:

   1 Треугольник      (нажать)               5·7=  (нажать)      35

   2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира  в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта?    6

   3  Трапеция (нажать)   6·5 =   (нажать)   30

   4 Круг  (нажать)  первый  раз  космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз?    24

    Дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа)

Молодцы! Готовы к полёту!  Запишите числа в порядке убывания! (вызвать Никиту Вершинина)

Проверяем! 35, 30, 24, 6 Какое число лишнее?( 6- однозначное) Это не просто числа- это зашифрованное название  той планеты, на которую мы должны полететь.

Работа в парах. Расшифруйте название

50

35

32

30

26

24

20

10

6

1

Ф

к

Е

р

п

у

а

ш

г

д

На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете?( пуговица, монета, тарелка, зеркало, !!! апельсин, глобус…и т.д.)

Как можно изобразить круг на бумаге (ответы детей) (обвести, с помощью циркуля)  на доске перевернуть   ЦИРКУЛЬ

3.Изучение новых знаний, формирование новых умений 13 мин.

Удобнее всего пользоваться специальным прибором: (нажать)             

Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

 (Циркуль)

Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг).  (нажать)               

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.

Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.

Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.

Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.

         Циркули бывают(нажать) ученические, для работы на доске,  чертёжные, циркули по металлу (продемонстрировать), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.

      Сегодня мы научимся пользоваться циркулем, чтобы…

Практическая работа.(самостоятельная) (нажать)               

Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками  не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг.  (нажать) Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки.  (нажать) Это центр круга, её можно обозначить точка О. (нажать) 

Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.

Отметьте на окружности точку А. (нажать)               

Соедините точкуА с центром окружности. Отрезок ОА –это радиус окружности.

Радиус окружности – отрезок,соединяющий центр окружности с точкой на окружности.

Отметьте на окружности точкуВ, соедините О и В. Отрезок ОВ- тоже радиусокружности. Какой можно сделать вывод? (ОА= ОВ)

Радиусы одной окружности равны.

Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? (нажать)               -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.  

Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик  Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус  означает «спица колеса».

Практическая работа в парах. (нажать)               

Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».

а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? (ребята: диаметр делит круг на две равные части). б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? (ребята: все диаметры одинаковой длины)

Сделаем вывод.

Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины.

Сравните длину радиуса с длиной диаметра. Сделайте вывод.

Диаметр в два раза больше радиуса

4.Физминутка2 мин.

5.Закрепление, систематизация, применение 7 мин. (нажать)               

Сколько диаметров можно провести?  А какие они по длине? Что интересного заметили?

Какое слово созвучно со словом циркуль? –  ЦИРК. (нажать) 

Что общего между циркулем и цирком? (нажать) 

Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк.

А попадём мы туда без билета, выполнив правильно  3 задания  (нажать)  Заполните пропуски дружно:

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность!

Она идёт по краю круга

И называется –          (нажать)   окружность!

(нажать) 

От окружности до центра

Мы начертим длинный ус,

Знает каждый третьеклассник,

Это точно  -  (нажать)   радиус!

(нажать) 

Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности  (нажать)   Диаметр

В этом цирке все животные круглые.         

Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет.  Сделаем слону тарелки.

Работа по рядам. (нажать)

 Работать будем ножницами.  Ножницами  нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу колечками. Разметку делать на белой стороне бумаги, бумагу расходовать экономно.

У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом …., вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску

6. Дом. задание. 1 мин.

7. Итог урок, рефлексия 2 мин.

Сегодня мы с вами побывали на круглой планете.Чтобы вернуться назад, нужно ответить на вопросы теста (у каждого ученика тест).

Фронтальная проверка теста.

  1. Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
  • да
  • нет          
  • не знаю

  1. Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.

  • да                              
  • нет                                    
  • не знаю

  1. Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.

  • да                              
  • нет                                    
  • не знаю

  1. Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…

  • диаметр                  
  • радиус

  1. Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.

  • да                              
  • нет                                    
  • не знаю

  1. Я считаю, что отрезок, проходящий через центр окружности до любой точки окружности называется…

  • диаметр                  
  • радиус
  1. Назовите длину диаметра, если радиус равен 3 см

АМ=  …..см

Продолжите предложения (устно):

Сегодня на уроке:

я узнал…

я научился…

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

….

….

….

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

….

…..

….

….

….

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________

БЛАНК ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

№ п.п

Критерий

Соответ

ствует

Соот. в половине и более случаев

Не соот

ветст-

вует

1.

Актуализированы мыслительные операции, необходимые для усвоения детьми геометрических понятий.

2

1

0

2

Созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

2

1

0

3

Типы оперирования геометрическим образом в учебных заданиях соответствуют уровню сформированности пространственного мышления и представлений детей возрастной группы.

2

1

0

4

Используется система геометрических заданий, эффективно влияющая на развитие пространственного воображения младших школьников.

2

1

0

5

Содержатся учебные задания, соответствующие группам учащихся класса (по уровню творчества, трудности, объема, модальности и др.).

2

1

0

6

Используются различные способы организации дифференцированной работы (по степени самостоятельности, по характеру помощи, по виду выполняемой работы).

2

1

0

7

Представленные виды дифференцированной деятельности школьников на уроке  обеспечивают  достижение планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных.

2

1

0

8

Зафиксированы побуждающие вопросы учителя и  содержатся предполагаемые ответы и вопросы детей к учителю и одноклассникам.

2

1

0

9

В результате диалоговых и полилоговых форм изучения геометрических понятий планируются выводы и обобщения школьников.

2

1

0

10

Запланированы практические виды деятельности учащихся на построение геометрических фигур, измерение, конструирование и т.п.

2

1

0

11

Прослеживается системно-деятельностный подход к обучению, представлены виды деятельности учащихся, направленные на усвоение детьми изучаемых геометрических понятий (в том числе самостоятельно).

2

1

0

12

С целью предупреждения затруднений школьники получают исчерпывающий инструктаж по выполнению самостоятельных работ (словесно, в виде инструкций, памяток, алгоритма, схемы действий и т.п.).

2

1

0

13

Успешность выполнения учащимися самостоятельной работы обеспечено различными формами проверки, самопроверки, взаимной проверки, поэтапной проверки и т.п.

2

1

00

14

Содержится этап рефлексии учащихся, на котором представлены самооценка и взаимная оценка результатов работы с использованием отметки или в условиях безотметочного обучения.

2

1

0

15

Коллективно-распределенная деятельность школьников представлена на уроке работой в паре, в группе.

2

1

0

16

Использует эффективные приемы и методы с целью организации продуктивной деятельности школьников по формированию представлений об одномерных, двумерных и трехмерных геометрических фигурах, их свойствах и отношениях

2

1

0

17

Электронные образовательные ресурсы соответствуют задаче  развитие пространственного мышления детей и повышают эффективность  усвоения геометрических понятий.

2

1

0

18

Присутствуют элементы проектной деятельности по теме урока.

2

1

0

19

Прослеживается связь урочной и внеурочной деятельности.

2

1

0

Итого баллов

38

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

Количество баллов

Оценочное суждение

27 - 38

Результат сформирован

0 - 26

Результат не сформирован



Подписи к слайдам:

5 · 7
?
6 · 5
?
Мой циркач, циркач лихойЧертит круг одной ногой,А другой проткнул бумагу,Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)

*
ТАЛОС
По стеклу
медицинский
Для распилки брёвен
шагомер
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.
Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие форму окружности?
*
О
М
т. О –называется центром окружности
А
Отметим на окружности две точки А и М.
Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности.
Определение:Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом.
Соединим точки О и М, О и А.
*
О
A
B
C
M
K
Н
У круга есть одна подруга,Знакома всем её наружность!Она идёт по краю кругаИ называется …
От окружности до центраМы начертим длинный ус.Знает каждый третьеклассник,Это точно -
Отрезок, который проходитчерез центр окружностии соединяет две точки окружности.
Сегодня на уроке я понял (а), что…
Самым интересным для меня было …
Мне бы хотелось …