Технология проблемного диалога.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Панжинская Светлана Константиновна

Технология проблемного диалога

 

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

·         Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

·         Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

                

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86

г. о. Тольятти

(МБУ СОШ № 86)

Урок

занимательной математики.

 (1 класс)

 

                                                                 

учитель начальных классов:

                                                            Панжинская С.К.

                                                             

г.о.Тольятти, 2013 г.

Урок математики с использованием информационных технологий и технологии оценивания.

Тема: Час весёлой математики

Цели:

1. Предметные:

- повторить позиции написания мягкого знака показателя мягкости, разделительного мягкого знака расширить знания учащихся по данной теме; закрепить  умения детей в правописании слов с разделительным ь и    ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать умение слышать звучащее слова; повышать уровень самостоятельности и творческой активности учащихся; формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

2. Формировать УУД

Личностные: - мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные: - строить высказывания в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебник, доска, компьютер, медиапроектор

Ход урока:

1. Орг. момент. Психологический настрой.                         1 минута

- Добрый день, уважаемые  гости! Мы приветствуем Вас на нашем уроке!

-Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение: (слайд)

(заставка песни «От улыбки»)

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята,  подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом  и улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Спасибо, всем. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок. (слайд)

- Проверим готовность к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Сообщение темы урока. Целеполагание.           2, 5 минуты

 Учитель:

-Сегодня у нас необычный урок

На нём мы, ребята, подводим итог,

О многом интересном поговорим

И гостей во всё посвятим.

Учитель:

- А необычен он тем, что сегодня мы отправимся в гости к героям вашего любимого мультфильма. Отгадайте кто это.

Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тысячу кроличьих прыжков
.   (слайд)

(На экране появляются герои мультфильма «Смешарики».)

Учитель:  Совершенно верно это СМЕШАРИКИ. Давайте вспомним, как их зовут?

 

Ученик. Бараш, Лосяш, Нюша, Совунья, Крош, Пин.

 

Учитель. Ребята, герои мультфильма пригласили нас в гости в свою страну Смешариков и приготовили для нас испытания. Нам предстоит не только выполнить задания, но и будем учиться оценивать их. А поможет нам в этом алгоритм.

         - Я справился с заданием самостоятельно и без ошибок.

         - Я справился с заданием самостоятельно, но допустил ошибки.

- Я справился с заданием с помощью учителя (ребят), допустил               ошибки.

-А на какую тему будут эти задания,  определите сами, выполнив задание,

(К доске выходят 5 учеников. Они получают карточки с цифрами от1 до 5)

- Постройтесь в порядке возрастания.

-  Постройтесь в порядке убывания.

-Итак,  кто сможет сказать какова тема урока?  (числа от 1 до 5)

-Отправляясь в путешествие, нам необходимо поставить цели. Смешарики предлагают следующие цели.

Учитель:

- Принимаем эту цель?

3. Графический диктант.

- Чтобы не сбиться с пути во время путешествия, нам необходимо проложить маршрут. Поведём графический диктант.

4.  Актуализация знаний.    

Интеллектуальная разминка      2 минуты

Учитель:

- Цели поставлены, маршрут проложен добро пожаловать в страну Смешариков.

-А тропинка нас привела к домику самого веселого и жизнерадостного героя. Он весельчак, балагур и любитель шуток и загадок. Ну, конечно же это КРОШ.

 Крош предлагает вам немного размяться и потренировать наш интеллект.

Внимание на экран. 1 е задание….Рассмотрите задане….Что нудно сделать?

 4.Минутка чистописания. Продолжим наш маршрут. 

- И нас встречает  это БАРАШ - тонкая поэтическая натура, который предлагает нам  заняться каллиграфией, красивым правильным письмом.

Учитель:

А чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует размять.

а) Пальчиковая гимнастика.

  1. Шарик.

Надуваем быстро шарик.                                                                                                                        Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

  1. Рыбки в озере купались-

В чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке  /дети изображают движением рук рыбок/

Учитель:

- Откройте тетради,  вспомним правила письма:

Дети (хором):

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь

За  работу я возьмусь.

-Что вы видите на 1 строчке? Цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Учитель: Запишите. Подчеркните зелёным цветом саму красивую цифру.

- Молодцы, ребята. Бараш благодарит вас за работу и просит вас оценить себя по заданному  алгоритму. (я писал цифры, я написал красиво и аккуратно свою работу я оцениванию на…)

- Оцените себя в маршрутном листе.

  1. Тренировочные упражнения.                      1, 5 минуты

Учитель:

А) - Продолжаем наш путь. А следующая встреча с девочкой -принцессой, которая считает, что в каждой девушке должна быть загадка, а лучше тайна. Нюша,  как и любая девочка любит наряжаться. Помогите Нюше выполнить задание.

- Нюша благодарит вас за работу и просит вас оценить себя по заданному  алгоритму.

- Оцените себя в маршрутном листе.

3 минуты

Б)Учитель: Продолжаем путешествовать по стране СМЕШАРИКОВ. А встречает нас на пороге своего дома самый старший, умный и интеллигентный из СМЕШАРИКОВ. Кто же это может быть?..

- Вы правы это КАР КАРЫЧ.

Интеллигент...Талант! Умен...
Всегда окажет помощь он.
Но он способен и на шалость -
Частичка детства в нем осталась...

Учитель:

- Вот и сегодня КАР КАРЫЧ решил немного пошалить. Из-за его шалости в примерах исчезли знаки.

- Итак, помогите восстановить примеры, вставляя арифметические знаки,

(некоторое время работают самостоятельно)

Проверка.

- Какие примеры у вас получились?

- А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа.

- Оцените соседа в его маршрутном листе.

Физминутка

- Отдохнули?. Продолжаем путешествовать по стране СМЕШАРИКОВ. А вот домик еще одного героя.

В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же –
Лосяш!

- Как вы знаете, Лосяш это забывчивый и рассеянный учёный. Он много читает, а потом увлечённо рассказывает своим друзьям о прочитанном.

- Вот что вам хочет рассказать ЛОСЯШ.

- В задании № 3. Прочитайте числовое выражение. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (По заданному выражению определить признак разбиения фигур и составить соответствующие равенства.).

-Проверим, как вы справились с заданием.

- Лося благодарит вас за правильное выполненное задание и просит оценить себя в маршрутном листе.

Оцените себя в маршрутном листе.

 

5.Итог. Рефлексия.

-  На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к началу урока и вспомним наши поставленные цели.

- Удалось ли нам достичь цели  урока?

- Что вызвало затруднение? Что нужно сделать чтобы в следующий раз вам все удалось?

-Смешарики благодарят Вас за ваши ответы, за активность. Желают вам удачи и побольше старания на уроках. А теперь каждый из вас нашему солнышку-настроению прикрепит лучик. У вас два лучика желтый и голубой.

На доске прикреплён круг от солнышка, у каждого лежат лучики жёлтого и голубого цветов.

Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне урок понравился, все удалось, у меня отличное настроение; голубого цвета-  мне было трудно на уроке, с урока я ухожу в плохом настроении.

И в память о сегодняшнем уроке смешарики предлагаю вам поработать творчески, раскрасить их и подарить нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...

Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и ...