Урок математики на тему: «Части фигур». 1класс.УМК «Школа2000…»
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Трач  Юлия Константиновна

Конспект урока в 1 классе  по программе "Школа 2000..."   Общеинтеллектуальное направление "Занимательная математика". На уроке  дети учатся составлять фигуры из разрезных частей, фантазировать, решать логические задачи.В конспекте предоставлен весь наглядный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока математики на тему:

«Части фигур»

1класс

«Школа2000…»

Урок подготовила

учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия 1506»

отделение школы №756

Трач Юлия Константиновна

Москва 2014

Тема урока

Часть2 Урок  №14 «Части фигур»

Тип урока

Урок формирования и совершенствования УН

Цель урока

Закрепить знание понятий: части, целое, состав числа.

Планируемые  результаты

Предметные:

Знать:

  • Названия компонентов сложения и вычитания
  • Понятие  части  и целого
  • Понятие «состав числа»

Уметь:

  • Выделять из целого части;
  • Объединять части в целое;

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Основные понятия

Целое, часть, сложение, вычитание, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

  • Учебник
  • Тетрадь на печатной основе
  • Доска
  • Раздаточный материал
  • Наглядность

Для ученика

  • Учебник
  • Тетрадь на печатной основе
  • Дневник
  • Пенал
  • Раздаточный материал

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Средства обучения

  1. Организационный этап

1 минута

Словесные:

Беседа

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты. 

На уроке мы сидим, 
Не шумим и не кричим. 
Руку тихо поднимаем, 
Если спросят – отвечаем. 

Приветствуют учителя

Личностные: смыслообразование

Слово

  1. Этап подготовки к активному и сознательному закреплению материала (актуализация)

10 минут

Рассказ

Объяснение

Наглядность

Рассказ

Беседа

Объяснение

Беседа

Ребята, у нас на уроке гости:

Ваня, Коля и Дима.

Они тоже учатся в школе в 1 классе, как и вы. Им тоже дают разные задания. И сегодня они пришли к нам с этими заданиями.

1 задание, которое они принесли -

Математический диктант.

Ребята, у меня в мешочке карточки с разными заданиями. А у вас на партах лежат конвертики с карточками. Достаньте все карточки и разложите их перед собой.

Я сейчас буду доставать карточку и говорить задание, а вы будете мне показывать карточку с нужным ответом.

Все поняли? Тогда начнём, будьте внимательны!

  • Найдите сумму чисел 3 и 1.
  • И к полученному результату прибавьте 5.
  • Найдите разность чисел 8 и 5.
  • К полученному результату прибавьте 6.
  • Я задумала число, уменьшила его на 2 и получила число 7. Какое число я задумала?
  • Из 7 вычесть 4, получится…
  • Я задумала число, уменьшила его на 3 и получила число 4. Какое число я задумала?
  • К 4 прибавить 2, получится…
  • Назовите числа, которые являются суммой двух других чисел:

4 и 1,

5 и 3,

2 и 7.

  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 8, Найдите разность.

Молодцы!

Ребята, вы знаете, на уроке рисования Ваня, Коля и Дима нарисовали рисунок.

Плакат с рисунком вывешивается на доску

Ваня нарисовал солнышко,

Показываю на плакате

Коля нарисовал домик,

Показываю на плакате

а Дима нарисовал бабочку.

Показываю на плакате

Ребята, на какую фигуру похоже солнышко?

Правильно.

На рисунке, который нарисовали мальчики, круг разделён на 4 части, на 4 треугольника.

А из каких частей состоит домик?

Правильно.

А из каких фигур состоит бабочка?

Правильно.

Ребята, я вам сейчас раздам конверты.  Вы работаете в парах.

1 ряду (показываю 1 ряд) я раздам солнышко. Ваша задача составить из 4 треугольников другие фигуры.

2 ряду  (показываю 2 ряд) я раздам домики. Ваша задача составить из 3 треугольников другие фигуры.

3 ряду (показываю 3 ряд) я раздам бабочек.  Ваша задача составить из 4 треугольников другие фигуры.

На выполнение работы у вас есть 3 минуты.

(Хожу между рядов и наблюдаю за работой детей.При затруднении оказываю помощь)

Хорошо.

Уберите все фигуры в конверт.

(Прохожу по классу и собираю конверты)

Итак, ребята, что мы только что делали с фигурами?

Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Снимаю плакат с доски)

Слушают учителя.

4

9

3

9

9

3

7

6

5

8

9

1

Солнышко похоже на круг.

Домик состоит из 3 треугольников или из 1 треугольника и 1 квадрата.

Бабочка состоит из 4 треугольников.

Получают конверты, выполняют задание.

Делили их на части.

Части фигур.

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Мешочек с карточками

Конвертики с карточками

Плакат с рисунком

  1. Этап закрепления нового материала

(выполнение устных и письменных заданий и упражнений)

25минут

Беседа

Объяснение

Наглядность

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Объяснение

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Объяснение

Наглядность

Беседа

Ребята, посмотрите на доску.

Что вы видите?

Правильно.

Жёлтый квадрат обозначен буквой «б», а синий  - буквой «а».

Оба квадрата вместе обозначены буквой «к».

Справа от квадратов вы видите равенства.

1 равенство «а + б = к».(показываю)

Если к жёлтой части «б» прибавить синюю часть «а», то получится весь квадрат целиком, общая часть «к».

2 равенство (показываю)

Если к синей части «а» прибавить жёлтую часть «б», то получится тоже весь квадрат целиком, общая часть «к».  

(вписываю в пустые квадратики буквы)

3 равенство«к – а = ». (показываю)

Если из общей части «к» вычесть часть «а», то получится часть «б».

4 равенство (показываю)

И если из общей части «к» вычесть часть «б», то получится часть «а».

Посмотрите на доску.  Нарисован круг.

Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Круг обозначен буквой «к». Синяя часть обозначена буквой «д», жёлтая часть обозначена буквой «м».  

1 равенство(показываю)

Если к синей части «д» прибавить жёлтую часть «м», то получится целая часть «к».

2 равенство (показываю)

И если к жёлтой части «м» прибавить синюю часть «д», то получится целая часть «к».

3 равенство (показываю)

Если из целой части «к» вычесть синюю часть «д», то получится жёлтая часть «м».

4 равенство (показываю)

И если из целой части «к» вычесть жёлтую часть «м», то получится синяя часть «д».

А теперь откройте учебники на странице 28. Выполним № 3.

Посмотрите на 2 картинку. Нарисован круг. Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Круг обозначен буквой «к». Синяя часть обозначена буквой «д», жёлтая часть обозначена буквой «м».  

Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы.

На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство?

Ребята, посмотрите на доску.  Нарисован ромб.

Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Ромб обозначен буквой «р». Синяя часть обозначена буквой «с», жёлтая часть обозначена буквой «д».  

1 равенство(показываю)

Если к синей части «с» прибавить жёлтую часть «д», то получится целая часть «р».

2 равенство (показываю)

И если к жёлтой части «д» прибавить синюю часть «с», то получится целая часть «р».

3 равенство (показываю)

Если из целой части «р» вычесть синюю часть «с», то получится жёлтая часть «д».

4 равенство (показываю)

И если из целой части «р» вычесть жёлтую часть «д», то получится синяя часть «с».

А теперь откройте учебники на странице 30. Выполним № 3.

Посмотрите на 1 картинку. Нарисован ромб.  Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Ромб обозначен буквой «р». Синяя часть обозначена буквой «с», жёлтая часть обозначена буквой «д».  

Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы.

На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство?

Ребята, посмотрите на доску.  Нарисован треугольник.

Он разделён на 4 части, синюю, жёлтую, зелёную и красную.треугольник обозначен буквой «т». Синяя часть обозначена буквой «к», жёлтая часть обозначена буквой «л».  Зелёная часть обозначена буквой «м», красная часть обозначена буквой «н».  

1 равенство(показываю)

Если к синей части «к» прибавить жёлтую часть «л», зелёную часть «м» и красную часть «н», то получится целая часть «т».

2 равенство (показываю)

Если из целой части «т» вычесть зелёную часть «м», то получится синюю часть «к», жёлтую часть «л» и красную часть «н».

3 равенство (показываю)

Если из целой части «т» вычесть синюю часть «к» и красную часть «н», то получится жёлтую часть «л» и зелёная часть «м».

4 равенство (показываю)

Чтобы получить жёлтую часть «л» и красную часть «н», надо из целой части «т» вычесть синюю часть «к» и зелёную часть «м».

Посмотрите на 2 картинку в учебнике. Нарисован треугольник.  

Он разделён на 4 части, синюю, жёлтую, зелёную и красную.

Треугольник обозначен буквой «т». Синяя часть обозначена буквой «к», жёлтая часть обозначена буквой «л».  Зелёная часть обозначена буквой «м», красная часть обозначена буквой «н».  

Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы.

На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство?

А теперь закройтеучебники и отодвиньте их на угол парты.

Давайте сделаем вывод:

Посмотрите на доску. Эта фигура состоит из 2 частей: жёлтая обозначена буквой «б», красная обозначена буквой «а».

1 равенство(показываю)

Если к красной части «а» прибавить жёлтую часть «б», то мы получим целую фигуру «в».

2 равенство (показываю)

Если к жёлтой части «б» прибавить красную часть «а», то мы получим целую фигуру «в».

3 равенство (показываю)

Если из целой части «в» вычесть красную часть «а», то мы получим жёлтую часть «б» .

4 равенство (показываю)

Если из целой части «в» вычесть жёлтую часть «б», то мы получим красную часть «а» .

Хорошо.

А теперь откройте тетради на странице 30. Выполним № 2.

Посмотрите на картинку. Нарисована фигура «в».  Она разделёна на 2 части, красную и жёлтую. Жёлтая обозначена буквой «б», красная обозначена буквой «а».

Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы.

На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты.

Кто скажет ответ в 1 равенстве?

Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство?

Хорошо.

Посмотрите на доску. Это путь  Вани, Коли и Димы от дома до школы.

Весь путь обозначается буквой «а».

Часть дороги красного цвета обозначается буквой «к», часть дороги синего цвета обозначается буквой «с» и часть дороги зелёного цвета обозначается буквой «з».

1 равенство(показываю)

Если к красной части «к» прибавить синюю часть «с» и зелёную часть «з», то мы получим весь путь мальчиков «а».

2 равенство (показываю)

Если из всего пути мальчиков «а» вычесть синюю часть «с» и зелёную часть «з», то мы получим красную часть «к».

3 равенство (показываю)

Если из всего пути мальчиков «а» вычесть красную часть «к», то мы получим синюю часть «с» и зелёную часть «з».

4 равенство (показываю)

Если из всего пути мальчиков «а» вычесть синюю часть «с», то мы получим красную часть «к» и зелёную часть «з».

Посмотрите на картинку в тетради. Это путь  Вани, Коли и Димы от дома до школы.

Весь путь обозначается буквой «а».

Часть дороги красного цвета обозначается буквой «к», часть дороги синего цвета обозначается буквой «с» и часть дороги зелёного цвета обозначается буквой «з».

Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы.

На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты.

Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство?

Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство?

Кто скажет, что надо было записать в клеточке в 3 равенстве?

Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство?

Хорошо.

Закройте тетради и отложите их на угол парты.

Ребята, Ваня, Коля и Дима наловили много рыбы и выпустили её в аквариум.

Посмотрите на доску.  

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «аквариум».

Как вы думаете, почему?

Верно.

Из чего состоят эти фигуры?

Какого цвета треугольники?

Кто объяснит, что нужно сделать?

Правильно.

Давайте рассмотрим 1 рыбку.

Сколько в ней зелёных треугольников?

Сколько в ней жёлтых треугольников?

Хорошо.

Откройте учебники на странице 29. Выполним № 7.

Сосчитайте количество жёлтых и зелёных треугольников в каждой рыбке, которую поймали ребята.

Впишите пропущенные цифры в овалы рядом с рыбками.

Вам на это задание 3 минуты.

Давайте проверять.

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 1 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников во 2 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 3 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 4 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 5 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 6 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 7 рыбке?

Кто выйдет к доске и напишет количество  зелёных  и жёлтых треугольников в 8 рыбке?

Вы молодцы, справились со всеми заданиями!

Я вижу жёлтый и синий квадраты.

«д + м = к»

«м + д = к»

«к – д = м»

«к – м = д»

«д + с = р»

«с + д = к»

«р – с = д»

«р – д = с»

т = к + л + м + н»

«т – м = к + л + н»

«т – к – н = л + м»

«л + н = т – к - м»

«в»

«б + а = в»

«в – а = б»

«в – б = а»

«а = к + с + з»

«к = а – с – з»

«к»

«а – с = к + з»

Фигуры в аквариуме похожи на рыбок.

Фигуры состоят из треугольников.

Треугольники жёлтого и зелёного цвета.

Нужно сосчитать жёлтые и зелёные треугольники, сложить части и узнать, из скольких треугольников состоит каждая фигура.

В  1 рыбке 7 зелёных треугольников.

В  1 рыбке 2 жёлтых треугольника.

2 зелёных треугольника.

7 жёлтых треугольников.

3 зелёных треугольника.

6 жёлтых треугольников.

8 зелёных треугольников.

1 жёлтый треугольник.

1 зелёный треугольник.

8 жёлтых треугольников.

4 зелёных треугольника.

5 жёлтых треугольника.

6 зелёных треугольников.

3 жёлтых треугольника.

7 зелёных треугольников.

2 жёлтых треугольника.

4 зелёных треугольника.

5 жёлтых треугольников.

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Карточки с равенствами на доске

H:\3 математика\3 математика\Безымянный3.png

Карточки с равенствами на доске

учебники

H:\3 математика\3 математика\Безымянный4.png

Карточки с равенствами на доске

учебники

H:\3 математика\3 математика\Безымянный5.png

Карточки с равенствами на доске

учебники

H:\3 математика\3 математика\Безымянный6.png

Карточки с равенствами на доске

Тетради

Карточка с отрезком на доске

Карточки с равенствами на доске

Тетради

Рыбки

1 рыбка

Учебники

  1. Этап подведения итогов

3 минуты

Словесные: беседа

  • Ребята, а теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке?
  • А что повторили?

  • А чему научились?

Рефлексия:

А теперь я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке.

  • Хлопните в ладоши те, кто работал сегодня хорошо, выполнил все задания и активно отвечал на мои вопросы.

  • Хлопните в ладоши те, кто не очень хорошо работал на уроке.

  • Хлопните в ладоши те, кто не отвечал на мои вопросы и был не внимательный на уроке.

Мы все молодцы! Урок окончен.

Высказывания учащихся.

Мы повторили названия компонентов сложения и вычитания.

Повторили что такое «часть»  и «целое».

Повторили состав числа 9.

Мы научились выделять из целого части.

Мы научились объединять части в целое.

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Логические:

Анализ, синтез,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование, умение выражать свои мысли.

Слово

Дополнительный материал   к данному уроку:


Каждой карточки всего 30 штук. Каждому ребёнку

на доскуH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.png

        На доску

        

На доску


        

По 1 штуке на пару во 2 ряду + 3 штуки


        

H:\3 математика\3 математика\Безымянный1.png

На доску

        

H:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный1.png

        По 1 штуке на пару в 1 ряду





H:\3 математика\3 математика\Безымянный3.png


H:\3 математика\3 математика\Безымянный4.png


H:\3 математика\3 математика\Безымянный5.png

H:\3 математика\3 математика\Безымянный6.png






H:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.pngH:\3 математика\3 математика\Безымянный2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Геометрические фигуры" по программе "Школа 21 века" 2 класс.

Цель урока познакомить учащихся с существенными признаками прямоугольника и квадрата....

Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...

Конспект урока математики по теме "Числовой отрезок". 1класс

Конспект урока математики по теме "Числовой отрезок". 1класс...

Технологическая карта урока математики по теме "Равные фигуры" - 1 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обосновани...