Урок математики на тему: «Части фигур». 1класс.УМК «Школа2000…»
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Конспект урока в 1 классе по программе "Школа 2000..." Общеинтеллектуальное направление "Занимательная математика". На уроке дети учатся составлять фигуры из разрезных частей, фантазировать, решать логические задачи.В конспекте предоставлен весь наглядный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 324.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики на тему:
«Части фигур»
1класс
«Школа2000…»
Урок подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ «Гимназия 1506»
отделение школы №756
Трач Юлия Константиновна
Москва 2014
Тема урока | ||||||
Тип урока | Урок формирования и совершенствования УН | |||||
Цель урока | Закрепить знание понятий: части, целое, состав числа. | |||||
Планируемые результаты | Предметные: Знать:
Уметь:
| Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
Основные понятия | Целое, часть, сложение, вычитание, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | |||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, русский язык. | |||||
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя
| Для ученика
| ||||
Этап урока | Методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД по каждому заданию | Средства обучения | |
1 минута | Словесные: Беседа | Громко прозвенел звонок – На уроке мы сидим, | Приветствуют учителя | Личностные: смыслообразование | Слово | |
10 минут | Рассказ Объяснение Наглядность Рассказ Беседа Объяснение Беседа | Ребята, у нас на уроке гости: Ваня, Коля и Дима. Они тоже учатся в школе в 1 классе, как и вы. Им тоже дают разные задания. И сегодня они пришли к нам с этими заданиями. 1 задание, которое они принесли - Математический диктант. Ребята, у меня в мешочке карточки с разными заданиями. А у вас на партах лежат конвертики с карточками. Достаньте все карточки и разложите их перед собой. Я сейчас буду доставать карточку и говорить задание, а вы будете мне показывать карточку с нужным ответом. Все поняли? Тогда начнём, будьте внимательны!
4 и 1, 5 и 3, 2 и 7.
Молодцы! Ребята, вы знаете, на уроке рисования Ваня, Коля и Дима нарисовали рисунок. Плакат с рисунком вывешивается на доску Ваня нарисовал солнышко, Показываю на плакате Коля нарисовал домик, Показываю на плакате а Дима нарисовал бабочку. Показываю на плакате Ребята, на какую фигуру похоже солнышко? Правильно. На рисунке, который нарисовали мальчики, круг разделён на 4 части, на 4 треугольника. А из каких частей состоит домик? Правильно. А из каких фигур состоит бабочка? Правильно. Ребята, я вам сейчас раздам конверты. Вы работаете в парах. 1 ряду (показываю 1 ряд) я раздам солнышко. Ваша задача составить из 4 треугольников другие фигуры. 2 ряду (показываю 2 ряд) я раздам домики. Ваша задача составить из 3 треугольников другие фигуры. 3 ряду (показываю 3 ряд) я раздам бабочек. Ваша задача составить из 4 треугольников другие фигуры. На выполнение работы у вас есть 3 минуты. (Хожу между рядов и наблюдаю за работой детей.При затруднении оказываю помощь) Хорошо. Уберите все фигуры в конверт. (Прохожу по классу и собираю конверты) Итак, ребята, что мы только что делали с фигурами? Кто догадался, какая тема нашего урока? (Снимаю плакат с доски) | Слушают учителя. 4 9 3 9 9 3 7 6 5 8 9 1 Солнышко похоже на круг. Домик состоит из 3 треугольников или из 1 треугольника и 1 квадрата. Бабочка состоит из 4 треугольников. Получают конверты, выполняют задание. Делили их на части. Части фигур. | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мешочек с карточками Конвертики с карточками Плакат с рисунком | |
(выполнение устных и письменных заданий и упражнений) 25минут | Беседа Объяснение Наглядность Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Объяснение Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа Объяснение Наглядность Беседа | Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Правильно. Жёлтый квадрат обозначен буквой «б», а синий - буквой «а». Оба квадрата вместе обозначены буквой «к». Справа от квадратов вы видите равенства. 1 равенство «а + б = к».(показываю) Если к жёлтой части «б» прибавить синюю часть «а», то получится весь квадрат целиком, общая часть «к». 2 равенство (показываю) Если к синей части «а» прибавить жёлтую часть «б», то получится тоже весь квадрат целиком, общая часть «к». (вписываю в пустые квадратики буквы) 3 равенство«к – а = ». (показываю) Если из общей части «к» вычесть часть «а», то получится часть «б». 4 равенство (показываю) И если из общей части «к» вычесть часть «б», то получится часть «а». Посмотрите на доску. Нарисован круг. Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Круг обозначен буквой «к». Синяя часть обозначена буквой «д», жёлтая часть обозначена буквой «м». 1 равенство(показываю) Если к синей части «д» прибавить жёлтую часть «м», то получится целая часть «к». 2 равенство (показываю) И если к жёлтой части «м» прибавить синюю часть «д», то получится целая часть «к». 3 равенство (показываю) Если из целой части «к» вычесть синюю часть «д», то получится жёлтая часть «м». 4 равенство (показываю) И если из целой части «к» вычесть жёлтую часть «м», то получится синяя часть «д». А теперь откройте учебники на странице 28. Выполним № 3. Посмотрите на 2 картинку. Нарисован круг. Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Круг обозначен буквой «к». Синяя часть обозначена буквой «д», жёлтая часть обозначена буквой «м». Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство? Ребята, посмотрите на доску. Нарисован ромб. Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Ромб обозначен буквой «р». Синяя часть обозначена буквой «с», жёлтая часть обозначена буквой «д». 1 равенство(показываю) Если к синей части «с» прибавить жёлтую часть «д», то получится целая часть «р». 2 равенство (показываю) И если к жёлтой части «д» прибавить синюю часть «с», то получится целая часть «р». 3 равенство (показываю) Если из целой части «р» вычесть синюю часть «с», то получится жёлтая часть «д». 4 равенство (показываю) И если из целой части «р» вычесть жёлтую часть «д», то получится синяя часть «с». А теперь откройте учебники на странице 30. Выполним № 3. Посмотрите на 1 картинку. Нарисован ромб. Он разделён на 2 части, синюю и жёлтую. Ромб обозначен буквой «р». Синяя часть обозначена буквой «с», жёлтая часть обозначена буквой «д». Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство? Ребята, посмотрите на доску. Нарисован треугольник. Он разделён на 4 части, синюю, жёлтую, зелёную и красную.треугольник обозначен буквой «т». Синяя часть обозначена буквой «к», жёлтая часть обозначена буквой «л». Зелёная часть обозначена буквой «м», красная часть обозначена буквой «н». 1 равенство(показываю) Если к синей части «к» прибавить жёлтую часть «л», зелёную часть «м» и красную часть «н», то получится целая часть «т». 2 равенство (показываю) Если из целой части «т» вычесть зелёную часть «м», то получится синюю часть «к», жёлтую часть «л» и красную часть «н». 3 равенство (показываю) Если из целой части «т» вычесть синюю часть «к» и красную часть «н», то получится жёлтую часть «л» и зелёная часть «м». 4 равенство (показываю) Чтобы получить жёлтую часть «л» и красную часть «н», надо из целой части «т» вычесть синюю часть «к» и зелёную часть «м». Посмотрите на 2 картинку в учебнике. Нарисован треугольник. Он разделён на 4 части, синюю, жёлтую, зелёную и красную. Треугольник обозначен буквой «т». Синяя часть обозначена буквой «к», жёлтая часть обозначена буквой «л». Зелёная часть обозначена буквой «м», красная часть обозначена буквой «н». Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство? А теперь закройтеучебники и отодвиньте их на угол парты. Давайте сделаем вывод: Посмотрите на доску. Эта фигура состоит из 2 частей: жёлтая обозначена буквой «б», красная обозначена буквой «а». 1 равенство(показываю) Если к красной части «а» прибавить жёлтую часть «б», то мы получим целую фигуру «в». 2 равенство (показываю) Если к жёлтой части «б» прибавить красную часть «а», то мы получим целую фигуру «в». 3 равенство (показываю) Если из целой части «в» вычесть красную часть «а», то мы получим жёлтую часть «б» . 4 равенство (показываю) Если из целой части «в» вычесть жёлтую часть «б», то мы получим красную часть «а» . Хорошо. А теперь откройте тетради на странице 30. Выполним № 2. Посмотрите на картинку. Нарисована фигура «в». Она разделёна на 2 части, красную и жёлтую. Жёлтая обозначена буквой «б», красная обозначена буквой «а». Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Кто скажет ответ в 1 равенстве? Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 3 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство? Хорошо. Посмотрите на доску. Это путь Вани, Коли и Димы от дома до школы. Весь путь обозначается буквой «а». Часть дороги красного цвета обозначается буквой «к», часть дороги синего цвета обозначается буквой «с» и часть дороги зелёного цвета обозначается буквой «з». 1 равенство(показываю) Если к красной части «к» прибавить синюю часть «с» и зелёную часть «з», то мы получим весь путь мальчиков «а». 2 равенство (показываю) Если из всего пути мальчиков «а» вычесть синюю часть «с» и зелёную часть «з», то мы получим красную часть «к». 3 равенство (показываю) Если из всего пути мальчиков «а» вычесть красную часть «к», то мы получим синюю часть «с» и зелёную часть «з». 4 равенство (показываю) Если из всего пути мальчиков «а» вычесть синюю часть «с», то мы получим красную часть «к» и зелёную часть «з». Посмотрите на картинку в тетради. Это путь Вани, Коли и Димы от дома до школы. Весь путь обозначается буквой «а». Часть дороги красного цвета обозначается буквой «к», часть дороги синего цвета обозначается буквой «с» и часть дороги зелёного цвета обозначается буквой «з». Впишите в клеточки справа от картинки недостающие буквы. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Кто выйдет к доске и запишет 1 равенство? Кто выйдет к доске и запишет 2 равенство? Кто скажет, что надо было записать в клеточке в 3 равенстве? Кто выйдет к доске и запишет 4 равенство? Хорошо. Закройте тетради и отложите их на угол парты. Ребята, Ваня, Коля и Дима наловили много рыбы и выпустили её в аквариум. Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «аквариум». Как вы думаете, почему? Верно. Из чего состоят эти фигуры? Какого цвета треугольники? Кто объяснит, что нужно сделать? Правильно. Давайте рассмотрим 1 рыбку. Сколько в ней зелёных треугольников? Сколько в ней жёлтых треугольников? Хорошо. Откройте учебники на странице 29. Выполним № 7. Сосчитайте количество жёлтых и зелёных треугольников в каждой рыбке, которую поймали ребята. Впишите пропущенные цифры в овалы рядом с рыбками. Вам на это задание 3 минуты. Давайте проверять. Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 1 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников во 2 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 3 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 4 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 5 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 6 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 7 рыбке? Кто выйдет к доске и напишет количество зелёных и жёлтых треугольников в 8 рыбке? Вы молодцы, справились со всеми заданиями! | Я вижу жёлтый и синий квадраты. «д + м = к» «м + д = к» «к – д = м» «к – м = д» «д + с = р» «с + д = к» «р – с = д» «р – д = с» т = к + л + м + н» «т – м = к + л + н» «т – к – н = л + м» «л + н = т – к - м» «в» «б + а = в» «в – а = б» «в – б = а» «а = к + с + з» «к = а – с – з» «к» «а – с = к + з» Фигуры в аквариуме похожи на рыбок. Фигуры состоят из треугольников. Треугольники жёлтого и зелёного цвета. Нужно сосчитать жёлтые и зелёные треугольники, сложить части и узнать, из скольких треугольников состоит каждая фигура. В 1 рыбке 7 зелёных треугольников. В 1 рыбке 2 жёлтых треугольника. 2 зелёных треугольника. 7 жёлтых треугольников. 3 зелёных треугольника. 6 жёлтых треугольников. 8 зелёных треугольников. 1 жёлтый треугольник. 1 зелёный треугольник. 8 жёлтых треугольников. 4 зелёных треугольника. 5 жёлтых треугольника. 6 зелёных треугольников. 3 жёлтых треугольника. 7 зелёных треугольников. 2 жёлтых треугольника. 4 зелёных треугольника. 5 жёлтых треугольников. | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Карточки с равенствами на доске Карточки с равенствами на доске учебники Карточки с равенствами на доске учебники Карточки с равенствами на доске учебники Карточки с равенствами на доске Тетради Карточка с отрезком на доске Карточки с равенствами на доске Тетради Рыбки 1 рыбка Учебники | |
3 минуты | Словесные: беседа |
Рефлексия: А теперь я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке.
Мы все молодцы! Урок окончен. | Высказывания учащихся. Мы повторили названия компонентов сложения и вычитания. Повторили что такое «часть» и «целое». Повторили состав числа 9. Мы научились выделять из целого части. Мы научились объединять части в целое. | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Логические: Анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование, умение выражать свои мысли. | Слово |
Дополнительный материал к данному уроку:
Каждой карточки всего 30 штук. Каждому ребёнку
на доску
На доску
На доску
По 1 штуке на пару во 2 ряду + 3 штуки
На доску
По 1 штуке на пару в 1 ряду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме "Преобразование фигур на плоскости" 3 класс открытый УМК "Школа 2000"
Конспект урока математики (Л. Г. Петерсон) и презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175977-1357834985.jpg)
Конспект урока математики по теме "Геометрические фигуры" по программе "Школа 21 века" 2 класс.
Цель урока познакомить учащихся с существенными признаками прямоугольника и квадрата....
Урок математики по теме: "Геометрические фигуры".
конспект урока + презентация...
Конспект урока по математике по теме «Части фигур» проведенного в 1 «в» классе МБОУ «Параньгинская СОШ» учителем начальных классов Сабировой Г.Ю.
Представление о разбиении фигур на части...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30367.jpg)
Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...
Конспект урока математики по теме "Числовой отрезок". 1класс
Конспект урока математики по теме "Числовой отрезок". 1класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1437672-1676912768.jpg)
Технологическая карта урока математики по теме "Равные фигуры" - 1 класс
Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обосновани...