Конспект занятия по внеурочной деятельности "Задачки на смекалку в музыке и математике"
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Задачки на смекалку в музыке и математике" в курсе "Занимательная математика" для учащихся 4 класса. Включает в себя групповые формы работы и проектную деятельность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности.

Дата: 01.10.2014г.

Класс: 4

Тема: Задачки на смекалку в математике и музыке.

Цель: Научить младших школьников решать нестандартные задачи с помощью математических методов и приёмов.

Задачи:

Образовательная: 

- активизация и актуализация знаний, полученных школьниками на уроках музыки и математики;

- знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы;

- ознакомление с различными видами нестандартных задач, методами и приёмами их решения.

Развивающая:

- развитие умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;

- развитие логического, образного мышления;

- развитие творческих способностей;

- использование наглядных материалов при оформлении результатов проведенного исследования;

- развитие навыков публичного  представления результатов исследования.

Воспитательная:

- привитие интереса учащихся к математике и музыке;

- использование полученных навыков решения нестандартных задач в жизни.

Методы работы: метод проекта, исследовательская деятельность, методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, решение задач), «мозговой штурм».

Формы работы: групповая, коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к занятию, колонки, доска, магнитная доска, маркерные доски, ватман, маркер, цветная бумага, палочки, листы белые формата А4, загадки на листах, цветные фигуры, клей-карандаш, схема «Деление длительностей», Рахманинов Мелодия, mp3, фонограмма песни «Бабушка - узорница», фонограмма песни Р.Паулса и И.Резника «Золотая свадьба», треугольник, маракас, ложки.

Ход урока

  1. Организационный момент (30 сек.).

- Приветствие.

-  Представление учителей.

II. Активизация умственной деятельности учащихся.

Формулировка темы и цели занятия (7 мин.).

У1: - Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя. Что вы увидели? (ответы детей). На стенах прикреплены 4 листа  с загадками. Каждая группа подходит к одному из них, читают (не вслух) и говорят ответ. Даём время 15 секунд.

У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

(Задача)

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички,

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ноты)

Кай для Снежной Королевы

Кресло выложил из льда.

Он работал три недели –

Кресло вышло хоть куда!

Отвечайте поскорей,

Сколько Кай потратил дней?

(21)

В нём так много голосов -

Баритонов и басов.

Восемь теноров, сопрано

Вместе слажено поют.

Путешествуют по странам

И концерты там дают.

(Хор)

У1. – Готовы? Говорите ответы. (Дети отвечают. Слайд 2 с ответами). Скажите, пожалуйста, какие учебные предметы скрыты в этих ответах?

Дети: Математика и музыка.

У1. – Правильно. А теперь внимание на экран. Что вы видите на этом слайде? (Слайд 3 – овал, линия прямая, линия кривая).

Дети: Овал, линия прямая, линя кривая.

У1: - Подумайте и скажите, что можно сделать из этих геометрических фигур?

Дети: ноты, шарик на верёвочке, мороженое на палочке.

У1: - Да, действительно. Из этих Фигур можно составить ноты.  (Слайд 4 – ноты).

У1: Ребята, что вы сейчас делали для того, чтобы дать свои ответы?

Дети: думали, соображали, представляли…

У1: - То есть, вы решили задачу, включив своё воображение и смекалку. Согласны?

Дети: Да.

У1: - Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия, используя подсказки.

 Дети: Математика и музыка, решение задач с нотами и т.д.

У1: - Правильно, тема нашего занятия «Задачки на смекалку в музыке и математике» (открыть записанную тему на доске).

У2: - Ребята, тему мы озвучили. Остаётся выяснить, что мы будем делать на занятии? Какова ваша цель? (Слайд 5)

Дети: Научиться решать логические математические и музыкальные задачи. Научиться работать в группе. Использовать полученную информацию в жизни.

У2: - Ребята, вы сказали «Научиться работать в группе». А как надо работать в группе?

Дети: не кричать, слушать друг друга, говорить по очереди.

У2: - Правильно. (Слайд 6 – «Правила работы в группе»)    (Прочитать) Первое правило - Уважай своего товарища.   Второе - Умей каждого выслушать.    Третье -  Не согласен – предлагай!

III. Основная часть (16 мин.).

3.1. Представления исследований (2  мин.)

У1: - К сегодняшнему занятию каждая группа изучала определённый вид задач и подготовила задания для другой группы. Сейчас представитель каждой группы представит свои наработки.

Выступления детей.

3.2. Самостоятельная  работа в группах над решением задач (14 мин.).

У1: - Перед тем, как вы приступите к выполнению предложенных вам заданий, я расскажу третьей группе правила безопасной работы с клеем, так как они будут с ним работать (Слайд 7 – «Правила безопасной работы с клеем). (Учитель читает). Не допускать попадания клея в глаза. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место. 

У2: - Ребята, на выполнение заданий вам отводится 4 минуты. Если у Вас будут возникать вопросы, вы можете проконсультироваться у той группы, которая выдала вам задание. А спокойная музыка пусть вас настраивает на творческий лад и помогает в выполнении заданий. По окончании музыки мы заслушаем ваши решения.

(Звучит музыка С.В. Рахманинов Мелодия).

У2:  - Время истекло. Все справились? Хорошо. Начнём со 2 группы. Пожалуйста, выходите к доске.

Группа 2 выходят к доске представляют свои ответы решения задач со спичками  с помощью маркерных досок. Учитель 1 сопровождает их ответы презентацией. (1 мин.)

 

Группа 3 выходят к доске с решениями задач-танграмов и прикрепляют  к листы с ответами к рядом прикрепленным заготовкам. (1 мин.)

У2:  - Ребята, вы, наверное, уже устали. Давайте отвлечёмся на физкультминутку. У нас она будет необычная, в форме музыкальной паузы.

На календаре - 1 октября. Кто знает, какой сегодня праздник?

Дети: день пожилого человека.

У2:  - Совершенно верно. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране волнующий и приятный для многих праздник — День пожилых людей. говорит об уважении ко всем членам общества, признании их заслуг и значимости их труда. Эти люди всю жизнь отдали труду, воспитанию детей, которые, приняв у них эстафету, продолжают начатое ими.

Будем благодарны пожилым за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для сограждан.

Поэтому мы исполним и станцуем вам песню «Бабушка - узорница».

10 учащихся  поют песню возле доски, 10 -  выстраиваются в центре класса в два ряда лицом к лицу.

Физкультминутка (4 мин.).

У2:  - Молодцы, занимайте свои места.

Продолжаем. Своё решение представит нам 3 группа, пожалуйста, выходите к доске.

Группа 3 выходит к доске и представляют решение задачи с помощью графов. Один зачитывает условие задачи и рассказывает ход решения и ответ. Решение с ответом представлено  на ватмане (1 мин.).

У2:  - Спасибо. Трудно вам было решать?

Дети: да.

У2:  - Интересно?

Дети: да.

У2:  - У нас осталась первая группа. Просим к доске.

Группа 1 выходит к доске и представляют ритмическую партитуру. Рассказывают связь музыки и математики. Вместе со всеми прохлопывают партитуру. З учащихся исполняют на музыкальных инструментах – треугольник, маракас, ложки. (2 мин.)

IV. Итог занятия (__ мин.).

У1:  - Ребята, спасибо всем.  Вы хорошо поработали. А сейчас сюрприз. (слайд 8 – «Условия задач для 2 групп»). Разделимся на две группы. Первая группа решает первую задачу, вторая – вторую. Уважаемые гости, просим вас принять участие в решении задач. Даём вам полминуты.

Дети решают устно.(1 мин.)

У1:  - Послушаем ответы.

Дети: бабушке 75 лет, дедушке 80 лет.

У2:  - Дети, мы опять возвратились к теме пожилого человека. У каждого из вас есть бабушки и дедушки, а, может быт, и прабабушки, и прадедушки. Старших людей мы обязаны уважать. Это закон жизни. 

Что может представлять собой уважительное отношение к старшим?

Дети: нужно слушаться старших, беречь и уважать их, оказать уважение, выполнив их желание, помогать, считаться со старшими, принимать во внимание и соблюдать их интересы. Любить. (1 мин.)

У2:  - Предлагаю исполнить песню «Золотая свадьба». Выходим к доске.

Дети исполняют (3 мин.)

У1:  - Спасибо, садитесь на места. Дети, вы знаете, сколько лет надо прожить вместе, чтобы отмечать золотую свадьбу?

Дети: 50 лет.

У1:  - Скажите, пожалуйста, сколько лет было бабушке и дедушке из задачек, когда они поженились?

Дети: бабушке – 25 лет, дедушке – 30.

V. Рефлексия.  (слайд  9)

Ответы детей по схеме:

  1. Я сегодня узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я научился…
  5. Мне захотелось…

У2. – Ребята, я благодарю всех за работу. Давайте мы вспомним цели, которые формулировали в начале урока (слайд 5). Как вы считаете, вы достигли каждый своей цели?

Дети: да.

У1. - Вы научились решать логические математические и музыкальные задачи, научились работать в группе. Подумайте, как вы можете использовать полученную информацию в жизни.

Дети: способы решения этих задач помогут нам при разрешении различных жизненных ситуаций.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РЕЗЕРВА: В семье 2 сына и 2 отца. Сколько человек в семье?

Ответ: 3 - дедушка, отец и сын.


Приложение 1

Задача на графы «Евровидение-2009»

В конкурсе «Евровидение-2009» страны Норвегия, Исландия, Азербайджан и Турция заняли первых четыре места. На следующий день на вопрос, кто какое место занял, представители стран ответили так:

Норвегия: Азербайджан занял первое место;

Исландия: Мы заняли не второе место;

Азербайджан: Турция заняла первое место;

Турция: Мы заняли не четвертое место.

Позже стало известно, что все эти ответы были ложными. Какая страна заняла первое место?

Решение

Так как все ответы стран были ложными, то известно, что Азербайджан занял не первое место, Исландия заняла второе место, Турция заняла четвертое место.

Решение:

Делаем вывод, что Азербайджан занял третье место, а Норвегия – первое место.

Ответ. Норвегия – первое место; Исландия – второе место; Азербайджан – третье место; Турция – четвертое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс  по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."...

План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс

Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Фольклор. Жанры русской народной музыки»

Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности "Вокал" предназначен для учащихся 1-4 классов....