Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ ФГОС
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika1.doc534.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа разработана  основе авторской программы по  предмету «Математика» А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова, входящих в УМК «ПНШ»,  созданная  в  соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).

Курс математики имеет следующие цели.

•Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

• Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

•Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

• Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2 класс), целые числа от 0 до 999 999 (3 класс), целые числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа (4 класс). Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов (4 класс) обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и в обязательном порядке его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия (хотя бы на конкретном примере), то само действие не определено. Без результата нет действия! По этой причине мы считаем некорректным рассматривать, например, сумму до рассмотрения сложения. Сумма указывает на намерение совершить действие сложения, но если сложение еще не определено, то каким образом можно трактовать сумму? В этом случае вопрос остается без ответа.

Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности.

• Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1 класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.

•        Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1 класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

•Умножение (систематическое изучение начинается со 2 класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.

•        Деление (первое знакомство во 2 классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3 класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом — деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4 классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.

Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

В первом классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, симметричные фигуры.

Во втором классе изучаются следующие понятия и их свойства: прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды, прямоугольник, квадрат, периметр квадрата и прямоугольника, окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга), а также рассматриваются вопросы построения окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному отрезку.

В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.

В четвертом классе геометрический материал сосредоточен главным образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, дает возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.

При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в- которой фигурирует предметная модель данного понятая.

Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени — это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.

Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.

Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии первого класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии первого класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Во втором классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины — метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время». Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы — килограмм, и изучаются вопросы измерения массы с помощью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы — центнер.

Изучение величины «время» во втором классе начинается с рассмотрения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени — век. Кроме этого, рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя.

В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин — километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с новыми величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе. Работа с этими величинами осуществляется по традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.

В четвертом классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем алгоритмической) является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным.

Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.

Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью - осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у учащихся общего умения решать задачи.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

Информационная линия, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее). Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления.

Особое место при работе с информацией отводится таблице. Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2 классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными.

Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами (см. соответствующее приложение). В 3 классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3 класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем-то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.

Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после, того, как будет введено понятие доли и учащиеся научатся делить круг на заданное число равных частей. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4 классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2 классе.

Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельной содержательной линии в силу двух основных причин: во-первых, этот материал, согласно требованиям нового стандарта, представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность главным образом носит пропедевтический характер. Однако мы считаем, что по той роли, которая отводится этому материалу в плане дальнейшего успешного изучения курса математики, он вполне мог бы быть представлен более широко и мог бы претендовать на образование самостоятельной содержательной линии.

Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4 класс, но пропедевтическая работа начинается с 1 класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а затем и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений. Во 2 классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Делается это, прежде всего, для вывода правил нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способа решения соответствующих уравнений. В 3 классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ   ПЛАНЕ

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих систему «Перспективная начальная школа», курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1), изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 540 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования по математике, представленными в Примерной программе по учебным предметам начального общего образования.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:

  • восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов,

способность характеризовать собственные знания по предмету,

формулировать вопросы, выдвигать гипотезы,

устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик,

устанавливать количественные, пространственные и временные отношения объектов окружающего мира,

строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях;

определять логику решения практической и учебной задач;

умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов),

планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.

          Предметные результаты обучающихся по годам обучения

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
  • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
  • записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
  • употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);

•        пользоваться справочной таблицей сложения однозначных  чисел;

  • воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
  • применять переместительное свойство сложения;
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
  • применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
  • выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
  • применять правила сложения и вычитания с нулем;
  • понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  • распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

•        находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
  • распознавать симметричные фигуры и изображения;
  • распознавать и формулировать простые задачи;
  • употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
  • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле);
  • использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать количественный и порядковый смысл числа;
  • понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
  • воспроизводить переместительное свойство сложения;
  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; вычитания числа из суммы и суммы из числа;
  • воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;
  • использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
  • устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

•        понимать и использовать термин «точка пересечения»;

  • строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
  • описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);
  • понимать суточную и годовую цикличность;
  • представлять информацию в таблице.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 2-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • вести счет десятками и сотнями;
  • различать термины «число» и «цифра»;
  • распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
  • записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков

(>, <- =);

  • изображать числа на числовом луче;
  • использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
  • воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трех разрядов;
  • находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
  • записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (• ; :);
  • употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);
  • воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
  • выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
  • применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);
  • использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
  • распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
  • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
  • измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;
  • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;

•        распознавать и формулировать простые и составные задачи;

•        пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);

  • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
  • решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...»;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;
  • читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
  • пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
  • понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • понимать термин «числовая последовательность»;
  • воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
  • понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
  • понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
  • понимать бесконечность прямой и луча;
  • понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
  • использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
  • оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
  • понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
  • рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи;
  • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
  • использовать табличную форму формулировки задания.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
  • представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков

(>, <, =)

  • производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
  • применять сочетательное свойство умножения;
  • выполнять группировку множителей;
  • применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
  • применять правило деления суммы на число;
  • воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
  • находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
  • воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
  • выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
  • выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
  • использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
  • применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
  • распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
  • распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
  • строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
  • строить прямоугольник заданного периметра;
  • строить окружность заданного радиуса;
  • чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
  • определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S=а• Ь);
  • применять единицы длины — километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;

•        применять единицы площади — квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;

  • выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);
  • изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;
  • составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;

•        решать простые задачи на умножение и деление;

  • использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение;
  • решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
  • осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
  • воспроизводить сочетательное свойство умножения;
  • воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
  • воспроизводить правило деления суммы на число;
  • обосновывать невозможность деления на 0;
  • формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
  • понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
  • понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;
  • выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
  • сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
  • строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
  • применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);
  • использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
  • строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;
  • находить вариативные решения одной и той же задачи;
  • понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;

•        находить необходимые данные, используя различные информационные источники.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения

Выпускник научится:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);
  • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);
  • устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

•        изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

•        измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

•        находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

•        вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

  • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
  • распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
  • измерять вместимость в литрах;
  • выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
  • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
  • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
  • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
  • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
  • вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
  • понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
  • решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);
  • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков

(>, <, =);

  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

•        измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

  • понимать связь вместимости и объема;
  • понимать связь между литром и килограммом;
  • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
  • находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);
  • решать задачи с помощью уравнений;
  • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
  • строить простейшие круговые диаграммы;
  • понимать смысл термина «алгоритм»;
  • осуществлять построчную запись алгоритма;
  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

  • Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
  • Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).
  • Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
  • Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.).
  • Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
  • Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
  • Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

Раздел

Кол-во час

1

Числа и величины

28

2

Арифметические действия

48

3

Текстовые задачи

12

4

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

28

5

Геометрические величины

10

6

Работа с данными

6

Итого:

132

2 класс

Раздел

Кол-во час

1

Числа и величины

20

2

Арифметические действия

46

3

Текстовые задачи

36

4

Геометрические фигуры

10

5

Геометрические величины

12

6

Работа с данными

12

Итого:

136

3 класс

Раздел

Кол-во час

1

Числа и величины

10

2

Арифметические действия

46

3

Текстовые задачи

36

4

Геометрические фигуры

10

5

Геометрические величины

14

6

Работа с данными

20

Итого:

136

4 класс

Раздел

Кол-во час

1

Числа и величины

12

2

Арифметические действия

50

3

Текстовые задачи

26

4

Геометрические фигуры

12

5

Геометрические величины

14

6

Работа с данными

22

Итого:

136


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    1 КЛАСС

№ урок

№  разделу

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы

контроля

Дата проведения занятия

1

1.1

Здравствуй, школа!

1

Знать книжных героев Мишу и Машу, структуру учебника, условные обозначения

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

01.09

2

4.1

Этот разноцветный мир

1

Уметь находить предметы  с одинакового цвета

Текущий контроль

02.09

3

4.2

Одинаковые  и разные по форме

1

Уметь находить предметы одинаковой формой

Текущий контроль

03.09

4

4.3

Слева,  справа, вверху,  внизу

1

Уметь  находить предметы в пространстве

Текущий контроль

04.09

5

4.4

Плоские геометрические фигуры

1

Уметь находить предметы подобные

Текущий контроль

08.09

6

4.5

Прямые и кривые

1

Знать прямые и кривые линии. Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии

Текущий контроль

09.09

7

4.6

Впереди и позади

1

Уметь характеризовать местоположение объекта по направлению движения

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

10.09

8

4.7

Точки

1

Знать понятие «точка», уметь изображать точки

Текущий контроль

11.09

9

4.8

Отрезки и дуги

1

Знать понятие «отрезок, дуга», уметь изображать

Текущий контроль

15.09

10

4.9

Направление. Налево и направо

1

Знать термины «налево», «направо», «вверх», «вниз»; о строго наклонном движении снизу верх (сверху вниз) и о наклонном типе такого движения, где присутствует горизонтальная составляющая такого движения

Текущий контроль

16.09

11

4.10

Вверх,  вниз

1

Текущий контроль

17.09

12

1.2

Больше,  меньше,  одинаковые

1

Знать очередность элементов при заданном порядке их расположения, термины «следующий», «предшествующий»

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

18.09

13

4.11

Первый и последний. Следующий и предшествующий

1

Текущий контроль

22.09

14

1.3

Один и несколько

1

Знать термины «один» и  «несколько», как из одного получить несколько

Текущий контроль

23.09

15

1.4

Число и цифра 1

1

Знать термины «число» и «цифра». Уметь писать цифру 1.

Текущий контроль

24.09

16

1.5

Число и цифра 1

1

Текущий контроль

25.09

17

4.12

Пересекающиеся линии и точка пересечения

1

Знать понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»

Текущий контроль

29.09

18

1.6

Один лишний

1

Знать термины «один», «несколько», как из одного получить несколько, из нескольких один и ни одного.

Текущий контроль

30.09

19

1.7

Один и ни одного

1

Текущий контроль

01.10

20

1.8

Число и цифра 0

1

Знать пустое множество. Уметь писать цифру 0.

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

02.10

21

4.13

Непересекающиеся линии

1

Знать расположение линий на плоскости

Текущий контроль

06.10

22

1.9

Пара предметов

1

Уметь сопоставлять пары

Текущий контроль

07.10

23

1.10

Число и цифра 2

1

Знать термины «число» и «цифра». Уметь писать цифру 2, уметь сравнивать числа

Текущий контроль

08.10

24

2.1

Число и цифра 2

1

Текущий контроль

09.10

25

1.11

Больше, меньше, поровну

1

Уметь записывать результат сравнения чисел, используя знаки >, < , = .

Текущий контроль

13.10

26

1.12

Знаки «>, <, =»

1

Текущий контроль

14.10

27

1.13

Число и цифра 3

1

Уметь правильно писать цифру 3 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Текущий контроль

15.10

28

2.2

Число и цифра 3

1

Текущий контроль

16.10

29

4.14

Пересекающиеся и непересекающиеся линии

1

Уметь различать пересекающ  и непересекающие линии, находить точки пересечения

Текущий контроль

20.10

30

4.15

Замкнутые и незамкнутые линии

1

Знать замкнутые и незамкнутые, уметь строить замкнутые линии

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

21.10

31

4.16

Ломаная линия

1

Уметь строить ломанную линию

Текущий контроль

22.10

32

4.17

Замкнутая ломаная линия

1

Знать замкнутые и незамкнутые, уметь строить замкнутые линии

Текущий контроль

23.10

33

4.18

Внутри,  вне,  на границе

1

Знать, что замкнутая линия является границей, отделяющей внутреннюю область от внешней

Текущий контроль

27.10

34

4.19

Многоугольник

1

Знать понятие «многоугольник»

Текущий контроль

28.10

35

4.20

Треугольник

1

Уметь узнавать треугольники среди геометрических фигур и чертить их.

Текущий контроль

29.10

36

1.14

Число и цифра 4

1

Уметь правильно писать цифру 4 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Текущий контроль

30.10

37

2.3

Число и цифра 4

1

Текущий контроль

10.11

38

1.15

Раньше и позже

1

Знать понятия «раньше», «позже»

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

11.11

39

1.16

Части  суток и времена года

1

Знать части суток и времена года

Текущий контроль

12.11

40

1.17

Число и цифра 5

1

Уметь правильно писать цифру 5 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Текущий контроль

13.11

41

2.4

Число и цифра 5

1

Текущий контроль

17.11

42

2.5

Сложение и знак «+»

1

Знать смысл действия сложения. Запись действия при помощи знака +. Уметь выполнять сложение и записывать результат в пределах изученных чисел.

Текущий контроль

18.11

43

2.6

Сложение и знак «+»

1

Текущий контроль

19.11

44

2.7

Сложение и знак «+»

1

Текущий контроль

20.11

45

2.8

Слагаемые и сумма

1

Знать смысл действия сложения

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

24.11

46

2.9

Слагаемые и значение суммы

1

Знать компоненты действия сложения

Текущий контроль

25.11

47

1.18

Выше и ниже

1

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «выше», «ниже»

Текущий контроль

26.11

48

2.10

Прибавление числа 1

1

Уметь прибавлять число 1 к любому числу в пределах изученных

Текущий контроль

27.11

49

1.19

Число и цифра 6

1

Уметь правильно писать цифру 6 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Текущий контроль

01.12

50

2.11

Число и цифра 6

1

Текущий контроль

02.12

51

1.20

Шире и уже

1

Уметь сравнивать различные предметы по ширине

Текущий контроль

03.12

52

2.12

Прибавление числа 2

1

Уметь складывать любые числа с числом 1, прибавлять число 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1, распознавать суммы определенного вида

Уметь складывать любые числа с числом 1, прибавлять число 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1, распознавать суммы определенного вида

Текущий контроль

04.12

53

2.13

Прибавление числа 2

1

Текущий контроль

08.12

54

4.21

Прибавление числа 2

1

Текущий контроль

09.12

55

1.21

Число и цифра 7

1

Уметь правильно писать цифру 7 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

10.12

56

2.14

Число и цифра 7

1

Текущий контроль

11.12

57

5.1

Дальше и ближе

1

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «дальше», «ближе»

Текущий контроль

15.12

58

2.15

Прибавление числа 3

1

Знать состав числа 3. Уметь строить суммы определенного вида (второе слагаемое 3).

Текущий контроль

16.12

59

2.16

Прибавление числа 3

1

Текущий контроль

17.12

60

1.22

Число и цифра 8

1

Уметь правильно писать цифру 8 в тетради. Соотносить цифру и число предметов

Текущий контроль

18.12

61

2.17

Число и цифра 8

1

Текущий контроль

22.12

62

5.2

Длиннее и короче

1

Уметь сравнивать различные предметы по длине.

Текущий контроль

23.12

63

2.18

Прибавление числа 4

1

Уметь складывать любые числа с числом 1, 2,3. Прибавлять число, распознавать суммы определенного вида

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

24.12

64

2.19

Прибавление числа 4

1

Текущий контроль

25.12

65

1.23

Число и цифра 9

1

Уметь правильно писать цифру 9 в тетради. Соотносить цифру и число предм

Текущий контроль

12.01

66

2.20

Число и цифра 9

1

Текущий контроль

13.01

67

2.21

Все цифры. Однозначные числа

1

Уметь правильно писать цифры. Знать порядок чисел в числовом ряду.

Текущий контроль

14.01

68

2.22

Прибавление числа 5

1

Знать состав числа 5. Уметь прибавлять число 5

Текущий контроль

15.01

69

2.23

Прибавление числа 5

1

Текущий контроль

19.01

70

2.24

Число 10 и один десяток

1

Знать понятие десяток. Состав числа 10. Уметь писать число 10. Понимать значение цифр в числе.

Текущий контроль

20.01

71

2.25

Счёт до 10

1

Текущий контроль

21.01

72

2.26

Счёт десятками

1

Текущий контроль

22.01

73

2.27

Вычитание. Знак « - »

1

Знать смысл действия вычитания. Уметь выполнять вычитание и записывать результат.

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

26.01

74

2.28

Разность и её значение

1

Текущий контроль

27.01

75

2.29

Уменьшаемое и вычитаемое

1

Текущий контроль

28.01

76

2.30

Сложение и вычитание

1

Понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания.

Уметь выполнять соответствующие действия, записывать результат

Текущий контроль

29.01

77

2.31

Сложение и вычитание

1

Текущий контроль

02.02

78

1.24

Старше и моложе

1

Уметь определять кто старше, кто моложе

Текущий контроль

03.02

79

2.32

Вычитание числа 1

1

Уметь вычитать число 1 из любого числа в пределах 10.

Текущий контроль

04.02

80

2.33

Вычитание предшествующего числа

1

Текущий контроль

05.02

81

5.3

Измеряй и сравнивай

1

Уметь измерять длину, знать разные мерки измерений старины

Текущий контроль

82

5.4

Сантиметр

1

Текущий контроль

83

1.25

Десяток и единица

1

Знать состав двузначных чисел в пределах 20.

Уметь считать в пределах 20

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

84

1.26

Десяток и единица

1

Текущий контроль

85

2.34

Разряд единиц и разряд десятков

1

Текущий контроль

86

2.35

Сложение с числом 10

1

Знать таблицу сложения уметь находить суммы и разности по таблице.

Текущий контроль

87

2.36

Разрядные слагаемые

1

Текущий контроль

88

6.1

Таблица сложения

1

Текущий контроль

89

2.37

Перестановка слагаемых

1

Знать переместительное свойство сложения.

Текущий контроль

90

2.38

Перестановка слагаемых

1

Текущий контроль

91

4.22

Пространство

1

Уметь измерять длину

Текущий контроль

92

2.39

Сложение числа 2 с однозначным числом

1

Уметь складывать число 2 с однозначными числами

Текущий контроль

93

2.40

Сложение числа 3 с однозначным числом

1

Уметь складывать число 3 с однозначными числами

Текущий контроль

94

2.41

Сложение числа 4 с однозначным числом

1

Уметь складывать число 4 с однозначными числами

Текущий контроль

95

3.1

Задача. Условие и требование

1

Знать понятие «задача». Уметь находить условие и требование задачи

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

96

3.2

Задача. Условие и требование

1

Текущий контроль

97

3.3

Задача и загадки

1

Знать понятия «задача» и «загадка».

Текущий контроль

98

2.42

Группировка слагаемых. Скобки

1

Знать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия

Текущий контроль

99

3.4

Прибавление числа к сумме

1

Знать правило прибавления числа к сумме.

Текущий контроль

100

1.27

Продолжительность

1

Уметь первичные временные  представления: части суток, времена года, раньше – позже, продолжительность.

Текущий контроль

101

5.5

Измерение и построение

1

Текущий контроль

102

3.5

Задача. Нахождение и запись решения

1

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь.

Текущий контроль

103

3.6

Задача. Нахождение и запись решения

1

Текущий контроль

104

3.7

Задача. Вычисление и запись ответа

1

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь.

Текущий контроль

105

3.8

Задача. Вычисление и запись ответа

1

Текущий контроль

106

2.43

Прибавление суммы к числу

1

Знать правило прибавления суммы к числу

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

107

4.23

Прибавление по частям

1

Текущий контроль

108

2.44

Сложение числа 5 с однозначным числом

1

Уметь складывать число 5 с однозначными числами

Текущий контроль

109

2.45

Прибавление суммы к сумме

1

Уметь вычислять ответ, выбирать правильное решение и записывать ответ, воспроизводить правила прибавления суммы к сумме.

Текущий контроль

110

2.46

Прибавление суммы к сумме

1

Текущий контроль

111

6.2

Таблица сложения однозначных чисел

1

Уметь складывать число  с однозначными числами

Текущий контроль

112

6.3

Таблица сложения и вычитания

1

Текущий контроль

113

4.24

Многоугольник и четырехугольник

1

Знать понятия «четырехугольник», «прямоугольник». Уметь их распознавать

Текущий контроль

114

6.4

Вычитание чисел из 10

1

Знать состав числа 10. Уметь вычитать однозначные числа из 10, вычитать по частям.

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

115

6.5

Вычитание числа из суммы

1

Текущий контроль

116

4.25

Многоугольники

1

Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Текущий контроль

117

5.6

Измеряй и сравнивай

1

Текущий контроль

118

3.9

Больше на некоторое число

1

Знать термины «больше на…» «меньше на …».

Текущий контроль

119

3.10

На сколько больше или меньше?

1

Текущий контроль

120

4.26

Вычитание суммы из числа.

1

Знать состав числа 10. Уметь вычитать однозначные числа из 10, вычитать по частям.

Текущий контроль

121

2.47

Вычитание по частям

1

Текущий контроль

122

6.6

Вычитание по одному

1

Текущий контроль

123

5.7

Сантиметр и дециметр

1

Знать единицы длины – сантиметр и дециметр.

Текущий контроль

124

5.8

Сложение и вычитание длины

1

Уметь записывать результат в сантиметрах и дециметрах.

Личностные УУД

учебные и познавательные мотивы

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Регулятивные УУД

использование знаково-символических средств

овладение действием моделирования

Познавательные УУД

овладение спектром логических действий и операций

овладение общими приемами решения задач

умение структурировать знания

подведение под понятия, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

Текущий контроль

125

1.28

Тяжелее и легче

1

Знать смысл терминов «тяжелее» и  «легче».

Текущий контроль

126

2.48

Сравнение, сложение и вычитание чисел

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий контроль

127

3.11

Разные задачи

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Текущий контроль

128

3.12

Решение задач

1

Текущий контроль

129

5.9

Единицы измерения

1

Уметь распознавать и называть геометрические фигуры. Определять симметричность геометрических фигур.

Текущий контроль

130

4.27

Геометрические фигуры

1

Текущий контроль

131

5.10

Построение отрезков

1

Текущий контроль

132

4.28

Что я нового узнал?

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий контроль

Итого  по курсу

132


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы системы «Перспективная начальная школа»

  1. Чуракова Р.Г Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  3. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник,  2013

4.        Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

1 класс

Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2 — М.: Академкнига/Учебник, 2014 год

Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование. 1 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

Чекин А.Л. Математика: 1 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник, 2013 год

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

2 класс

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1,2 — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2 — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3. — М.: Академкнига/ Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 2 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

3 класс

Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник.

      Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3        класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2— М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3. — М.: Академкнига/ Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л. Г. Математика. Поурочное планирование. 3 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

4 класс

Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3. — М.: Академкнига/ Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 4 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Ключевые слова

Геометрические фигуры

Пересекающиеся линии

Точка пересечения

Замкнутые линии

Незамкнутые линии

Ломаная линия

Раньше

Позже

Впереди

Позади

Дальше

Ближе

Старше

Моложе

Число

Цифра

Сложение

Знак «плюс»

Слагаемое

Сумма

Знак «минус»

Вычитание

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Однозначные числа

Сантиметр

Задача

Список   литературы

для учителя:

  1. Чуракова Р.Г Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  3. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник,  2013
  4. Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  5. Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год
  6. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2 — М.: Академкнига/Учебник, 2014 год
  7. Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование. 1 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год
  8. Чекин А.Л. Математика: 1 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник, 2013 год
  9. Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

для  обучающихся:

  1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1,2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год
  2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2 — М.: Академкнига/Учебник, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по математике 1-4, ФГОС, "Школа 2100"

При составлении программы соблюдала структуру, методические требования, рекомендации....

Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС

Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС...

Рабочая программа по математике 1 - 4 ФГОС НОО Школа России

Рабочая программа по математике  1 - 4  ФГОС НОО  Школа России...

1 класс Рабочая программа по математике. "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку учебно- тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовленности обучающихся, планируемые результаты освоения...

2класс Рабочая программа по математике "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку, учебно -тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения прог...

Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС

Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС, созданная в Конструкторе рабочих программ...