Открытый урок по математике
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Заводнова Джульета Отариевна
Встречное движение. Решение задач на движение. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrechnoe_dvizhenie._reshenie_zadach_na_dvizhenie._4_klass.rar638.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Встречное движение. Решение задач на движение».

Оборудование: интерактивная доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах

Цели:

- обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние;

- совершенствовать навыки решения  задач с величинами скорость, время, расстояние и на встречное движении;

развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).

Формирование УУД:

  • Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи
  • Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану
  • Коммуникативные: совместное решение задач (в парах, в малых группах), оценивание полученных результатов.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап.

   Прозвенел для нас звонок,

Начинать пора урок.

Мы немного повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

Развернёмся и к гостям,

Поприветствуем их там. (кивок головой)

А теперь не отвлекайтесь,

За работу принимайтесь!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Устный счет

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа. (Слайд 2)

1) 1. Увеличь 14 на 5 (19)

     2. Найди произведение чисел 6 и 2 (12)

     3. Найди разность чисел 24 и  8 (16)

     4. Во сколько раз 180 больше 10 (18)

     5. Первое слагаемое - 11, второе – 5. Найди сумму.    (16)

     6. Вычти 6 из 25   (19)

     7. Найди частное чисел 400 и 20     (20)

     8. Уменьши 60 в 2 раза  (30)

2) «Сравни величины (слайд 3)

–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.

- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)

- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)

Учитель: скажите, с помощью какой буквы обозначают скорость, время, расстояние. Какую формулу применяют для нахождения S, v, t.  (слайды 4)

  1. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на движение, закрепим наши знания о скорости, времени, расстоянии и связи между этими величинами, познакомимся со встречным движением.

Работа в парах.

- Посмотрите на экран. Листки с такими же заданиями лежат у вас на парте.  Я предлагаю вспомнить, в каких единицах могут измеряться  скорость, время и расстояние. Заполните пропуски, указав нужную единицу измерения.(Слайд 5)

м : м/с =                      км/с · с =

км : км/ч =                  м : м/ ч =

м : с =                          км : мин =  

Проверьте у своего соседа правильность выполнения задания.

Перейдем к решению задач на движение. (Слайд 6)

Задача №1  

Расстояние между двумя населёнными пунктами равно 10 км. Средняя скорость движения пешехода - 5 км/ч. За какое время он пройдет это расстояние?  

Задача №2

Средняя скорость движения пешехода 5 км/ч.  Какое расстояние он пройдет за три часа?    

(задачи решаются учениками, указывается формула для нахождения времени (расстояния), подставляются данные, в тетрадь записываются решение и ответ.)

Физминутка.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся  с задачами на встречное движение. (Слайд 7, 8)

Посмотрите на доску. Давайте составим задачу. Ученики с помощью учителя составляют задачу.

        Из двух посёлков навстречу друг другу вышли два лыжника и встретились через три часа. Скорость первого лыжника была 12 км/ч,  скорость второго лыжника – 14 км/ч. Найдите расстояние между посёлками?  

Учитель: - в чем отличие этой задачи от задач, которые мы решали на предыдущем уроке? Давайте сравним их. (ответы учеников)

- Можем ли мы найти  расстояние, которое прошел первый лыжник? Как? Какую формулу для этого мы используем?

- Можем ли мы найти  расстояние, которое прошел второй лыжник? Как?

- А расстояние между поселками?

- Во сколько действий мы решим эту задачу?

- Может быть, кто-то знает другой способ решения этой задачи? (Слайд 9)

Дети – К скорости первого лыжника  нужно прибавить скорость второго.

Учитель: скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.

V. Первичная проверка понимания

Какой способ решения задачи кажется вам рациональный? Почему?

Учитель - Как находим скорость сближения при встречном движении?

Схема такого движения и способ вычисления приводятся ниже:

Встречное движение  (Слайд 10)  

                          S=(v1+v2)·t

VI. Первичное закрепление.

Работа в группах. Решите задачу. (Слайд 11)

          Из двух городов, расстояние между которыми 100 км   навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист. Средняя скорость движения мотоциклиста 40 км/ч. Средняя скорость движения велосипедиста 10 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

«Математический квадрат»

- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Среди них ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.

1. Таня, следуя в школу, проходит 20 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (20)

2. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)

3. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)

4. Туристы за 3 часов прошли расстояние 27 км. С какой скоростью шли туристы? (9)

5. Скорость поезда 50 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 4 часа? (200)

6. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 2 минуты со скоростью 27 м/мин.? (54)

7. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 10 км/ч.  Какое расстояние он проехал? (40)

8. Ласточка 180 метров пролетела за 20 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (9)

Если вы правильно решили задачи, отметили на карточках ответы, то у вас должная появиться большая пятерка.  Я желаю вам знать математику только на 5.

VII. Информация о домашнем задании

Домашнее задание у вас на карточках. (Приложение 1) Получить их вы сможете на перемене у дежурных.  

VIII. Рефлексия урока.

Учитель - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какого типа задачи мы решали?

Учитель - Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям.

Учитель – Оцените свою работу на уроке.

Учитель - И мне хочется закончить урок таким высказыванием: “Ученье - везде найдет примененье”

http://nsportal.ru

http://www.teacherjournal.ru

http://www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

открытый урок по математике "Путешествие на мыс математики"

Урок проведен для закрепления таблицы умножения и деления на 2...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....