Представление об объеме как о величине
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок-практикум с ИКТ, с использованием ЛабДиска Гломир, активным выходом в сеть Интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-практикум20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : математика (урок дан в рамках проверки комитета образования 25.01.2014г)
Тема: Представление об объеме как о величине
Класс : 4
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока : урок-практикум
Оборудование: презентация, телевизор, компьютер, активный выход в Интернет, ЛабДиск Гломир, модели куба и параллелепипеда,спичечная упаковка, коробок спичек, чертежные и измерительные инструменты, тесты для каждого уч-ся
Цели урока 
Образовательные: дать понятие объема, сформировать знания об  объеме  как о величине, учить находить объем параллелепипеда и куба по формулам, сравнивать объемы различных емкостей;
Развивающие: развивать логическое мышление,  математическую речь, умение осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, развитие умений сравнивать и обобщать, расширять математический кругозор;
Воспитательные:  воспитывать ответственное отношение  к учебному труду, показать значение математических знаний в жизни и жизненных ситуациях

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения , принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг. момент

II Актуализация знаний и умений уч-ся

III Постановка целей и задач урока

IV Первичное усвоение новых знаний

V Первичная проверка понимания

VI Первичное  закрепление

VII Контроль усвоения

VIII Рефлексия

IV Домашнее задание

-Знания, полученные вами запоминаются надолго. Великий русский писатель Л.Н.Толстой сказал так: «Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал и проверил» .Постараемся и мы сегодня включится в деятельность  по открытию новых знаний, их практическому подтверждению. (слайд 1)

(слайд 2) Какие из геометрических фигур являются параллелепипедами?
(слайд 3)
(слайд 4) Сколько вершин, ребер и граней  имеет пар-пед?
(слайд 5) А куб?
(слайд 6)
Постановка проблемного вопроса: как определить объем спичечной упаковки не раскрывая ее, если имеется один коробок?
Какая тема урока? О чем мы будем говорить? Какие цели перед собой поставим?

1)Проблемный вопрос : у меня две коробки. Как узнать на изготовление какой пошло больше бумаги?
Какая из коробок имеет большую вместимость? Чем можно это проверить?

-Что такое объем?(слайд 7)

2)Вычислять объем умели уже в Др.Греции во времена Архимеда. Кто помнит, почему объем обозначают буквой V ?
-Какую форму мы используем  для вычисления объема? (слайд 8)
-В каких единицах измерения записывают V ?
-Что такое кубический см? (слайд 9)

1)(Слайд 10) Определите объем фигур в кубических см.

2) Работа с учебником  № 295, №296

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1)-Перед вами несколько измерительных средств- метр, линейка, рулетка. Чем удобно измерить длину, ширину , высоту класса? Шкафа?Коробки?
Удобно ли это сделать для измерения высоты класса? Сегодня нашим помощником на уроке опять станет ЛабДиск Гломир. Этот прибор поможет нам справиться с заданием по вычислению V классной комнаты.
Делегация наших уч-ся побывала у завхоза и уже знает результаты измерений.

-По требованиям СаНПиН  на каждого уч-ся в классе должно приходиться примерно 4 куб.м. объема воздуха. Давайте подсчитаем хватает ли нам воздуха для нормального функционирования легких и работы мозга. Что для этого нужно сделать?

2) Вторая делегация уч-ся нашего класса, по моей просьбе ,побывала в бассейне и побеседовала с тренером.
-Какая задача перед вами стояла?
-Перед классом поставлена задача: найти объем воды, которым можно заполнить бассейн

- Сейчас я предложу вам другую задачу « Бак автомобиля «Жигули» вмещает 40 л бензина. На 14 км пути уходит 1 л бензина. Хватит ли одной заправки, чтобы доехать от Узловой до Тулы и обратно?»
-Можно ли решить задачу?  Какое данное недостающее? (не знаем расстояние от Узловой до Тулы) Чем можно воспользоваться?
Для подведения итогов урока учитель предлагает тест( слайды 11, 12, 13, 14, 15)
Ключи к тесту (слайд 16)
-Если после самопроверки тест решен вами верно, то опустите свои результаты в модель прямоугольного параллелепипеда, а если были ошибки, то в призму.
Вывод делает учитель.
1) Определить объем спичечной упаковки
2) (слайд 17) Вопрос из ЕГЭ : во сколько раз увеличится объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения увеличатся в 2 раза? (в 8 раз)

Слушают слова учителя, психологически настраиваются  на продуктивную работу.

Называют номера параллелепипедов

Видят подтверждение сказанного

Отвечают на вопрос :вершин 8, ребер 12,граней 6

Отвечают (аналогично)

Видят подтверждение

Рассуждают, предлагают варианты решения



Определяют тему и цели урока самостоятельно.

Дети отвечают, что нужно знать площадь

Предлагают варианты, напр., заполнить песком

Отвечают, что это пространство ,занимаемое телами.

На латыни V записывается Volume по первой букве стали обозначать объем

Записывают две формулы

Ответы фиксируют на доске

Единица измерения V, равная объему куба с ребром 1 см.

Определяют объем трех фигур

№295 устно, №296 (1) у доски решает один уч-ся, все остальные в тетрадях. Под цифрой 2 –устно

Дают обоснованные ответы

У доски трое уч-ся. Двое работают с лабораторией, один фиксирует на доске измерения. Все  уч-ся работают в тетрадях.
Контроль опережающего д/з : узнать у завхоза длину, ширину, высоту класса №201. Делегация уч-ся контролирует измерения , проводимые исследователями с ЛабДиском.
Решают задачу по вычислению V класса.




Решают задачу двумя способами, выбирают рациональный. ( 4х25=100 куб.м) , а объем класса 162 куб.м. Ответ: хватает

Предоставляется слово второй делегации (проверка опережающего д/з)
Узнать длину бассейна, ширину и глубину. Докладывают результаты. Фиксируют на доске.
Решают поставленную задачу. Сверяют результаты.
Анализируют задачу .




Находят недостающее данное с помощью сети Интернет, пользуясь поисковиком. Решают задачу у доски и в тетрадях
Уч-ся отвечают на вопросы теста на листах

Самопроверка
Осознание собственного пути на уроке




Записывают д/з в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Урок по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: Величина (большой – маленький) (2 класс "особый ребёнок")

Предмет: Математические представления и конструирование.Тема: Величина (большой – маленький).Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).Тип урока: комбинированный.Цель:  1. Продолжать учить детей разл...

Урок математики в 1 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Представление величин на числовой прямой.

Данный урок был разработан и проведён в рамках конкурса "Учитель года 2013" для демонстрации методов и приёмов работы для формирования учебного действия моделирование....

Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4

Программа «ЗанимаСодержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема­т...

Методика исследования сформированности представлений младших школьников с умственной отсталостью о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).

Данные методические разработки позволяют провести исследование сформированности представлений младших школьников с УОо величинах и их измерениях, т.к. они разработаны на основании отмечнных Л. А. Каир...

Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью

Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью...