Планирование предметного кружка "Эрудит"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Довбня Светлана Владимировна

Данная программа расчитана на учеников 3 классов, УМК любой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kruzhka_erudit.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано:

Руководитель ШМО

Учителей  _____ классов

______________________

 «___» _______________ 20_____г

.

Утверждаю:

Заместитель директора по УВР

___________________

 «___» _______________ 20_____г

Рабочая программа

кружка по математике «Эрудит».

_________________________________________

(наименование учебного предмета)

____________________________________________

                  Программу составил                       Довбня С.В.

               __________________________________________

(Ф.И.О. учителя)

                                                                  г. Когалым

2014 – 2015 г.

                                                             

              Пояснительная записка                                                

                                                                 «... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

     Название программы: Программа «Эрудит» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

   Основания для разработки программы:

Закон «Об образовании РФ»;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01г.

Решение городской учительской конференции 2010 – 2011 учебного года о работе с одаренными детьми.

Календарно-тематическое планирование математического кружка "Эрудит"

Пояснительная записка.

   Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

    Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Эрудит”.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

     Основные виды деятельности учащихся:

           решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Программа кружка рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием УМК “Математика. 3 класс” под редакцией Н. Б. Истоминой.

Основные направления и содержание деятельности.

     Основное содержание курса математики 3 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

       В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.

     Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, всероссийского уровня  математических конкурсах «Познание и творчество», «Эму», «Эрудит». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач.

Учебная программа.

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Оборудование

1

Вводное занятие. Решение ребусов.

Карточки с заданиями, дидактический материал, портреты великих математиков, таблицы, ИКТ и др.

2

Решение ребусов и логических задач.

Как люди научились считать. История цифр.

Решение занимательных задач в стихах.

Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд».

Подумай и реши.

Решение задач повышенной сложности.

Математические горки.  Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».

Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

10 

Задачи на разрезание.

11 

Выпуск математической газеты № 1

12 

Конкурс знатоков (отборочный тур).

13 

Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

14 

Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

15 

Выпуск математической газеты № 2.

16 

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

17 

Математический КВН.

18 

Старинные меры длины.

19 

Решение олимпиадных заданий.

20 

Решение логических задач.

21 

Немного истории. Детям о времени.

22 

Решение задач повышенной сложности.

23 

Решение олимпиадных задач.

24 

Решение олимпиадных заданий.

25 

Решение олимпиадных заданий.

26 

Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число».

27 

Выпуск математической газеты № 3.

28 

Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».

29 

Открытие нуля.

30 

Решение задач повышенной трудности.

31 

«Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.

32 

Игра «Крестики-нолики».

33 

Точные и приближенные числа.

34 

Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах».

Условия реализации программы.

    Кружок создается на добровольной основе из ребят 3 класса, имеющих повышенный интерес к математике.

    Занятия групповые (15 человек), 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 34 часа.

Материально-технические и методические условия имеются.

Ожидаемые результаты:

  • формирование интереса к творческому процессу;
  • умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • успешное выступление учащихся на школьных олимпиадах.

Массовые мероприятия.

    Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математических конкурсах, школьных олимпиадах по математике, а также выпуск математических газет для учащихся начальной школы.

Список литературы.

  1. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Предметно-практическая деятельность.

 Планирование по предмету:"Предметно-практическая деятельность" 3 класс. Предназначено для учащихся коррекционных школ. Разработано учителями Яковлевой Г. В., Алексеевой Т. И.  ...

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Литературное чтение»

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Литературное чтение» в 4 классе УМК "Школа 2100" на 2 часа в неделю....

Тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 3 классе в рамках УМК «Школа России»

         Тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 3 классе в рамках УМК «Школа России»...