Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Семенова Наталия Николаевна

Рабочая программа по  математике УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя  школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

от 26.08.2014 г. протокол № 1

Руководитель МО

________/М. Н. Ларькина /

Согласовано

на заседании методического совета

от 28.08.2014 г. протокол №  1

Руководитель МС

________/Н.Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от 29.08.2014 г. № 184

Директор МАОУ СШ №51

________/ С. В. Бедрова/

  1. Рабочая программа
  2. по  математике

4 класс

  1.           (ступень образования/класс)
  2.    2014-2015 учебный год
  3.       (срок реализации программы)
  4.       Программу составила          Семенова Наталия Николаевна,
  5.       стаж работы  22 года, учитель высшей квалификационной категории.
  6. (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)

  1. Липецк
  2. 2014г.

Пояснительная записка

Предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

        Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

          Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы  М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика».  

Реализация рабочей программы осуществляется на основе  использования  УМК «Школа России», включающий  учебник «Математика» 4 класс, в 2 ч., авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова; – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014;

В авторскую программу внесены изменения из-за увеличения количества часов:

Основная программа

Кол-во часов

Рабочая программа

Кол-во часов

Числа от 1 до 1000.

14

Числа от 1 до 1000.

18

Числа, которые больше 1000.

Нумерация.

12

Числа, которые больше 1000.

Нумерация.

14

Величины.

11

Величины.

15

Сложение и вычитание.

12

Сложение и вычитание.

15

Умножение и деление.

77

Умножение и деление.

90

Итоговое повторение.

10

Итоговое повторение.

23

Итого:

136

Итого:

175

Общая характеристика учебного предмета.

В основе  начального курса  математики, нашедшего отражение в учебниках  математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Цель курса:  Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи курса:  

1)Уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции, выполнять расчёты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами.

2) Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

3)Доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры.

4) Проводить классификацию математических объектов.

5)Делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты.

6)Формировать предположения и проверять их.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

      Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.

      Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

      Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

 Место учебного предмета в учебном плане.

Программа предназначена для изучения математики в 4 классе, составлена на 175 часов (из расчёта 5 часов в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

1)Математическое знание – это особый способ коммуникации:

наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;

  • участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;
  • использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

2)Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

3)Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

         Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

- метод сотрудничества

- методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

Содержание курса математики обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета

 в 4-ем классе.

 Личностные

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке, к «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ дл описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  • Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить своё выступление с аудио -, видео - и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие личностного, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладения навыками смыслового чтения текстов.
  • Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их решать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных учебно-практических задач.
  • Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Содержание учебного предмета.

Числа от 1 до 1000 (18ч).

Повторение. Нумерация чисел.

Порядок действий в числовых выражениях.

Сложение и вычитание.

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

Закрепление изученного.

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

Свойства умножения.

Алгоритм письменного деления.

Приёмы письменного деления.

Диаграммы.

Что узнали. Чему научились.

Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение,  вычитание, умножение и деление. Входная».

Странички для любознательных.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (14ч).

Класс единиц и класс тысяч.

Чтение многозначных чисел.

Запись многозначных чисел.

Разрядные слагаемые.

Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Закрепление изученного.

Класс миллионов. Класс миллиардов.

Странички для любознательных.

Что узнали. Чему научились.

Наши проекты.

Контрольная работа №2 по теме «Числа, которые больше 1000. нумерация».

Величины (15ч).

Единицы длины. Километр.

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

Таблица единиц площади.

Измерение площади с помощью палетки.

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Единицы времени. Определение времени по часам.

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

Век. Таблица единиц времени.

Что узнали. Чему научились.

Закрепление изученного.

Контрольная работа №3 по теме «Величины».

Сложение и вычитание (15ч).

Устные и письменные приёмы вычислений.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Нахождение нескольких долей целого.

Решение задач.

Сложение и вычитание величин.

Что узнали. Чему научились.

Странички для любознательных.

Задачи-расчёты.

Закрепление изученного.

Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание».

Умножение и деление. (90ч).

Свойства умножения.

Письменные приёмы умножения.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Деление с числами 0 и 1.

Письменные приёмы деления.

Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

Что узнали. Чему научились.

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число».

Умножение и деление на однозначное число.

Скорость. Единицы скорости.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Решение задач на движение.

Странички для любознательных.

Умножение числа на произведение.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями.

Решение задач.

Перестановка и группировка множителей.

Контрольная работа №6 по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Деление числа на произведение.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Контрольная работа №7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Наши проекты.

Умножение числа на сумму.

Письменное умножение на двузначное число.

Письменное умножение на трёхзначное число.

Контрольная работа №8 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число».

Письменное деление на двузначное число.

Письменное деление с остатком на двузначное число.

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

Контрольная работа №9 по теме «Деление на двузначное число».

Письменное деление на трёхзначное число.

Деление с остатком.

Деление на трёхзначное число.

Контрольная работа №10 по теме «Деление на трёхзначное число».

Подготовка к олимпиаде.

Итоговое повторение (23ч).

Нумерация.

Выражения и уравнения.

Арифметические действия: сложение и вычитание.

Арифметические действия: умножение и деление.

Правила о порядке выполнения действий.

Величины.

Геометрические фигуры.

Задачи.

Контрольная работа №11 по теме «Итоговая работа за 4 класс».

Обобщающий урок.

Математический КВН.

Игра «В поисках клада».


Тематическое планирование

№ урока.

Тема урока.

Виды учебной деятельности учащихся

Дата прохождения

темы

по плану

фактически

Повторение. Нумерация чисел.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Читать и строить столбчатые диаграммы.

01.09

01.09

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

02.09

02.09

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

03.09

02.09

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

04.09

04.09

Закрепление изученного.

05.09

05.09

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

08.09

08.09

Свойства умножения.

09.09

09.09

Алгоритм письменного деления.

10.09

10.09

Приёмы письменного деления.

11.09

11.09

Приёмы письменного деления.

12.09

12.09

Приёмы письменного деления.

15.09

15.09

Закрепление изученного.

16.09

16.09

Диаграммы.

17.09

17.09

Что узнали.

18.09

18.09

Чему научились.

19.09

19.09

Странички для любознательных.

22.09

22.09

Класс единиц и класс тысяч.

23.09

23.09

Чтение многозначных чисел.

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

24.09

24.09

Входная административная контрольная работа №1.

25.09

25.09

Анализ контрольной работы.

26.09

26.09

Запись многозначных чисел.

29.09

29.09

Разрядные слагаемые.

30.09

30.09

Сравнение чисел.

01.10

01.10

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

02.10

02.10

Закрепление изученного.

03.10

03.10

Класс миллионов. Класс миллиардов.

06.10

06.10

Странички для любознательных.

07.10

07.10

Что узнали. Чему научились.

13.10

13.10

Наши проекты. Что узнали. Чему научились.

14.10

14.10

Контрольная работа №2 по теме «Числа, которые больше 1000. нумерация».

15.10

15.10

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

16.10

16.10

Закрепление изученного.

17.10

17.10

Единицы длины. Километр.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

Анализировать и оценивать результаты работы.

20.10

20.10

Единицы длины.

21.10

21.10

Закрепление изученного.

22.10

22.10

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

23.10

23.10

Таблица единиц площади.

24.10

24.10

Измерение площади с помощью палетки.

27.10

27.10

Закрепление изученного.

28.10

28.10

Единицы массы. Тонна. Центнер.

29.10

29.10

Единицы времени. Определение времени по часам.

30.10

30.10

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

31.10

31.10

Век. Таблица единиц времени.

03.11

05.11

Что узнали. Чему научились.

05.11

Контрольная работа №3 по теме «Величины».

06.11

06.11

Анализ контрольной работы.

07.11

07.11

Закрепление изученного.

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимость между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

10.11

10.11

Устные и письменные приёмы вычислений.

11.11

11.11

Нахождение неизвестного слагаемого.

12.11

12.11

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

13.11

13.11

Нахождение нескольких долей целого.

14.11

14.11

Решение задач.

17.11

17.11

Решение задач.

18.11

18.11

Сложение и вычитание величин.

24.11

Решение задач.

25.11

Что узнали. Чему научились.

26.11

Странички для любознательных.

27.11

Задачи-расчёты.

28.11

Что узнали. Чему научились.

01.12

Закрепление изученного.

02.12

Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание».

03.12

Анализ контрольной работы.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работа в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Отбирать, составлять и решать математические задачи задания повышенной сложности.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на  двузначное и трёхзначное число.

Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.

Проверять выполнение действия: умножение делением и деление умножением.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги  с использованием развёрток.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

04.12

Свойства умножения.

05.12

Письменные приёмы умножения.

08.12

Письменные приёмы умножения.

09.12

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

10.12

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

11.12

Деление с числами 0 и 1.

12.12

Письменные приёмы деления.

15.12

Письменные приёмы деления.

16.12

Закрепление изученного.

17.12

Контрольная работа №5 по итогам I полугодия.

18.12

Анализ контрольной работы.

19.12

Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

22.12

Закрепление изученного. Решение задач.

23.12

Письменные приёмы деления. Решение задач.

24.12

Закрепление изученного.

25.12

Что узнали. Чему научились.

26.12

Закрепление изученного.

29.12

Умножение и деление на однозначное число.

30.12

Скорость. Единицы скорости.

09.01

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

12.01

Решение задач на движение.

13.01

Решение задач на движение.

14.01

Решение задач на движение.

15.01

Странички для любознательных.

16.01

Проверочная работа.

19.01

Умножение числа на произведение.

20.01

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

21.01

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

22.01

Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями.

23.01

Решение задач.

26.01

Перестановка и группировка множителей.

27.01

Что узнали. Чему научились.

28.01

Закрепление изученного.

29.01

Контрольная работа №6 по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

30.01

Анализ контрольной работы.

02.02

Закрепление изученного.

03.02

Деление числа на произведение.

04.02

Деление числа на произведение.

05.02

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

06.02

Решение задач.

09.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

10.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

11.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

12.02

Контрольная работа №7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

13.02

Анализ контрольной работы.

16.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

17.02

Решение задач.

24.02

Закрепление изученного.

25.02

Что узнали. Чему научились.

26.02

Наши проекты.

27.02

Умножение числа на сумму.

02.03

Умножение числа на сумму.

03.03

Письменное умножение на двузначное число.

04.03

Письменное умножение на двузначное число.

05.03

Решение задач.

06.03

Решение задач.

09.03

Письменное умножение на трёхзначное число.

10.03

Письменное умножение на трёхзначное число.

11.03

Закрепление изученного.

12.03

Закрепление изученного.

13.03

Что узнали. Чему научились.

16.03

Контрольная работа №8 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число».

17.03

Анализ контрольной работы.

18.03

Письменное деление на двузначное число.

19.03

Письменное деление с остатком на двузначное число.

20.03

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

23.03

Письменное деление на двузначное число.

24.03

Письменное деление на двузначное число.

25.03

Закрепление изученного.

26.03

Закрепление изученного. Решение задач.

27.03

Решение задач.

30.03

Закрепление изученного.

31.03

Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

06.04

Закрепление изученного. Решение задач.

07.04

Закрепление изученного. Решение задач.

08.04

Контрольная работа №9 по теме «Деление на двузначное число».

09.04

Анализ контрольной работы.

10.04

Письменное деление на трёхзначное число.

13.04

Письменное деление на трёхзначное число.

14.04

Письменное деление на трёхзначное число.

15.04

Закрепление изученного.

16.04

Деление с остатком.

17.04

Деление на трёхзначное число.

20.04

Закрепление.

21.04

Что узнали. Чему научились.

22.04

Что узнали. Чему научились.

23.04

Закрепление изученного.

24.04

Подготовка к олимпиаде.

27.04

Контрольная работа №10 по теме «Деление на трёхзначное число». 

28.04

Анализ контрольной работы.

29.04

Итоговое повторение. Нумерация.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,  вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании; на нахождение неизвестного множителя, делимого и делителя на основе знаний о взаимосвязи чисел при умножении и делении.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работа в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Переводить одни единицы массы, времени и длины в другие, используя соотношения между ними.

Выполнять письменно сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Распознавать геометрические фигуры; определять виды треугольников, четырёхугольников; находить площадь и периметр фигур, длину ломаной.

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Анализировать и оценивать результаты работы.

30.04

Нумерация.

04.05

Выражения и уравнения.

05.05

Выражения и уравнения.

06.05

Арифметические действия: сложение и вычитание.

07.05

Арифметические действия: сложение и вычитание.

08.05

Арифметические действия: умножение и деление.

11.05

Арифметические действия: умножение и деление.

12.05

Правила о порядке выполнения действий.

13.05

Правила о порядке выполнения действий.

14.05

Величины.

15.05

Величины.

18.05

Геометрические фигуры.

19.05

Геометрические фигуры.

20.05

Контрольная работа №11 по теме «Итоговая работа за 4 класс».

21.05

Анализ контрольной работы.

22.05

Задачи.

25.02

Задачи.

26.05

Задачи.

27.05

Обобщающий урок.

28.05

Повторение пройденного.

29.05

Резервный урок. Математический КВН.

Резервный урок. Игра «В поисках клада».


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:

1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике 4 класс к УМК М. И. Моро и др. М.: Просвещение.

3. Т.Н. Ситникова Контрольно-измерительные материалы. Математика 4 класс. М.: ВАКО, 2013.

4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «2500 задач по математике».

5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Математика. Итоговое тестирование» 4 класс

6. В.Т. Голубь «Тематический контроль знаний. Математика. 4 класс»

7. Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

8. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа: Учебно-методическое пособие.

9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе

10. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей.

11. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.

12. Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.

13. Лазутина В.Ф. Устный счет с улыбкой. –М.,1994.

14. Интернет ресурсы.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы массы», «Единицы длины», «Геометрические фигуры», «Доли», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника»; «Окружность. Круг. Диаметр круга», «Диаграммы»;
  • перфокарты для устного счета в пределах 1000;
  • демонстрационный календарь;
  •  демонстрационные часы; 
  • демонстрационная оцифрованная линейка,
  • демонстрационный чертёжный треугольник;
  •  демонстрационный циркуль;
  • наборы линеек и угольников для учащихся; 
  • шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала; 
  • справочники, энциклопедии.

  Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (диск CD-ROM), авторы С.И.Волкова, С.П.Максимова; 
  2. Презентации по математике.

Технические средства обучения:

  • компьютер с принтером; 
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационный экран;
  • фотокамера;
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"

рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование...

рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос

В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа поматематике. 3 класс. ФГОС.

Рабочая программа к учебнику Моро М.И....

Рабочая программа поматематике. 1 класс. ФГОС.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа поматематике 4 класс. УМК "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Фед...

Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.

Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"...