Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС
рабочая программа по математике на тему

Радченко Наталья Николаевна

 

Рабочая программа по математике в 5 классе на 2015-2016 учебный год Радченко Натальи Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_5_klass_fgos.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30» г. БРЯНСКА

Рассмотрено

на заседании МО учителей

___________________________

Протокол № ___

от «___» ___________ 20___ г.

Руководитель МО

__________ (_______________)

Согласовано

на заседании МС

Протокол № ___

от «___» ___________ 20___ г.

Руководитель МС

_________ (________________)

Утверждено

Приказ № ___
от «___» __________ 20___ г.

Директор школы

____________ (Радченко Н.Н.)

Рабочая программа
по
математике 
в 5 классе
на 2015-2016
 учебный год

Радченко Наталья Николаевна

2015 г.


Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральномобразовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина).

Цели обучения

•  Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

•  интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

•  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи обучения

•  Приобретение математических знаний и умений;

•  овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

•  освоение компетенции (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Содержание программы

Натуральные числа и шкалы. Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.

Умножение и деление натуральных чисел. Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.

Площади и объемы. Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Обыкновенные дроби. Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.

Умножение и деление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный год. В конце изучения каждого параграфа предусмотрен резервный урок, который используется для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий. Предусмотрены 13 тематических контрольных работ и 1 итоговая.

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Натуральные числа и шкалы

16

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

Умножение и деление натуральных чисел

23

2

Площади и объемы

13

1

Обыкновенные дроби

22

2

Сложение и вычитание десятичных дробей

15

1

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

Инструменты для вычислений и измерений

18

2

Итоговое повторение курса математики 5 класса

16

1

Общее количество часов

170

14

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

•  независимость и критичность мышления;

•  воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

•  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

•  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета:

•  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

 Коммуникативные УУД:

•  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

•  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

•  Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

•  переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;

•  находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

•  округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

•  решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

•  устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов:

•  интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

•   Переводить условия задачи на математический язык;

•  использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

•  изображать числа точками на координатном луче;

•  определять координаты точки на координатном луче;

•  составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

•  решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

•  Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

•  распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

•  в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

•  вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•  построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебное и учебно-методическое обеспечение

• Таблицы по математике для 5 классов:

•  таблицы выдающихся математиков:

• доска магнитная с координатной сеткой:

•  комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30=. 60:). угольник (45°. 45°). циркуль:

•  комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Радченко Наталья Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 30 г. Брянска

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «Отрезок. Длина отрезка»

Урок № 4. Натуральные числа

    Тип урока

Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Базовый учебник

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов Математика 5 класс

Цели урока: Сформировать умение, используя различные измерительные инструменты, чертить отрезок, измерять и сравнивать отрезки.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: формирование умения определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам;

предметные: научиться строить отрезок заданной длины, обозначать его, использовать математическую терминологию для описания взаимного расположения точек и отрезков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: Таблица построения отрезков и измерения длины отрезка, чертежные и измерительные инструменты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация начала занятия

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Объявляет тему урока.

Предлагает сформулировать цель (результат) и задачи (этапы) деятельности на уроке

Приветствуют учителя.

Называют отсутствующих.

Воспринимают тему урока.

Формулируют задачи своей образовательной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание; планирование деятельности; прогнозирование значимости полученных знаний (создание учебной мотивации).

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные:

Формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели; умение строить речевое высказывание в устной речи.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися выполненного домашнего задания

Выясняет, какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания.

Выборочно проводит индивидуальную проверку выполнения домашнего задания

Предъявляют свои затруднения, предлагают способы решения (выполнения упражнений)

Регулятивные:
самоконтроль, коррекция, самооценка, саморегуляция.

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в коллективное обсуждение проблемы.

Познавательные:
рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение строить речевое высказывание.

3. Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация знаний

Проводит фронтальный опрос по понятиям, необходимым для работы над новой темой

Отвечают на вопросы учителя, исправляют и дополняют ответы одноклассников

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Ставит перед учащимися проблему «Как можно разными способами соединить точки К и М? Сколько может получиться линий?»
Вводит понятие отрезка и просит среди начерченных линий выделить отрезок.

Ставит проблему  «Как  обозначить отрезок?» На основании высказываний учащихся и текста учебника предлагает сделать вывод «Как обозначить отрезок?» Дает подсказку «Что можно сделать с буквами, называя отрезок?»

Предлагает сравнить два отрезка. Контролирует дискуссию, задаёт наводящие вопросы.
Для решения задачи предлагает использование и различных измерительных инструментов.

В результате выполнения практических действий предлагает дать определение понятий «часть отрезка», «короче», «длиннее».

Вводит понятия «лежать между концами отрезка», «лежать вне отрезка», используя чертеж на доске и в учебнике.

Предлагает сделать вывод.

Обсуждают проблему.

Предлагают варианты выполнения задания.

Слушают учителя, воспринимают информацию, выполняют  в тетради построение.

Отыскивают способы обозначения отрезка.

Формулируют определения понятий.








Формулируют вывод.

Регулятивные:
планирование и прогнозирование результатов деятельности, саморегуляция, оценка и коррекция.

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знание, умение строить речевое высказывание, действия со знаково-символическими средствами;
логические: анализ, сравнение, обобщение, синтез, построение утверждения или отрицания на основе построенной цепочки рассуждений;
действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности.

5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Предлагает  выполнить предложенные задания на основании сделанных выводов в виде чертежей.


Контролирует дискуссию, выделяет наиболее удачные работы.

Предлагает сравнить результаты работы с таблицей на доске.

Разбиваются на пары.

Участвуют в обсуждении.

Сравнивают полученные результаты  с образцом. Делают вывод об истинности полученных знаний.

Регулятивные:
планирование и прогнозирование результатов деятельности, саморегуляция, оценка и коррекция.

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знание, умение строить речевое высказывание, действия со знаково-символическими средствами.

6. Закрепление знаний и способов действий

Проводит фронтальный опрос: предлагает ответить на вопросы: сколькими отрезками можно соединить две точки? Как обозначают отрезок, соединяющий две точки? Назовите концы этого отрезка. Как сравнивают два отрезка?

Корректирует знания учащихся.

Выполняют задания, выслушивают ответы одноклассников, исправляют допущенные ошибки, дополняют

Регулятивные:
оценка и коррекция.

Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знание, умение строить речевое высказывание, действия со знаково-символическими средствами;
логические: анализ, сравнение, обобщение, синтез, построение утверждения или отрицания на основе построенной цепочки рассуждений;
действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности.

7. Контроль и самопроверка знаний

 «Умеете ли вы строить отрезок?  Как  вы определите, какой из отрезков длиннее?

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свои действия, опираясь на теоретические знания.

Регулятивные:
самоконтроль, коррекция, самооценка, саморегуляция.

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в коллективное обсуждение проблемы.

Познавательные:
рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение строить речевое высказывание.

8.Подведение итогов занятия

Комментирует работу класса и отдельных учащихся, выставляет отметки

Участвуют в оценке работы класса в целом и своих товарищей

9. Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:

1. Какие новые знания получили обучающиеся?

2. Чему научились, что теперь умеют делать?

3. Насколько важны эти знания и умения?

4. Какую пользу эти знания и умения принесут в дальнейшем?

5. Удовлетворены ли учитель и обучающиеся результатами урока?

 6. Что можно (нужно) добавить к уроку?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников

10. Информация о домашнем задании

Записывает на доске домашнее задание, комментирует способы выполнения упражнений

Записывают задание в дневники, уточняют то, что не поняли, делают дополнительные пометки

Регулятивные:

планирование деятельности.

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс

Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по математике по ФГОС

Рабочая  программа  по  математике  по  ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века". 2 класс...

рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...

Рабочая программа по математике ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по математике по ФГОС 2 класс

Курс математики для 1–4 классов начальной школы, реализующий программу «Учусь учиться», является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы обра...

Рабочая программа по математике, реализующая ФГОС НОО 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике составлена на основе сборника программ для четырехлетней начальной школы УМК «Школа России», 3 класс...