Решение задач на движение
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Коростелёва Мария Валерьевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Решение задач на встречное движение».

Цель: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.

Образовательные задачи:

- научиться решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к математическим знаниям;

-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи (УУД).

Регулятивные УУД:

- уметь организовывать свою деятельность;

-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

-строить логические рассуждения;

-планировать свои действия.

Познавательные УУД:

-учиться использовать схемы при решении задач.

Коммуникативные УУД:

-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики для 4 класса

Разработала: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» г. Энгельс, Саратовская обл. Коростелёва Мария Валерьевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Решение задач на встречное движение».

Цель: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.

Образовательные задачи:

- научиться решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к математическим знаниям;

-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи (УУД).

Регулятивные УУД:

- уметь организовывать свою деятельность;

-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

-строить логические рассуждения;

-планировать свои действия.

Познавательные УУД:

-учиться использовать схемы при решении задач.

Коммуникативные УУД:

-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.   /2 мин/

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Слайд 1.

- Какой сейчас урок?

- Какое нужно настроение, чтобы получился урок удачным?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

(Слайд 2. « С маленькой удачи начинается большой успех»)

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке каждый должен сделать маленькой открытие в математике. А если будете внимательными, будете слушать друг друга, то у нас всё получится.

- Наш урок   пройдет в форме деловой игры. В игре примут участия 4 Сервиса Технического Обслуживания. Сокращённо СТО. Они будут бороться за главный приз – почетное звание «Лучшее СТО -2014». Разрешите представить.

СТО «Автостоп»- директор Солдатов Андрей, СТО «Экипаж» - директор Чигладзе Полина, СТО «Автостиль» - директор Похлебаева Арина, СТО «Мега моторс» - директор Чернышов Александр.

На каждом СТО работает бухгалтер, который будет вести строгий учет купонов. За каждый правильный ответ вы будете получать купон на обслуживание машин. Полученное количество купонов и определит, какой из команд достанется звание «Лучшее СТО -2014». Каждый из игроков команды может стать обладателем поощрительного приза и получить звание «Лучший работник СТО». Кто его получит, будет решать  вся команда.

математика

хорошее, отличное.

Дети сидят по группам.

Личностные УУД:

самоопределение.

2.

Актуализация знаний.

/5 мин/

Цель:

готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Слайд 3.

- У каждого СТО есть возможность обслужить машины и получить 3 купона.  Если вы дали правильный ответ- машина обслуживается на вашем СТО, нет - он уехал на другую станцию.

(Открывается 3 слайд. На нем номинации: сравни величины,  заполни пропуски, задачи-шутки)

Слайд 4.

1. ЗАДАЧИ-ШУТКИ

1.Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы?

 2. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?

3.  Автобус едет от города до деревни 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?

Слайд 5.

2) «Сравни величины»

–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.

(каждой группе задать)

57 см < 570 мм        

3 ч 5 мин. > 350 мин.

6 дм 9 см < 96 см        

2 ч. 16 мин = 136 мин.

2 м 8 см = 280 см        

180 сек. = 3 ч

Слайд 6.

3) «Заполни пропуски» (интерактивное задание)

- Посмотрите на экран. Я предлагаю заполнить  пропуски, указав нужную единицу измерения.

м : м/с =                      км/с * с =

км : км/ч =                  м : м/ ч =

м : с =                          км : мин =  

(за каждый правильный ответ команда получает купон от клиента. Купоны хранит бухгалтер)

- Давайте с вами проведём подсчёт. У какого СТО сколько купонов.

- Какие величины встретились в этом задании?

- В каких заданиях на уроке математике мы встречаемся с этими величинами?

запасное

только такси

нет никакой разницы. Едут одинаково. 2 ч=120 мин

Они равны        

3 ч 5 мин= 185 мин<350 мин. неверно

6 дм 9 см < 96 см   верно        

2 ч. 16 мин = 136 мин. верно

2 м 8 см = 280 см верно

180сек=3мин.

м : м/с =  с          км/с * с = км

км : км/ч =  ч      м : м/ ч = ч

м : с = м/ с         км : мин =  км/мин

Длина и время

Задачи на скорость, время, расстояние.

Познавательные УУД:

- общеучебные;

- логические.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Цель:

выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Слайд 7,8.

-Какова же тема нашей деловой игры?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд 9.

1)Работа в группе.

-В следующей работе директора СТО могут получить 2 купона. Для этого им надо верно решить задачу. Для начала открываем свои тетради и записываем:

9 декабря.

Классная работа.

- Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч, а другой 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

- Чтобы узнать расстояние, что нужно знать?

-Рассмотрите несколько способов решения задачи.

(дети обсуждают в группе, а в тетрадь записывают только решение)

Слайд 10.

2) - Узнайте, нарушены ли правила водителем?

На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до  60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

(тем командам, которые правильно ответили, даётся по 5 купонов)

- Молодцы ребята.  Давайте посчитаем, сколько же купонов от клиентов у каждого СТО.

- Ребята, нужно быть предельно внимательными на дороге, четко соблюдать Правила Дорожного Движения, так как от этого зависит жизнь людей.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР. НАСТРОИТЬ ФИЗМИНУТКУ.

- Решение задач на движение.

- Научиться решать задачи на движение.

S = V*t

1 способ: (6+4)*3=30 (км)

2 способ: 6*3+4*3=30 (км)

(Обсуждение в группе, обоснование ответа спикером группы. За правильное решение – дополнительный купон)

Правила нарушены. Если бы водитель шёл со скоростью 60 км/ч то за 4 ч, он преодолел расстояние в  240 км. А у нас 280 км, значит за 4 ч это расстояние не пройти, значит, водитель двигался с превышением скорости.

Ведётся подсчёт купонов.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные УУД:

4

 « Открытие» детьми нового знания.

/9 мин/

Цель:

построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1) - Откройте учебник на стр.143 №1

Директорам СТО проконтролировать работу с задачей. За 2 правильных ответа команда получит купон.

- Прочитайте задачу в группе .

-Из двух посёлков одновременно вышли навстречу друг другу Миша и Петя и встретились через 15 мин. Миша прошёл до встречи 900 м, а Петя - 870м. Рассмотрите схему, которая дана к задаче.

 - Как вы думаете, чем отличается этот вид движения от тех, которые вы рассматривали на предыдущих уроках?

-Ответьте  на вопросы.

- Сколько времени до встречи был в пути Миша?

- Сколько времени до встречи был в пути Петя?

- Что можно сказать об этой величине?

- С какой скоростью шёл Миша?

- С какой скоростью шёл Петя?

- Как найти расстояние между поселками?

(выдача купонов, группам правильно ответившим на вопросы)

До этого они шли из одной точки в разные направления, а здесь из двух точек в одну.

15 мин.

15 мин.

Время одинаково.

Скорость неизвестна

К тому расстоянию, которое прошёл Петя прибавить расстояние, которое прошёл Миша.

900м + 870м= 1770 м,

Т.е. мы нашли общее расстояние.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

5.

Первичное закрепление с проговариванием.

/5 мин/

№ 3

На заседании рассматривается следующая задача.

В 8 ч утра от двух пристаней отправились навстречу один другому два теплохода и встретились в 11 ч того же дня. Расстояние между пристанями 210 км. Скорость одного теплохода 34 км/ч. С какой скоростью шёл другой теплоход?

-Сколько в пути был каждый теплоход?

- Как узнали?

- Какое расстояние до встречи прошёл теплоход, у которого скорость 34 км/ч? Как узнать?

 - Какое расстояние до встречи прошёл другой теплоход?

- С какой скоростью шёл второй теплоход?

- Как найти?

- Молодцы. Вот вам купоны за это задание.

3 ч

11-8 = 3 (ч)

Нужно скорость умножить на время.

34 * 3 = 102 (км)

Нужно из всего расстояния вычесть расстояние, пройденное 1 теплоходом. 210 - 102 = 108 (км)

- Чтобы найти скорость 2 теплохода, надо расстояние 2 теплохода разделить на время, который был в пути 2 теплоход.

108: 3 = 36 (км/ч)

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Физминутка.

 ПОСЛЕ ФИЗМИНУТКИ ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин/

Р.т. с.84 № 266

- Кто быстрее решит задачу.

(самостоятельно. выдача купона той команде, которая решила быстрее.)

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ!

-Какое расстояние прошёл до встречи первый лыжник?

- Какое расстояние прошёл второй лыжник?

- Какова скорость второго лыжника?

- Молодцы ребята.

(выдать купоны группе которая решила первыми и правильно)

14 * 3 = 42 (км)

60 - 42 = 18 (км)

18 : 3 = 6 (км/ч)

Регулятивные УУД:

-прогнозирование;

-самоконтроль;

-коррекция.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество.

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин/

Цель:

- закрепление умения решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин/

Цель:

- оценивание результатов собственной деятельности;

- осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

- Какая тема нашей деловой игры?

- Какую цель мы ставили перед собой?

Слайд 11.

Рефлексия:

Продолжите предложения:

Сегодня я сумел…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

На этом уроке я похвалила бы одноклассников…

Больше всего мне понравилось…

Для меня было открытием …

Оцените работу в тетрадь.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

Слайд 12.

- Давайте выполним заключительный подсчёт наших купонов и посмотрим, какой же команде будет  присуждено звание «Лучшее СТО -2014».

- Лучшим СТО становится……..

- Посовещайтесь в своей группе и выберите лучшего работника СТО.

Лучшими работниками СТО становятся….

В память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание.  

Проводит инструктаж домашнего задания.

Р.т. с.85 №268

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Всем спасибо за урок.

Решение задач на движение.

- Научиться решать задачи на встречное движение.

Решать задачи именно на встречное движение.

(выбор лучшего СТО).

(совещаются группой и выбирают.)

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...