Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.
статья по математике (3 класс) на тему

Богданова Светлана Александровна
Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затаенное в них чудо. Как найти точки соприкосновения с душой ребенка, раскрыть безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Превратить ребенка в своего единомышленника в деле его же воспитания, направить его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование. Для этого учителю нужно стать волшебником. Волшебство учителя в том и должно заключаться, чтобы придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим и развивающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья Богдановой С.А.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.

Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии  увидеть затаенное в них чудо.

Как найти точки соприкосновения с душой ребенка, раскрыть безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Превратить ребенка в своего единомышленника в деле его же воспитания, направить его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование. Для этого учителю нужно стать волшебником.

 Волшебство учителя в том и должно заключаться, чтобы придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим и развивающим.

В нашем лицее раздельное обучение мальчиков и девочек, которое  создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, поскольку учитывает особенности каждого пола: значительных различий в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях, которые предполагают и различный подход к их обучению.

 Каждый учитель лицея использует в своей работе системно-деятельностный подход, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие личности. Старается использовать и новые технологии  в образовании, и различные  формы и методы преподавания, и техническое оснащение урока, и разнообразие дидактического материала, но урок на одну и ту же тему у каждого учителя имеет свой характер, свою жизнь.

Возможно, загадка кроется в личности самого учителя, в том, каким он видит этот урок, какие переживания и чувства хочет вызвать у  детей, чему научить.

Мне представляется очень важным, чтобы каждый урок был органичным, естественным. Дети ни на одну секунду не должны усомниться в искренности учителя, они не должны догадываться, что учитель - актер, и что это он играет по разработанному им сценарию.

Для детей естественно, что на уроке математики мы вдруг говорим о правилах русского языка. Вполне понятно, что запись числа, пояснения к задаче мы должны написать грамотно, а для этого нам нужно вспомнить ту или иную орфограмму.

В гости к нам на уроки математики приходят знакомые нам персонажи, те сказочные герои, о которых мы много читали, говорили, рисовали иллюстрации на уроках чтения, герои, которых дети успели полюбить, на переменах о них читают стихи, поют песенки.

Например: Вини – Пух, своей непосредственностью, своими фантазиями и умением смешно рассуждать, возможно, как сами дети, так  прочно вошел в сознание детей, что вряд ли они когда-нибудь забудут его.

Какую же радость и гордость вызывают у детей их рисунки к тем или иным произведениям, которые используются на уроках математики вместо наглядного материала. Например, при изучении темы «Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд» использовались рисунки детей для изображения схемы задачи из жизни друзей  Винни-Пуха.

Когда после прочтения произведения Г. Остера о приключениях Мартышки, Слоненка, Удава и Попугая они увидели накануне ими изготовленного трехметрового удава на уроке математики при изучении темы «Метр», восторгу не было предела. Каждый счел своим долгом измерить своего друга разными способами, и старинными мерами длины, и современными, но в итоге пришли к выводу, что самая удобная единица измерения в данном случае – это метр.

Знания, полученные на уроках окружающего мира, мы с девочками широко  используем  при чтении произведений разных народов мира. Это и глобус, и карта, и компас, а самое главное – умение ориентироваться на глобусе и карте, находить дорогу в класс, ориентируясь в школе по компасу. Так увлекательно знакомый путь переложить на язык компаса. Знания окружающего мира нам нужны и при изучении русского языка. Например: при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные предметы».

На уроках математики или русского языка мы можем в тишине наблюдать за изменениями погоды за окном, любоваться, стоя у окна, за хлопьями падающих снежинок.  Слушать шум ветра и шуршание опадающих листьев, а потом говорить о том, что в природе очень много звуков, но только голос человека издает знакомые нам звуки, которые мы одеваем в платья-буквы.

Органичный процесс перетекания одного предмета в другой дает возможность формировать у девочек целостность картины мира. Они понимают, осознают, что все процессы, происходящие с нами на уроках в школе и дома взаимосвязаны, что это единый естественный органический процесс познания мира.

Детям очень нравится работать с интерактивной доской, когда происходят «волшебные» превращения и перемещения на экране

Отвечая на вопрос учителя, они с замиранием сердца ждут прикосновения к экрану, верно ли ответили.

Интерактивная доска органично вписалась в наш урок. Отработка навыков счета, знания той или иной орфограммы, развивающие логическое мышление задания, познавательные фильмы, подвижные физминутки и многое другое, различные презентации по изучаемым предметам.

 Все это  преподносится детям в виде различных интересных игр, загадок, ребусов.

Естественно и то, что ученицы на уроках сами открывают для себя новые знания. Они ждут, что вот сейчас учитель предложит им задание, в ходе решения которого произойдет радость открытия, и они узнают главный вопрос урока, его тему и цель. И  каждый раз приходится делать это для них незаметным, неожиданным. Выстраивание цепочки взаимосвязанных заданий, вопросов так, чтобы один вывод вытекал из другого, обеспечивает цельность и органичность усвоения темы урока. Тем большую радость вызываю у девочек, которые совершили это  открытие.

На уроке математики, при изучении письменного приема сложения  трехзначных чисел с переходом через разряд, вначале урока мы говорим о классификации чисел. Вспоминаем о том, что мы знаем числа однозначные, двузначные и трехзначные, не забыли и о натуральных числах. Сразу же возникает вопрос, а какие действия  мы можем выполнять с этими числами.

Девочки не заставляют долго ждать. Ответ звучит мгновенно (складывать и вычитать).

Далее предлагаются выражения на сложение чисел на доске и выбор способа записи сложения, а именно, записывать эти выражения в строчку, представлять сумму графически или использовать запись в столбик. Девочки выбирают запись в столбик – это гораздо быстрее и интереснее.

В задании на уроке использовалось сложение не только трехзначных чисел, но и двузначных чисел с трехзначными числами. Было интересно, вспомнят ли девочки алгоритм сложения чисел в столбик. Не только вспомнили, повторили, но и предложили в записи сложения двузначного числа с трехзначным числом, поменять местами слагаемые. Сумма от этого не изменится, а складывать гораздо удобнее.

Далее еще сложнее – выражение на сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

Происходит небольшая пауза, девочки уже подняли головы от своих тетрадок, пример вызвал замешательство среди некоторых из них. И тут она из девочек  выдала решение. При этом она воспользовалась алгоритмом сложения двузначных чисел с переходом через разряд и перенесла его на новое задание.

Это «открытие» нового на наших уроках происходят лишь тогда, когда девочки не боятся отвечать, не боятся совершить ошибку. Они знают, что у них есть  верные «помощники» - одноклассницы, что они всегда придут на помощь, никто не помешает сосредоточиться, ответить, оценить себя.

 Атмосфера доверия и сотрудничества на уроке формирует личность, создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира девочек, вызывает у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формирует  творческое сознание, словом создаются условия для полного развития личности учащейся. Например, для реализации творческого потенциала очень полезна работа в группах, в которых есть учащиеся с разным уровнем подготовки. Эффективность обучения в группе очень высокая. Более подготовленные девочки находят и объясняют решение задания, тем самым берут на себя ответственность. Происходит закрепление материала и в то же время у детей, неуверенных в себе, нет боязни, сделать что-то не так.

В классе у нас работают шесть групп. На одном из уроков математики предлагается  девочкам следующее задание: что мы можем узнать из данной схемы задачи, если выполнить предлагаемые выражения. Выражения были разные, и только у трех групп – одинаковые. После недолгого обсуждения девочки стали отвечать, и тут выяснилось, что у групп с одинаковыми выражениями предположения различные. Далее предлагается рассказать группе с правильным ответом о своем решении. После веских доводов и с поддержкой девочек из других групп остальным приходится  согласиться с этим единственно правильным решением.

Так в группах рождаются удивительные проекты, возникают разные мнения, даже споры. Все это учит девочек прислушиваться друг к другу, уважать и принимать высказывания других, умение договариваться, улаживать конфликты. Существуют определенные принципы работы с девочками, которые учитывают особенности их психики, но как в любой методике преподавания у каждого учителя есть свои секреты.

Девочки более эмоциональны, лучше работают за лидером, на пошаговых технологиях. Они больше настроены на общение, девочкам очень важен личный контакт с педагогом, который поддерживается через мимику, жестикуляцию, интонацию речи. Поэтому приходится говорить всегда спокойно, доброжелательно, проникновенно, движения  всегда плавные, мелодичные.

Отвечая на вопрос, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ учителя и по ходу корректирует свой ответ. Учитель тоже следит за лицами девочек – устали или нет, понятен ли материал, устраивает ли темп урока. Девочки, в отличие от мальчиков, более разговорчивы: они сами говорят учителю о своих затруднениях. В нашем классе есть девочки, которым трудно работать весь урок, они, казалось бы, занимаются своим делом. Но при этом они все видят и слышат. Придерживаюсь правила, не дергать лишний раз эту девочку, так как, отдохнув, она вновь включится в работу.

Среди девочек существует огромное индивидуальное разнообразие в организации мозга и психики. Есть девочки, которым нужен более быстрый темп урока, которые могут играть роль лидера. Стараюсь это использовать на уроках в групповой работе, в объяснении нового материала. Но состояние работоспособности детей неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.

В нашем лицее много лет используется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного. Она включает в себя основу телесной вертикали, телесно-моторную активность, специальные упражнения, снимающие зрительное утомление. Мы используем периодическую смену поз, в частности перевод детей из позы, сидя, в позу стоя за счёт специальной  конторки, установленной рядом с партой, массажный коврик, на котором ребенок стоит за конторкой. В классе есть специальные тренажеры, снимающие зрительное утомление. Они имеют разный скоростной режим.

Свободное передвижение детей по классу в поисках нужной информации для решения той или иной задачи, которая размещена  на вращающихся крестовинах, на карточках, также, помимо обучения, решает задачи здоровьесбережения. Если нужно проверить себя, либо найти верную информацию, девочка может спокойно встать и прочитать то, что расположено на них, может эту информацию поместить на доске, либо просто указать на нее рукой. В качестве физминуток на уроке используются кинезиологические упражнения под динамическую музыку. Эти упражнения снимают напряжение и  усталость, и девочки с большим удовольствием выполняют их.  

В домашней работе практикуются  задания разной степени трудности. Наряду с типичным заданием дается задание из инвариативной части  учебника. При этом подчеркивается, что это задание – для «любознательных». Как правило, выполнить их постараются все девочки класса, потому что завтра, на уроке, учительница обязательно уделит этому внимание, и с восхищение в голосе скажет какая же ты «умница».

Основной работой учителя в освоении детьми предметного содержания курса математики в начальной школе является формирование функционально грамотной личности.

Личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебного процесса.

Для этого нам нужно каждый урок, каждый школьный день планировать как радостную страницу своей жизни и жизни наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Урок математики 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Сложение числа 5 с однозначными числами»

Изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это  разные вещи.Преподавателю нужно суметь  перестать быть неп...

урок математики 2 класс программа "Перспективная начальная школа"

урок математики по теме "Радиус и окружность"....

Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении

Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций.  И педагог должен, с одной...

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

Урок математики 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и вопитания....

Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе.

Преподавание математике в классах мальчиков с учетом гендерных особенностей...