урок математики в 3 классе по теме:"Устные приемы умножения и деления трёхзначных чисел на однозначные"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Городничева Нина Ивановна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3-м классе по теме:

 "Устные приемы умножения и деления

трёхзначных чисел на однозначные"

                Выполнила: Городничева Нина Ивановна,                     учитель начальных  классов  Таволжанского филиала

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»  

с. Борское

Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.

Задачи:

  • учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;

  • развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;

  • воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;

  • здоровьесберегающая – создать на уроке условия для сохранения здоровья детей ( динамическая пауза, смена деятельности);

  • коррекционная – организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.

Методические условия: предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел; систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями,   карточки – помощники, сигнальные кубики для обратной связи.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

а) – Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!

б) Запись даты. (7 февраля.)

III. Актуализация знаний.

1) – Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)

– В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)

– Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (8)

– Какое число у вас получилось? (748). Что вы о нем можете сказать?

(748 – 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;

в нем 7 сотен 4 десятка 8 единиц).

2) Сам-но ( по карточкам):

1 ур.

Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.

2 ур.

Прочитай ряд чисел, запиши  в порядке возрастания, исключив  «лишнее».

746, 764, 476,  473,  467, 674, 647

3 ур.

Прочитай ряд чисел, вставь пропущенное число, исключив  «лишнее», запиши в порядке убывания.

746, 764, 473, 467, 674, 647

Самопроверка: (на доске) 1)746, 764, 476, 467, 674, 647

                                             2)467, 476, 647, 674, 746, 764.

                                             3)764, 746,  674, 647, 476, 467.

Самооценка 1 – У кого по-другому?

– Если задание выполнили верно, поставьте на полях   «+», покажите на сигнальных кубиках.

Коллективная работа:

– Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?

(От места, которое цифра занимает в записи числа)

– Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?

(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-” 3-значные числа;

3) Работа по вариантам:

– Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

I – в. – подчеркнутые числа

II – в. – неподчеркнутые числа

Взаимопроверка:

вз/оц: 2 – Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях  «+», покажите на сигнальных кубиках.

Кто выполнил работу правильно?

У кого были ошибки? В чём?

Вывод: – Какие умения использовали при выполнении этого задания?

(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)

– Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений

4) Постановка цели урока.

На доске:

800 · 3              200 · 4

234 · 2              468 : 2

600 : 2              693 : 3

– На какие группы можно разбить данные выражения? (“·” и “:” круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).

На доске:

800 · 3               234 · 2

200 · 4               468 : 2

600 : 2               693 : 3

– Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?

(1-го, умеем “·” и “:” круглые 3-значные числа.)

– Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.

(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)

– У кого такие же ответы? Объясните способ решения.

с/оц: 3 – Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.

 Кто выполнил работу правильно?

– У кого были ошибки? В чём?

– Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:

234 · 2; 468 : 2. 693 : 3

– Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?

1) мы такие не учились решать;

2) “·” и “:” 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).

– Кто хочет научиться решать такие примеры?

– Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)

– Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)

IV. Операционный этап.

В группах (на черновиках).

– Подумайте, как можно найти значение этих выражений.

Коллективная проверка:

Проверим, как вы выполнили задание?

Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):

234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468.

– Кто рассуждал так же?

– Кто по-другому?

– Какая группа объяснит решение 2-го выражения?

(1 ученик от группы у доски):

468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.

– Кто рассуждал так же?

– Кто по-другому?

Итог: – Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:

1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

V. Контролирующий этап.

– А сейчас вы примените полученные знания на практике.

 с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132·3=100·3+30·3+2·3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)

396:3=300:3+90:3+6:3=132.

– Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?

– 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).

Самостоятельная работа.

1 ур.

С.150 N2.– 3-й столбик

2 ур.

3 - 4-й столбики

3 ур.

3 - 4-й столбики   + доп. 2432 х 2

                                   8848 : 4    

 (– Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).

Итог: – Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)

– Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?

1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

Физминутка

VI. Решение задачи.

– Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?

“К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?”

– Докажите, что это задача.

– Выделите условие, вопрос.

– Определите тип задачи. (На нахождение частного.)

– Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)

– Назовите числовые данные, что они обозначают?

– Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)

В парах: – Составьте графическую модель решения задачи.

Проверка: (у доски 2 ученика: анализ – синтез)

– Какую схему вы составили?

– У кого другая схема?

– Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.

Проверкa: – Сколько шаров получилось?

(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))

– Кто решил другим способом?

(321:3+318:3=213(ш)).

– Какой способ рациональный?

– Кто решил задачу верно?

– У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?

Вывод: – Какие знания и умения использовали?

1) умения решать текстовые задачи;

2) внетабличное умножение и деление;

3) умение составлять и решать выражения;

4) знание порядка действий в выражениях.

VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.

“С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?”

– Выделите условие, вопрос.

– Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)

– Назовите числовые данные, что они обозначают?

– Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)

– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.

Составление краткой записи, самостоятельное решение.

Использование сигнальных кубиков.

Карточки -  помощники: для 1 ур.

№1

1) О + О = О (кг)

2) О : О = О (кг)

 №2

1) 236 + 252 = О (кг)

2) О : 4 = О (кг)

Проверка

в/оц:

Итог: – Какие умения отрабатывали?

(Умение делить 3-значное число на 1-значное).

VIII. Установление закономерности.

– Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.

Итог: – Какие умения отрабатывали?

(Умение умножать 3-значное число на 1-значное).

IX. Рефлексия.

– Какое открытие сделали для себя на уроке?

– Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

– Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?

1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

– А кто считает, что ему ещё нужна помощь?

X. Оценочный этап.

– А теперь сосчитайте все  «+», которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.

-Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?

(у детей на парте кубики с раскрашенными гранями: красные, зелёные, жёлтые)

Дети выбирают нужный цвет и устанавливают кубики.

  • Зелёная – если  вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.
  • Жёлтая грань–  вы считаете, что научились умножать и делить трёхзначные числа на однозначные, но вам ещё нужна помощь.
  • Красная – и вы считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный прием.

 XI. Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Запишите по выбору 1 задание.

1 ур.

С. 151 № 6 (по учебнику).

2 ур.

Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему.

3 ур.

Придумать задачу, с решением на изученную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс по теме Закрепление табличного умножения и деления.

Презентация является приложением к конспекту урока математики в 3 классе по теме "Закрепление табличного умножения и деления"....

Конспект урока математики" Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"

Конспект урока математики " Устные приемы умножения и деления трёхзначных чисел на однозначные"...

Контрольная работа по математике (4 класс) по теме "Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначные"

2 варианта задания для контрольной работы по математике в 4 классе по теме "Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначные" ("Школа России")...

Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"

Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.Задачи: учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения реша...

Математика 3 класс Тема: Приёмы устных вычислений умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями вида 150*4, 480:3.

Урок по теме «Приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных чисел, которые оканчиваются нулями вида 150*4, 480:3 » проводится для учащихся 3 класса, включен...

Презентация к уроку математики 3 класс по теме: "Задачи на умножение и деление"

Тема: «Задачи на умножение и деление»Класс: 3Цель: закрепление знаний и умений по решению текстовых задач изученных  видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деле...