Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Ситдикова Рания Ахняфовна

Цель урока:

Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия.

УУД:

Личностные:

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-сравнивать и группировать величины

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

    -сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_sitdikova_r.a.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени.

Учитель: Ситдикова Р. А.

Класс: 4 класс

Цель урока:

Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия. 

УУД:

Личностные:

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-сравнивать и группировать величины

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

    -сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке.  А для успешной работы нам сегодня понадобятся:

    -внимательные глаза,

    -чуткие уши,

    -ловкие руки,

    -сообразительные головы.

  И, конечно же, хорошее настроение!

Минутка чистописания : это двузначное число,  при сложении слагаемых этого числа получится число 3. Первое слагаемое на 1 меньше, чем второе слагаемое. Какое это число? (12)

Оцените работу.  

  1. Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

Логическая задача:

На доске записаны 3 слова: папа, сестра и мама.  Иванов, Петров и Сергеев написали в свои тетради по одному слову. Иванов и Петров написали слова, в которых поровну букв. Петров не писал слово папа. Какое слово написал каждый мальчик?

Иванов папа

Петров мама

Сергеев сестра

Догадайтесь, какие числа здесь записаны (на интерактивной доске проверка ответа)

4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2 (4352)

5 * 100 + 1 * 10 + 4  (514)

2 * 100 + 2 (202)

3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1  (35 021)

Работа в парах (задания на листочках).

Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:

15 см² ;   800 дм² ;  30 000 см² ; 23 м² ;  8 м² ; 3 м² ;  2 300 дм²;   1 500 мм² ;  

15 см² = 1 500 мм²               23 м² = 2 300 дм²

800 дм² = 8 м²                      3 м² = 30 000 см²

(пара проверяет свою работу в группе,  из каждой группы выходит один представитель,  у доски меняются тетрадями и  проверяют  работу  друга по образцу, все оценивают свою работу в тетради)

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку.  Попробуйте догадаться, что это.  Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)

- Правильно. О чем будем говорить на уроке? (о времени)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.

- Что такое время? …

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

     Недавно в некоторых регионах нашей страны поменялось время.  В Москве на 1 час время переместили назад.

     Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

       Вашим д/з было найти пословицы.  Что вы узнали?

 Век живи, век учись.

Обещанного 3 года ждут.

Делу время, а потехе час.

Неделя год кормит.

           Минута - час бережёт.

           День да ночь, сутки прочь.         

            Всему своё время.

          Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь.

         Упустишь минуту – потеряешь час.

        Минута час бережёт.

        Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку В. Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем)

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль)

- Почему вы так думаете?

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.

- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).

«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)

«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул  холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»

- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»

- Кто отгадает эту загадку? (дни недели)

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)

- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)

- 12 – это волшебное число нашего урока. Почему? (Потому что это  число мы уже отгадали и писали на  минутке чистописания)

- Давайте еще раз вспомним, о чем  говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).

- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)

- Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)

       

                                  Физкультминутка. (волшебный полет)

4. Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 47. Назовите тему сегодняшнего урока. (единицы времени)

-  Сформулируйте цель урока (тема и цель на слайде)

(вспомнить единицы времени, решать задачи и примеры с единицами времени)

- Прочитайте глазками то, что мы должны вспомнить.  Выполните в парах задание, которое вы должны выполнить. Запишите в тетрадь единицы времени.

- Что вы записали? Проверьте по образцу. (на доске образец) Оцените работу.

1 год = 12 мес

1 мес = 30 сут или  31 сут

1 год = 365 сут или 366 сут

Зимние месяцы  - декабрь, январь, февраль

Весенние – март, апрель, май

Летние – июнь, июль, август

Осенние – сентябрь, октябрь, ноябрь

- Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? (Почему в году бывает разное  количество суток? Почему в месяцах разное количество суток?)

- Кто знает ответ на этот вопрос? (Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.)

- А теперь посмотрим и убедимся правильно ли мы ответили? (просмотр на диске)

Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный,  то в году  366 дней.  Потому что   високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.

- На какой вопрос нам осталось найти ответ? (Почему в месяцах разное количество суток?)

 - А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта.  В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.

- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…

- А теперь внимание в учебник. Выполним № 218. Прочитайте глазками. Чем является данный текст? (задачей). Докажите (есть условие и вопрос).

- Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу (знать июнь 30 дней, июль 31, 2 раза по 12, 1 неделя – 7 дней)

- Решите задачу в парах.

- Проверьте с парой по соседству. Одинаково ли решили? (если нет, то проверяем с другой парой …

- Теперь соединитесь в группу те пары, кто решил задачу одинаково и получил одинаковый ответ.

- Есть у нас группы, где задачи решили по – разному.  Какой возникает вопрос? (А кто решил правильно?)

- Что мы будем делать? (обратимся за помощью)

30 + 31= 61 дней провел у бабушки

12 *2=24 дня в лагере

61 + 24 + 7 = 92  дня

- Оцените свою работу.

-  Хорошо ли вы запомнили единицы времени, найдите № с ? знаком. Поработаем устно.

- Закончите фразы (на слайде)

 

5.Мини – исследование.

          А сейчас мы с вами проведем мини – исследование. Будем работать с календарем. Какой год нас ждет впереди? Я вам раздам календарь на 2015 год.  В 2015 год объявлен  годом  литературы. В этом году очень много юбилейных дат, чтобы их запомнить и не забыть, некоторые из них мы  отметим в календаре.

  1. 29 января – 155 лет Антону Павловичу Чехову
  2. 2 (14) февраля – 160 лет Всеволоду Михайловичу Гаршину
  3. 6 марта – 200 лет Петру Павловичу  Ершову
  4. 2 апреля – 210 лет Гансу Христиану Андерсену
  5.  7 мая – 175 лет Петру Ильичу Чайковскому
  6. 9 мая – 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне
  7. 18 (30) августа – 155 лет Исааку Левитану
  8. 3 октября – 120 лет Сергею Есенину
  9.  26 апреля – 355 лет Даниелю Дефо

- Молодцы! Надеюсь, этот календарь нам поможет в нашей дальнейшей работе на любом уроке.

6. Домашнее задание.

Решить примеры № 222 стр. 47

7. Рефлексия.

- Подведем итог нашего сегодняшнего урока (слайд с темой и целями урока)

- Достигли ли мы поставленных целей? (Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес, 1 нед = 7 дней, 1 год = 365 или 366 суток, 1 мес = 30 или 31 суток. Решили задачу и примеры с применением единиц времени)

Продолжите предложения.

  1. Сегодня я сумел…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за …
  3. На этом уроке я похвалила бы одноклассников…
  4. Больше всего мне понравилось…
  5. Для меня было открытием …

Оцените свою работу на уроке в тетрадь на полях.

  1. Итог урока.

- А закончить наш урок хочется стихотворением.

Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает 
Год какой сейчас идёт -
Календарь ответ даёт 
Что за месяц на дворе -
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев 
В календарь смогли собраться. 
Каждый месяц - каждый брат -
Встрече с нами очень рад.

Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.