ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока по математике в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон с использованием национального компонента. К уроку прилагается презентация.
Цель: Познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Предметные задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер».
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.
Личностные задачи:
1. Помочь учащимся осознать ценность изучения
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_massa.doc | 51 КБ |
urok_massa.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей № 27
Конспект открытого урока по математике в 3 «А» классе:
«Единицы массы. Тонна. Центнер».
Учитель: Попова Елена Васильевна
Стаж: 15 лет; категория: первая.
Год аттестации: 2014.
г. Улан – Удэ
ноябрь 2014г
ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.
Цель: Познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Предметные задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер».
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.
Личностные задачи:
1. Помочь учащимся осознать ценность изучения
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент
Ребята, отгадайте слово: это одно из основных математических понятий, размер (объём, площадь, протяжённость и т.п.) какого-либо объекта, предмета, имеющего видимые физические границы. ( Размер, объём, протяжённость предмета.) иС данным понятием можно выполнять следующие математические операции: сравнивать, вычитать, складывать. (Величина)
- Какие величины вы знаете? (длина, масса, время, объем, скорость).
- Активизация внимания
- Какую величину мы изучали на предыдущем уроке? (Длину)
- Давайте повторим единицы длины и их соотношение, чтобы проверить как вы умеете применять полученные знания. А все задачи связаны с достопримечательностями нашей республики.
- Невысокие предгорные вершины Хамар – Дабана в пригородной зеленой зоне Улан – Удэ достигают абсолютной высоты 1114 метров. Выразите высоту вершины в километрах. (слайд)
- На Театральной площади возле театра Оперы и балета в 2004 году был построен светомузыкальный фонтан. Центральная струя поднимается на высоту свыше 100 дециметров. Выразите высоту центральной струи в метрах. (слайд)
- Арка «Царские ворота» находятся в центре Улан – Удэ и построена в 2006 году. Размеры арки: ширина – 1400 см, а высота – 900 см. выразите высоту арки в метрах. (слайд)
- Сравните высоту центральной струи Светомузыкального фонтана и высоту арки. (слайд)
- Одной из главных достопримечательностей Улан – Удэ является памятник на главной площади города – площади Советов – в виде головы Владимира Ильича Ленина. Высота всего монумента 14 м, высота скульптуры – 7м 7 дм. Какова высота постамента? Ответ выразите в метрах и дециметрах.
Отлично умеете применять полученные знания. Давайте решим еще одну задачу.
- Постановка целей урока.
- Скульптура массой 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан – Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов на полированном постаменте массой 120 центнеров. Какова масса всего постамента? Ответ выразите в тоннах.
(дети могут затрудняться с решением, т.к. не проходили единицы массы)
Можем ли мы решить эту задачу?
На нахождение какой величины эта задача? (На нахождение массы)
Кто догадался, какая тема нашего урока? (Масса)
Что вы знаете о массе?
Можно ли массу назвать величиной?
Почему? Как думаете? (Предположения детей: Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. )
А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Какие единицы массы вы знаете?
Этих знаний достаточно, чтобы решить нашу задачу? (Нет)
Что еще нам надо узнать о массе? (Какие еще единицы массы существуют. И соотношение между ними.)
Значит, какую цель поставим на сегодняшний урок?
Что мы должны будем узнать?
Чему научиться?
Для сего нам нужны новые единицы массы?
- Открытие новых знаний.
СЛАЙДЫ ЯБЛОКИ:
№ 1
Как думаете, можно ли узнать массу 1 яблока? Что нужно сделать? (Взвесить.) Какой единицей измерения массы можем воспользоваться? (Граммом)
№ 2
Для измерения массы 5 яблок, мы пользуемся … (Килограммом)
№ 3
А сколько весят 2 мешка яблок?
В этих двух мешках – центнер. Ребята, как думаете, это сколько кг?
Обычно, в 1 мешке – 50 кг, значит в 2 мешках … (100 кг)
Или центнер.
Что же такое центнер? Откуда пришло это слово в русский язык?
Центнер – сокращённо ц (нем. Zentner, от лат. centum «сотня») — метрическая единица измерения массы, равная 100 килограмм.
Ребята, подумайте и скажите, сколько весит 20 мешков яблок?
20 мешков яблок весят 1 тонну. Это сколько кг?
20х50 кг = 1000 кг
Откуда пришло это слово в русский язык?
Тонна - (франц. tonne, от ср.-век. лат. tunna — бочка) — единица измерения массы, равная 10 центнерам.
Значит, 1 тонна – это … (10 ц)
Вывод:
Какие новые единицы мы узнали? (СЛАЙД)
Вспомним вторую цель урока: Учиться преобразовывать единицы массы.
Помогут ли нам новые знания в решении задачи?
Давай те вспомним задачу.
Чтобы ее решить что надо сделать? (Надо превратить в единую меру. )
Мы всегда преобразовываем в меньшую меру. Какая в данной задаче меньшая мера? Что мы будем делать? Теперь мы можем решить задачу?
Решение задачи (У доски – ученик)
Молодцы, ребята! Теперь мы можем сказать, что хорошо умеем переводить единицы длины из большей в меньшую и наоборот? (Нет.)
А что нам нужно сделать, чтобы у нас это получалось быстро и без ошибок? (Тренироваться.)
Тогда, я предлагаю поработать в учебнике, но сначала давайте сделаем зарядку для глаз.
Зарядка для глаз.
- Закрепление новых знаний.
Работа с учебником:
С.104 № 1, 2, 3.
Подробное комментирование.
- Рефлексия.
Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. (слайд)
Берковец- 160кг
Пуд- 16кг
Золотник- 4 г
Лот- 12г
Доля- 44мл
- Названия старорусских единиц массы встречаются в пословицах. (слайд)
Мал золотник, да дорог.
На уроке мы узнали новое знание. Как можно это связать с днной пословицей? (Мы узнали новое о единицах массы, и это знание поможет нам в будущем. Без данного «малого» знания – золотника невозможно будет решать задачи на нахождение, сравнение и преобразование единиц массы)
Домашнее задание:
Учебник с. 105 № 8.
Желающие дополнительно могут составить задачи на нахождение массы, используя данные памятников в г. Улан – Удэ.
(К сведению: в Улан – Удэ насчитывается:
52 памятника истории;
177 памятников архитектуры и градостроения;
3 памятника монументального искусства;
1 памятник археологии.
Или:
По желанию:
Темы для проектов:
- Старорусские единицы массы.
- Самые тяжелые и легкие животные
- Весы для различных измерений массы.
- Пословицы и поговорки с единицами массы.