ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Попова Елена Васильевна

Конспект урока по математике в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон с использованием национального компонента. К уроку прилагается презентация.

Цель:  Познакомить учащихся  с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала. 
Предметные задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы. 
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач. 
Личностные задачи:

 1. Помочь учащимся осознать ценность изучения 
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему. 
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_massa.doc51 КБ
Office presentation icon urok_massa.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 27

Конспект открытого урока по математике в 3 «А» классе:

«Единицы массы. Тонна. Центнер».

Учитель: Попова Елена Васильевна

Стаж: 15 лет; категория: первая.

Год аттестации: 2014.

г. Улан – Удэ

ноябрь  2014г

ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.

Цель:  Познакомить учащихся  с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала. 
Предметные задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы. 
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач. 
Личностные задачи:

 1. Помочь учащимся осознать ценность изучения 
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему. 
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться. 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Ребята, отгадайте слово: это одно из основных математических понятий, размер (объём, площадь, протяжённость и т.п.) какого-либо объекта, предмета, имеющего видимые физические границы. ( Размер, объём, протяжённость предмета.) иС данным понятием можно выполнять следующие математические  операции: сравнивать, вычитать, складывать. (Величина)

  • Какие величины вы знаете? (длина, масса, время, объем, скорость).
  1. Активизация внимания
  • Какую величину мы изучали на предыдущем уроке? (Длину)
  • Давайте повторим единицы длины и их соотношение, чтобы проверить как вы умеете применять полученные знания. А все задачи связаны с достопримечательностями нашей республики.
  • Невысокие предгорные вершины Хамар – Дабана в пригородной зеленой зоне Улан – Удэ достигают абсолютной высоты 1114 метров. Выразите высоту вершины в километрах. (слайд)
  • На Театральной площади возле театра Оперы и балета в 2004 году был построен светомузыкальный фонтан. Центральная струя поднимается на высоту свыше 100 дециметров.  Выразите высоту центральной струи в метрах. (слайд)
  • Арка «Царские ворота» находятся в центре Улан – Удэ и построена в 2006 году. Размеры арки: ширина – 1400 см, а высота – 900 см. выразите высоту арки в метрах. (слайд)
  • Сравните высоту центральной струи Светомузыкального фонтана и высоту арки. (слайд)
  • Одной из главных достопримечательностей Улан – Удэ является памятник на главной площади города – площади Советов – в виде головы Владимира Ильича Ленина. Высота всего монумента 14 м, высота скульптуры – 7м 7 дм. Какова высота постамента? Ответ выразите в метрах и дециметрах.

Отлично умеете применять полученные знания. Давайте решим еще одну задачу.

  1. Постановка целей урока.
  • Скульптура массой 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан – Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов на полированном постаменте массой 120 центнеров. Какова масса всего постамента? Ответ выразите в тоннах.

(дети могут затрудняться с решением, т.к. не проходили единицы массы)

Можем ли мы решить эту задачу?

На нахождение какой величины эта задача? (На нахождение массы)

       Кто догадался, какая тема нашего урока?  (Масса)

Что вы знаете о массе?

Можно ли массу назвать величиной?

Почему? Как думаете? (Предположения детей: Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. )

А теперь давайте  немного отдохнем.

Физминутка.

Какие единицы массы вы знаете?

Этих знаний достаточно, чтобы решить нашу задачу? (Нет)

Что еще нам надо узнать о массе? (Какие еще единицы массы существуют.  И соотношение между ними.)

Значит, какую цель поставим на сегодняшний урок?

Что мы должны будем узнать?

Чему научиться?

Для сего нам нужны новые единицы массы?

  1. Открытие новых знаний.

СЛАЙДЫ ЯБЛОКИ:

№   1

Как думаете,  можно ли узнать массу 1 яблока? Что нужно сделать? (Взвесить.) Какой единицей измерения массы можем воспользоваться? (Граммом)

№  2

Для измерения массы 5 яблок, мы пользуемся … (Килограммом)

№   3

А сколько весят 2 мешка яблок?

В этих двух мешках – центнер. Ребята, как думаете,  это сколько кг?

Обычно, в 1 мешке – 50 кг, значит в 2 мешках … (100 кг)

Или центнер.

Что же такое центнер? Откуда пришло это слово в русский язык?

Центнер – сокращённо ц (нем. Zentner, от лат.  centum «сотня») — метрическая единица измерения массы, равная 100 килограмм.

Ребята, подумайте и скажите, сколько весит 20 мешков яблок?

20 мешков яблок весят 1 тонну. Это сколько кг?

20х50 кг = 1000 кг

Откуда пришло это слово в русский язык?

Тонна - (франц. tonne, от ср.-век. лат. tunna — бочка) — единица измерения массы, равная 10 центнерам.

Значит, 1 тонна – это …  (10 ц)

Вывод:

Какие новые единицы мы узнали? (СЛАЙД)

Вспомним вторую цель урока: Учиться преобразовывать единицы массы.

Помогут ли нам новые знания в решении задачи?

Давай те вспомним задачу.

Чтобы ее решить что надо сделать? (Надо превратить в единую меру. )

Мы всегда преобразовываем в меньшую меру. Какая в данной задаче меньшая мера? Что мы будем делать? Теперь мы можем решить задачу?  

Решение задачи (У доски – ученик)

Молодцы, ребята! Теперь мы можем сказать, что хорошо умеем  переводить единицы длины из большей в меньшую и наоборот? (Нет.)

А что нам нужно сделать, чтобы у нас это получалось быстро и без ошибок? (Тренироваться.)

Тогда, я предлагаю поработать в учебнике, но сначала давайте сделаем зарядку для глаз.

Зарядка для глаз.

  1. Закрепление новых знаний.

Работа с учебником:

С.104 № 1, 2, 3.

Подробное комментирование.

  1. Рефлексия.

Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.  (слайд) 
Берковец- 160кг 
Пуд- 16кг 
Золотник- 4 г 
Лот- 12г 
Доля- 44мл 
- Названия старорусских единиц массы встречаются в пословицах. (слайд) 
Мал золотник, да дорог. 
На уроке мы узнали новое  знание. Как можно это связать с днной пословицей? (Мы узнали новое о единицах массы, и это знание поможет нам в будущем. Без данного «малого» знания – золотника невозможно будет решать задачи на нахождение, сравнение и преобразование единиц массы)

Домашнее задание:

Учебник  с. 105 № 8.

Желающие дополнительно могут составить задачи на нахождение массы, используя данные памятников в г. Улан – Удэ.

(К сведению: в Улан – Удэ насчитывается:

52 памятника истории;

177 памятников архитектуры и градостроения;

3 памятника монументального искусства;

1 памятник археологии.

Или:

По желанию:

Темы для проектов:

  1. Старорусские единицы массы.
  2. Самые тяжелые и легкие животные
  3. Весы для различных измерений массы.
  4. Пословицы и поговорки с единицами массы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: