Урок математики с презентацией по теме "Единицы массы.Тонна.Центнер"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Воличенко Светлана Юрьевна

Урок математики по программе " Перспективной начальной школы" в 4 классе по теме " Единицы массы.Тонна.Центнер." Урок с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики38.77 КБ
Файл Презентация к уроку1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Воличенко Светлана Юрьевна

Урок математики в 4-м классе

Тема "Единицы массы. Тонна. Центнер".

Цель:

  • повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»;
  • создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы

Задачи: 

  • способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
  • развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
  • воспитывать познавательную активность;
  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше … или …?»; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок, презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

(Презентация. Включен слайд №2, черный экран, чтобы учащиеся не видели названия темы)

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?
(Ответы детей)
– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

III. Актуализация знаний

(Слайд 3, 2 клика по очереди)

– Почему слово «вкус» оказалось «лишнее»? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней?
(Это единица массы)
– А что такое величина?
(Ответы учащихся)
– Величина – это свойство объектов, которое можно измерить.
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’»)
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами?
(1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.               
– Какая из этих двух величин самая маленькая?
(г)
– Для чего нужна такая единица массы?
(Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

IV. Устный счет (фронтальная работа)

1. Задача

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
– Запишите в тетрадь

2. Числовые выражения

780 г + … = 1 кг
400 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
990 г + … = 1 кг

– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг.

3. На смекалку

1) Какая бутылка пустая?

2) Сколько весит пакет с солью?

V. Постановка учебной проблемы

(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

(Ученик подписывает под картинкой «г»)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

(Ученик подписывает под картинкой «кг»)

– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком.
(Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?
(Ответы учеников)
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
– Давайте еще раз посмотрим на цели урока  (
слайд 4)
– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними?
(В учебнике)
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 49)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна?
(Ответы учащихся)
– Докажите
(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?
(т)
– А центнер?
(ц)
– Какова же тема нашего урока?
(Ответы детей) (слайд 5)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?»
(В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц

(Учитель вешает таблицу единиц масс)

– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:

  1. Что уже знали?
  2. Что нового узнали?

– Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц, 20 т, 19 ц.
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.

VI. Работа в парах

(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)

– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
(слайд 6)
– Повторим по слайду единицы массы, начиная с тонны.
(В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)
– Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц?
(1 ц = 100000 г)
– Ответьте на вопрос на слайде.

Работа по учебнику (с. 49 задача 235)

Физминутка

VII. Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 7)
– Есть вопросы?
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (
рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

VIII. Рассказ учителя

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 8)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон.
(Cлайд 9) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 10) 
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные.
(Cлайд 11) 
– Отдохнули?
– И снова задача.
(Cлайд 12) 
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?
(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

Историческая справка

В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)

(слайд 13)

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

IX. Работа в группах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.

  • Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
  • Мал золотник, да дорог
  • Узнаешь почем фунт лиха

– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 14)
– И завершает наш урок блиц-опрос.
(Проводится в виде игры «Молчанка» с записью ответа в тетрадь)

(Учитель демонстрирует карточки с вопросами)

Блиц-опрос

– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?

Проверка (слайд 15)

XI. Итог урока

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?

X. Рефлексия (слайд 16)

– Спасибо за урок. (Слайд 17)



Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов ВОЛИЧЕНКО С.Ю.
НАЙДИ «ЛИШНЕЕ» В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ
ДлинаВкусПлощадьМасса
КмСмКгДм
ЦЕЛИ УРОКА:
Познакомиться с новыми единицами массы. Установить взаимосвязь между единицами массы
ТЕМА УРОКА:
«Единицы массы. Тонна. Центнер.»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЦ МАССЫ

1 кг
1 ц
1 т
1000
100
10
1000
Сможете ли вы поднять 1 000 000 г?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1 т 2 ц 40 кг = 1 240 кг 4 т 3 ц 5 кг = 4 305 кг 9 785 г = 9 кг 785 г150 т = 1 500 ц
5 т = 5 000 кг 6 ц = 600 кг4 т = 40 ц2 кг 300 г = 2 300 г
8 т 200 кг = 8 200 кг 6 000 кг = 6 т 15 т 3 ц = 153 ц1 кг 52 г = 1 052 г
САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ
Синий китДлина – более 30 м Масса - от 150 т до 200 т
САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ
Африканский слонДлина – 6 м Масса – 7,5 т
САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ
СтраусВысота – до 2,5 м Масса - более 130 кг
САМЫЕ МЕЛКИЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ
ЗемлеройкаДлина – от 4 до 5 см Масса – от 3 до 5 г
КолибриДлина – от 5 до 7 см Масса – от 1,5 до 2 г
КТО ПРАВ?
3 т 3 000 кг 30 ц
СТАРОРУССКИЕ МЕРЫ МАССЫ
1 пуд = 40 фунтов = 16 кг1 фунт = 410 г1 золотник = 4 г
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками.Мал золотник, да дорог.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.Узнаешь почём фунт лиха.
Пословицы, поговорки, выражения
В 1960 г. на Генеральной конференции по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран, была принята Международная система единиц. С1963 г. ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
ИГРА «МОЛЧАНКА»
1 ц
11 кг
7 кг
2000 г
80 т
10 ц
У
М
Н
И
Ц
А
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.Вы считаете, что было трудно на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицамии  массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицами измерения массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока математики по теме "Единицы массы. Тонна.Центнер"

Представлен конспект урока математики по программе "Школа России" в 4 классе...

Конспект урока по математике на тему: «Единицы массы. Тонна. Центнер».

Конспект урока по математике на тему: «Единицы массы. Тонна. Центнер»....

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока по математике по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 4 класс Жубанова Наталия Шукургалиевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Камышки.

Тема урока: Единицы массы. Тонна. Центнер. Тип урока: урок  изучения  нового учебного  материала.Цели урока:1.  Расширить   у детей понятия о единицах массы за счет ...

Конспект урока по математике по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 4 класс

Конспект урока по математике на тему"Единицы массы. Тонна, Центнер." Открытый урок прошёл в 4 классе, УМК "Школа России", ФГОС.Тип урока-открытие нового знания.Презентация к уроку....