Методическая разработка урока математики: «Умножение трехзначных чисел в столбик»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Голондарева Ирина Владимировна

Образовательные: продолжать развивать навыки устного счёта; учиться решать задачи; продолжать работу над алгоритмом умножения трёхзначных чисел;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

Развивающая: чувство ответственности за порученное дело;

Воспитательная: воспитывать интерес к математике;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_3_kl.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

Методическая разработка урока  математики:

«Умножение трехзначных чисел в столбик»

Образовательная система «Школа 2100»

Разработал и провел: учитель высшей квалификационной категории

                                                Голондарева  Ирина Владимировна

                       

2015

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Голондарева И. В

Предмет: математика

Класс: 3

Дата: 17.03.2015г.

Тема урока

Умножение трехзначных чисел в столбик

Задачи урока

Образовательные: продолжать развивать навыки устного счёта; учиться решать задачи; продолжать работу над алгоритмом умножения трёхзначных чисел;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

Развивающая: чувство ответственности за порученное дело;

Воспитательная: воспитывать интерес к математике;

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД – формировать умение решать задачи разного вида;

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Основная мысль урока

Умение решать задачи пригодится в обычной жизни.

Основные понятия

Задачи, уравнение, практика

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

Основные:

  • . Козлова С.А., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Учебник Математика 3 класс, 2 часть. – Москва: Баласс, 2012;

Дополнительные:

  • компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку; жетоны.

Список литературы:

- Новая энциклопедия школьника. – Москва: Махаон, 2003г

- Энциклопедия «Живой мир». - Москва: Росмэн, 2003г

Ресурсы Интернета:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B&img_url=http%3A%2F%2Fwww.giraffes.org%2Fgiraffe-12.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=41&noreask=1

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

                                                                           

Структура и ход урока

   Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи.

Реализация проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи, введение в тему урока.

Первичное закрепление.

Минутка релаксации и отдыха.

Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа.

Систематизация и повторение.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании.

Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

(Слайд 2)

- Здравствуйте, сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.  

Нацеливает на продуктивную работу.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята – «помогаторы».

Мы такие? Вот сейчас и проверим.

- С чего бы вы хотели начать наш урок? 

Организует групповую о коллективную формы работы.

- Я поддержу вас, и мы урок начнем с устного счета: он частично будет проходить в групповой форме - задействованы будут 3 группы, остальные ребята работают коллективно над заданием,  которое записано на доске.

- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

Уважать позицию товарища.

Не обижать и не обижаться.

Слушать и слышать друг друга.

Участвовать всем.

Быть внимательным.

Соблюдать тишину.

(Слайд 3, 4)

 Мы вам предлагаем сейчас посчитать,

Мы выполним все, нет в этом сомненья.

Тогда приступим без промедленья.

-Сравните, не вычисляя, опираясь на математические законы. (Слайд 5)

3*224  < 224*4                191:1 < 202*1

131*7  >  101*7                0*230  =  0*23

Организует коллективную работу.

-А теперь продолжим все вместе бороздить просторы необьятной математики.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Математический диктант. Я его составила из ваших презентаций, докладов по окружающему миру. (Слайд 6, 7)

- Вот некоторые сведения из мира животных. Математический диктант:

1.Рост новорожденного жирафа - 180 см! Взрослый жираф-самец достигает в высоту 580 см.  На сколько см вырастает жираф? (400)

2.Из одного яйца страуса можно приготовить 11 омлетов. Сколько омлетов можно приготовить из 3 яиц страуса? (33)

3.Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько всего видов зверей и птиц запрещена охота? (47)

4.На передних лапах у тигра по 5 пальцев, а на задних лапах по 4 . Сколько всего пальцев у тигра? (18)

5.Мухоловка – пеструшка съедает за день 170 мух и 180 комаров. Сколько всего мух и комаров съедает птичка? (350)

Числа: 400  33  47  18  350

- Назовите четные числа.

- Назовите числа, которые делятся на 3.

- Назовите числа, которые делятся на 5.

- Можем ли мы считать что решали задачи?

- А какие это были задачи? Сложные или простые? Какие арифметические действия вы применяли?

Учитель делает вывод по работе детей.

- Продолжим нашу работу. Работа со столбчатыми диаграммами. Посмотрим на диаграмму. Здесь приведены самые распространённые деревья и продолжительность их жизни.  (Слайд 8)

- Какое дерево меньше всех живет?

- Какое дерево живёт дольше всех?

- На сколько лет может дольше прожить ель, чем клен?

- На сколько лет меньше может прожить береза, чем липа?

- Во сколько раз живет меньше ясень, чем дуб?

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Я приглашаю вас на страницы нашего учебника – стр.6-7 (ч.3), №1.

Организует выявление места затруднения. Работа в парах.

- Вычислите. Какие примеры вызвали у вас затруднение? Почему?  Как решить данные примеры.

- Молодцы! Давайте пользуясь нашим алгоритмом, решим оставшиеся примеры. (Слайд 9)

Организует уточнение темы урока.

- Ребята, окиньте взглядом разворот учебника, вернитесь к нашим примерам и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Работа по учебнику – стр.6 №3(а, б)

Организует музыкальная физминутка «Помогатор- Фиксики».

Организует выполнение учащимися учебного действия.

- Продолжим работу с №3 (в)- задание усложняется. Сможем сразу определить какое это высказывание?

Организует самостоятельную работу.

- Давайте вернемся к нашей столбчатой диаграмме. (Слайд 10, 11)

-Решите уравнение и посмотрев на диаграмму ответьте на вопросы:

1 ряд: Из какого дерева делают музыкальные инструменты?

Что находили в уравнении? Как?

2 ряд: Из какого дерева делают гимнастические брусья, бейсбольные биты?

Что находили в уравнении? Как?

3 ряд: Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные» яблочки. Что это за дерево?

Что находили в уравнении? Как?

Организует реализацию над поставленной задачей.

Решение задач.

а) работа по учебнику – стр.6 №6(а)

- Сможем сразу ответить на поставленный вопрос в задаче? Почему?

- А что по этим данным мы можем узнать?

- Сможем  теперь узнать сколько воды поглощают 2 дуба?

- Итак, как же узнать сколько воды поглощают данные деревья?

-Может эта задача нам подсказать, у кого же лучше развита корневая система?

 б) Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Все это они упаковали в пакеты, по 10 кг в каждый пакет. Сколько им потребовалось пакетов? (Слайд 12 – гиперссылка).

- Самостоятельно решите задачу, запишите только решение.

Организует коллективную работу. 

- Работаем дружно по учебнику – страница 7, №8.

Организует рефлексию. (Слайд 13, 14).

- Многие задания были связаны с окружающим нас миром, природой, флорой и фауной. Наша с вами задача понимать природу, заботиться о ней.

-Давайте  составим сейчас с вами кластер, который мог бы рассказать, как надо охранять природу.

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?

- Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

- Сейчас в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили свою работу на уроке, задания, которые мы выполняли и   с помощью жетонов  показали,  как вы работали. Оцените свою работу.

- Чтобы закрепить новое знание я предлагаю вам выполнить задание  на стр.6 -7 учебника по выбору. (Слайд 15)

Подготовка к работе.

Ученик читает стихотворение.

-Урок начнем с устного счета.

Работа в группах. Обучающиеся работают в группах, затем представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.

Задание для 1 группы:

Составь истинные высказывания:

1.Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим ….

2.Если к разности прибавить вычитаемое, то получим….

3.Если из уменьшаемого вычесть разность, то получим…

4.Если делитель умножить на частное, то получим …

5.Если делимое разделить на частное, то получим…

6.Если произведение разделить на один из множитель, то получим ….

Задание для 2 групп – задание из раздела «Реальная математика»:

Докажи:

Мальчики отправились ловить рыбу на прямоугольном плоту, периметр которого равен 12 метров. Каких размеров мог быть плот?

Задание для 3 группы:

Догадайся:

Это животное корова. Гуляла корова, гуляла, и ее кто-то позвал. Переложите одну палочку так, чтобы корова развернулась в другую сторону. (Выложена данная фигура на магнитной доске)

Дети устно выполняют вычисления и записывают ответы в тетрадь.

400, 18, 350.

33, 18.

400, 350

- Мы решали задачи.

- Это были простые задачи, а одна задача составная.

- Сложение, вычитание, умножение.

- Осина.

- Дуб.

- На 100 лет.

- На 150 лет.

- В 2 раза.

-Решать примеры в столбик.

Учащиеся проговаривают алгоритм.

Работа в парах. Один ученик комментирует пример, другой решает его у доски.

Обучающиеся формулируют тему урока.

Решают №3с объяснением в тетради на местах.

Учащиеся под видеоролик повторяют движения.

-Нет. Надо найти корень уравнения.

Один ученик работает у доски.

1 ряд:    Х+ 200=650+50

В уравнении находили первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое надо из суммы вычесть второе слагаемое.

2 ряд:     700-Y= 500-100

В уравнении неизвестно вычитаемое, чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

3 ряд:      400+X=480+520

В уравнении находили второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое надо из суммы вычесть первое слагаемое.

Данную задачу – решают коллективно.

-Сколько воды поглощают  3 березы и 1 дуб.

- У дуба. Он поглощает больше воды.

(25+29)÷9=6 (п)

Обучающиеся коллективно выполняют работу  в тетради  с проговариванием действий -  « по цепочке».

Обучающиеся составляют кластер.

Домашнее задание по выбору:

1)стр. 6 №4 (3) или

2) стр. 7 №8

Домашнее задание для всех: стр. 6 №6(а)

Личностные:

учебная мотивация 

Личностные:

учебная мотивация 

Метапредметные:

(регулятивныеУУД)

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Предметные:

общеучебные, речевые высказывания.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

(коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других, проявлять толерантность.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Регулятивные:

принимать  участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретной задачи, выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Личностные:

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация.

Метапредметные:

(регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок.

Метапредметные:(познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других, проявлять толерантность.

Личностные:

участие в оценке и обсуждении полученного результата; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению.

Метапредметные:

(познавательные УУД): уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: уметь применять знания в жизни.

этап

Действия учителя

Действия  обучающихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Оргмомент

Здравствуйте, егодня

Дети делают предположения.

Все станции о природе.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение:

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!


(В. Рождественский)

Умение выразительно декламировать стихи

Познавательные УУД

Делать выводы на основе полученной информации

Устный счет

Станция «В мире животных»: Животный мир нашей планеты очень разнообразен:

Вот некоторые сведения из мира животных. Математический диктант:

  1. Рост новорожденного жирафа - 180 см! Взрослый жираф-самец достигает в высоту 580 см.  На сколько см вырастает жираф? (400)
  2. Из одного яйца страуса можно приготовить 11 омлетов. Сколько омлетов можно приготовить из 3 яиц страуса? (33)

3. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько всего видов зверей и птиц запрещена охота? (47)

4. На передних лапах у тигра по 5 пальцев, а на задних лапах по 4 . Сколько всего пальцев у тигра? (18)

5. Мухоловка – пеструшка съедает за день 170 мух и 180 комаров. Сколько всего мух и комаров съедает птичка? (350)

Числа: 400  33  47  18  350

  • Назовите четные числа:
  • Назовите числа, которые делятся на 3:
  • Назовите числа, которые делятся на 5:.

Можем ли мы считать что решали задачи?

А какие это были задачи? Сложные или простые? Какие арифметические действия вы применяли?

Учитель делает вывод по работе детей.

Дети устно выполняют вычисления и записывают ответы в тетрадь.

400, 18, 350.

33, 18.

400, 350

Мы решали задачи.

Это были простые задачи, а одна задача составная.

Сложение, вычитание, умножение.

Умение выполнять арифметические действия с числами

Знание признаков делимости на 2, 3. 5.

Познавательные УУД

извлекать информацию, представленную в разных формах

 

  1. Работа со столбчатыми диаграммами.

Станция «Зеленая поляна». На этой поляне нас встречают травы, кустарники и деревья.

А) Посмотрим на диаграмму. Здесь приведены самые распространённые деревья и продолжительность их жизни.  (См. Приложение 1)

- Какое дерево меньше всех живет?

- Какое дерево живёт дольше всех?

- На сколько лет может дольше прожить ель, чем клен?

- На сколько лет меньше может прожить береза, чем липа?

- Во сколько раз живет меньше ясень, чем дуб?

Б) Решите уравнение и посмотрев на диаграмму ответьте на вопросы:

1 ряд: Из какого дерева делают музыкальные инструменты?

Что находили в уравнении? Как?

2 ряд: Из какого дерева делают гимнастические брусья, бейсбольные биты?

Что находили в уравнении? Как?

3 ряд: Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные» яблочки. Что это за дерево?

Что находили в уравнении? Как?

Осина

Дуб

На 100 лет

На 150 лет

В 2 раза

1 ряд:    Х+ 200=650+50

В уравнении находили первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое надо из суммы вычесть второе слагаемое.

2 ряд:     700-Y= 500-100

В уравнении неизвестно вычитаемое, чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

3 ряд:      400+X=480+520

В уравнении находили второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое надо из суммы вычесть первое слагаемое.

Умение работать с диаграммой

Умение решать уравнения

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

II.Решение задачи.

Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Все это они упаковали в пакеты, по 9 кг в каждый пакет. Сколько им потребовалось пакетов? (Приложение 2) Заполняем таблицу. Разбираем задачу.

  • Сколько кг каштанов собрали?
  • Сколько кг желудей собрали?
  • Что по этим данным мы можем узнать?
  • А надо ли нам это знать?

  • Каким действием найдём общее количество плодов?
  • Зная сколько кг плодов собрали и зная, сколько кг плодов в одном пакете, что мы можем узнать?
  • Каким действием?

25кг

29кг

Сколько всего кг плодов собрали

Да, чтобы потом найти количество пакетов

Сложением

Количество пакетов

Делением

(25+29)÷9=6 (п)

Умение решать задачи в два действия и записывать их выражением

Регулятивные УУД

Составлять план решения задачи совместно с учителем

Коммуникативные УУД

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.

  1. III. Работа по учебнику.

Станция «Живой уголок». У нас есть небольшой живой уголок, а вот какой живой уголок у ребят, где учатся Костя и Мишка, это мы узнаем из задачи.

А) Откройте учебники с.66. Задача №3. Прочитайте задачу. Как нам её надо записать и решить:

  • Сколько животных в нашем живом уголке?
  • За сколькими животными ухаживает один ученик?
  • Сколько учеников работает в живом уголке?

  • Какое из уравнений нам подходит?

Запишите уравнение и решите эту задачу.

Уравнением

- 33 животных

- за 3-я животными.

- Неизвестно, но надо узнать. И это искомое число взято за Х.

Под буквой а

Умение решать уравнения

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Б) с.66, № 5. Прочитайте задачу. А что такое террариум? Чтобы сделать террариум нужна рамка в виде параллелепипеда.

В каких единицах измерения даны размеры? (В мм) В какие единицы нам удобнее перевести эти данные? Почему в м? Но задание у нас будет практическое. Я уже высчитала, что для того чтобы сделать террариум по данным размерам необходимо один пруток пятиметровой проволоки. Вот вы его получаете. Вы должны мне показать, сколько же потребуется проволоки. Как вы думаете, с чего следует начать работу?

Террариум это место для проживания змей, черепах и др. земноводных.

Работу следует начать с того, что необходимо высчитать размеры этого террариума.

Дети начинают вычислять, а затем они отмеряют и показывают сколько же м проволоки понадобиться.

После того как результата добились учащиеся отчитываются, как они это получили.

Умение находить периметр фигуры.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться в группе, умение доносить свою мысль до других.

Регулятивные УУД

Составлять план решения задачи самостоятельно

Рефлексия

Итог урока:

Скажите, что мы делали в течении всего урока? Что решали? Что было нового?

Сейчас в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили свою работу на уроке, задания, которые мы выполняли и прикрепили цветные кружки на доску около тех этапов урока, где: зелёные – там, где было легко и просто; красные - где было сложно, синие там, где – интересно лично вам.

Решали задачи, уравнения.

Дети прикрепляют на доску цветные кружки около этапов урока.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Д/З с.66 № 1, 4

Дети записывают в дневнике.

Приложение 1.

Название дерева

клён

сосна

ель

дуб

осина

липа

ясень

берёза

Сколько лет живёт дерево

400 лет

600 лет

500 лет

600 лет

150 лет

350 лет

300 лет

200 лет

Приложение 2.

Масса 1 п

Кол-во п

Общая масса плодов

каштаны

9 кг  (одинаковая)

?

25 кг

желуди

29 кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Умножение трехзначных чисел в столбик.

Урок посвящен 80 летию города.Проводился на школьном методическом обединении.Учитель: Ивченко Елена Викторовна....

Тема: Умножение трехзначных чисел в столбик.

Урок проводился в рамках школьного методического обединения.Учитель: Ивченко Елена Викторовна...

Тема: Умножение трехзначных чисел в столбик.

Урок проходил в рамках школьного методического обединения.Учитель: Ивченко Елена Анатольевна....

Открытый урок математики в 3 классе на тему "Умножение трехзначных чисел в столбик"

этот материал можно использовать для урока математики....

урок математики в 3 классе по теме "Умножение трехзначных чисел в столбик"

Урок проводился по УМК "Школа 2100" . Обучающиеся знакомятся с алгоритмом письменного приема умножения трехзначных чисел на однозначное число....

"Урок математики в 3 классе "Закрепление сложения трехзначных чисел в столбик""

Цель: Повторить и закрепить навыки сложения  трехзначных чисел в столбик.Задачи:образовательные:•совершенствовать вычислительные навыки сложения  в пределах 1000, умения решать задачи ;разви...