Методическая разработка к уроку математики 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

ТИХОМИРОВА МАРИНА ЛЕОНИДОВНА

Тема:Таблица умножения и деления на 7. Открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 086_m-2_chast_3_urok_6_onz.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Увеличение и уменьшение в несколько раз».

Основные цели:

1) формировать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) пословица:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске пословицу Д-1:

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы ее понимаете?
  • Чему вы учились на последних уроках? (Мы учились решать уравнения на умножение и деление, составляли таблицу умножения и деления на 6.)
  • Что общего в перечисленных вами темах? (Действия умножение и деление.)
  • Сегодня на уроке вы продолжите работу с данными действиями, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.
  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация вычислительного навыка, увеличение и уменьшение числа на некоторое число.

  • Выполните следующее задание. Игра «Кто внимательней». Записываете ответы только тогда, когда прозвучит пример на умножение или деление.

Учащиеся работают в тетрадях.

 6 увеличьте в 3 раза;

 5 умножить на 4;

 к 2 прибавить 16;

 4 умножить на 4;

 32 разделить на 4;

 найти разность 20 и 6;

 найти произведение 3 и 4.

  • Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на 4,6.)
  • Проверьте ответы.

Учитель проверяет:

  • Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей.
  • У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание.
  • Найдите сумму всех чисел этого ряда. Как удобно это сделать? (Нужно воспользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения: 20 + (12 +18) + 16 + 8 = 74.)
  • Увеличьте 74 на 4. (78.)
  • Уменьшите 74 на 4. (70.)
  • Что, значит, увеличить число а на 4? (Это значит, к числу а прибавить 4 единицы.)
  • Запишем это в виде опорного сигнала.

Учитель на доске :

  • Что, значит, уменьшить число а на 4? (Вычесть из числа а 4 единицы.)
  • Запишите это.

Учитель на доске :

Учитель на доске :

  • Запишите выражения и найдите их значения.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

  • Проверьте. Прочитайте 1 (2) выражение и назовите его значение. (2 + 3 = 5; 8 – 4 = 4.)
  • Что помогло вам выполнить это задание? (Составленные опорные сигналы.)

2) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили изученные случаи таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:

  • Нужно записать выражение и найти его значение.
  • Что нового в этом задании? (В данном задании нужно число увеличить в несколько раз.)
  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

  • У кого нет результата?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
  • Покажите результаты, кто выполнил это задание?

Учащиеся показывают свои планшетки.

  • Обоснуйте свои действия.

Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
  • В чем затруднение? (Как записать увеличение числа в несколько раз.)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила записи увеличения чисел в несколько раз.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило, с помощью которого мы могли бы записать увеличение или уменьшение чисел в несколько раз.)
  • Какая тема сегодняшнего урока? (Увеличение и уменьшение в несколько раз.)

Учитель записывает тему на доску.

  • Что вы повторили в начале урока? (Увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
  • Как это вам поможет? (Мы можем сравнить увеличение «на» с увеличением «в».)
  • С помощью чего легче сравнить? (С помощью предметов.)
  • Как же вы будете «открывать» новое? (Мы выполним с помощью предметов увеличение «на», потом выполним на предметах увеличение «в», сравним и подберем нужное действие.)

Учитель может зафиксировать план на доске.


5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Что нужно было записать в выражении? (Число 2 увеличить в 3 раза.)
  • С каким действием вы сравните? (Число 2 увеличить на 3.)
  • Положите перед собой карточку два кружка.

Учащиеся пользуются геометрическим лото Р-2. Один из учащихся работает у доски.

  • Увеличьте количество кружков на 3. Что нужно сделать? (Придвинуть 3 кружка.)
  • Придвиньте 3 кружка. Какое выражение можете записать? (2 + 3.)
  • Сколько получилось? (5.)
  • Ниже положите еще два кружка. Утройте их количество. Что нужно сделать? (Повторить 2 кружка 3 раза.)
  • Выполните это. Сколько получилось? (6.)
  • Сколько раз мы повторили два кружка? (3 раза.)
  • Больше или меньше стало кружков? (Больше.)
  • Так во сколько же раз их стало больше? (Их стало больше в 3 раза.)
  • Объясните, что, значит, увеличить в 3 раза? (Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.)
  • Какое выражение можно записать? (2 · 3.)
  • Итак, 2 увеличить в 3 раза, будет … (6.)
  • Запишите верное выражение и его значение на планшетки.
  • Как же число уменьшить в несколько раз?

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайки Д-7.

  • Помочь разобраться в этом задании вам вызвался Зайка. Он принёс вам морковки для счёта.

Учитель раздает учащимся наборы морковок Р-3, аналогичные прикрепляет к доске (Д-8).

  • Положите перед собой 8 морковок. Представьте, что зайка съел 4 морковки. Что нужно сделать? (Убрать (отодвинуть) их.)
  • Уберите. Какое выражение можете записать? (8 – 4.)
  • Получится? (4.)
  • Попытайтесь 8 уменьшить в 4 раза. Положите опять перед собой 8 морковок.
  • Какое действие выполняли при увеличении числа в несколько раз? (Умножение.)
  • Значит, при уменьшении числа в несколько раз надо…? (Делить.)
  • Что нужно сделать с 8 морковками? (Их нужно разделить на 4 группы поровну.)
  • Запишите на листочках соответствующее выражение и ответ. (8 : 4 = 2.)
  • Положите под 8 морковками 2 кружка.
  • Что можно сказать о количестве морковок по отношению к кружкам? (Морковок в 4 раза больше, чем кружков.)
  • Что можно сказать о количестве кружков по отношению к морковкам? (Кружков в 4 раза меньше, чем морковок.)
  • Какой вывод вы можете сделать? (При увеличении числа в несколько раз нужно умножать, при уменьшении – делить.)
  • Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)
  • Я предлагаю составить эталон в группах.

В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.

  • Составьте эталон в группах.

После выполнения задания, учитель организует защиту проектов. Учитель проводит анализ, наиболее удачный вариант фиксируется на доске, например вариант Д-9. В случае возникновения затруднений при организации групповой работы учитель проводит беседу:

  • Итак, что, значит, увеличить число а в 4 раза? (Умножить его на 4.)
  • Запишите этот вывод.

Учитель записывает на доске:

  • Что, значит, уменьшить число а в 4 раза? (Это, значит, разделить число а на 4.)
  • Запишите.

Учитель записывает на доске:

  • Что теперь нужно сделать с эталоном? (Проверить его.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Сделайте вывод? (Мы все «открыли» правильно.)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Записывать выражения, в которых говориться об увеличении или уменьшении числа в несколько раз и находить значения таких выражений.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

 3, стр. 15

  • Найдите  3 на странице 15.
  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:

Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтом 3 умножаю на 5 получаю 15.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

 4, стр. 15

  • Найдите  4 на странице 15.
  • Выполните данное задание в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:

  • Запишите выражения и найдите их значения самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-11.

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вам может пригодиться новое знание? (При решении задач.)
  • Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

 6 (а), стр. 15

  • Найдите  6 (а) на странице 15.
  • Прочитайте задачу.
  • Что известно? Что надо узнать?
  • Что обозначает на схеме весь отрезок? (Количество всех учеников.)
  • Что обозначают части отрезка? (Количество девочек и количество мальчиков.)
  • Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
  • Запишите решение задачи.

Один из учащихся записывает решение задачи на доске.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» правило записи выражений на увеличения и уменьшение числа в несколько раз.)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Вспомните пословицу, с которой начали урок.

Один из учащихся читает пословицу вслух.

  • Помогли ли вам ваши знания? Какие?
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.

Далее идет обсуждение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...

методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"

Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...