Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Морозова Нина Борисовна

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетическо-нравственной направленности. Данный материал можно применять как в урочной, так и внеурочной деятельности. Он содержит три конспекта уроков с презентациями и видеозаписями по кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Эту разработку во внеурочной деятельности или для дополнительного образования педагоги применяют три занятия подряд. Уроки музыки должны быть разделены во времени по программе. Впервые с этой кантатой дети знакомятся во втором классе третьего триместра. В третьем и четвёртом классах первого триместра учащиеся возвращаются к этому произведению. Работа с кантатой осуществляется согласно детскому развитию каждый раз на качественно новом обобщающем уровне. Морозова Н.Б., учитель музыки, МБОУ «Бородинская СОШ», Выборг 2015

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

во 2 классе по теме:

«Святые земли русской. Александр Невский»

Тема второго триместра: «О России петь – что стремиться в храм»

Цель урока: воспитание учащихся, любящих свой народ и свою Родину, знающих и уважающих историю страны, через мир большого музыкального искусства; воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всёй их духовной культуры.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

1. образовательные

  • проверить, как учащиеся запомнили основные виды колокольного звона;
  • познакомить с жизнью и подвигами святого князя Александра Невского;
  • показать, как образ святого князя отразился в изобразительном искусстве, музыке и кино;
  • познакомить детей с фрагментами из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева;

2. развивающие

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение героико-патриотической кантаты;
  • развивать умение делать выводы и строить умозаключения;
  • развивать вокально-хоровые навыки;

3. воспитательные

  • воспитывать уважение к классической музыке;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своего народа
  • воспитывать любовь к своей земле, своему народу.

Используемые учебники и учебные пособия: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учеб. для учащихся 2 кл.нач.шк. М.: Просвещение, 2009.

Используемое оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, пианино, DVD, телевизор.

Используемый материал: учебники для 2 класса, презентация «Святые земли русской. Александр Невский», СD «Музыка 2 класс», DVD с видеозаписью «Невский – имя России» и фрагментом «Вставайте, люди русские» из к/ф. «Александр Невский».

Музыкальный материал:

  • праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон;
  • Ростовские звоны;
  • кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьев, 4 часть - «Вставайте, люди русские»;
  • «Динь-Дон» муз. и сл. В. Шемтюк

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет под праздничный трезвон. (Красный Лаврский трезвон)

II. Введение в содержание урока.

Учитель: Что вы сейчас услышали? (Колокольный звон).

Учитель: Как колокола называли на Руси? (Русским чудом).

Учитель: Колокольные звоны – это голос нашей Родины. А какие виды звучания колоколов вы уже знаете? (Трезвон, благовест, перезвон).

Учитель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, какой вид звона мы сейчас слушали? (Трезвон).

Учитель: Я включу запись ещё одного из видов колокольного звона. Что это за звон, как он называется?

Слушание Ростовских звонов

Дети: Перезвон.

Учитель: Вам будет интересно узнать, что таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско.

  1. Основная часть.

Учитель: Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны был и остаётся вот уже почти восемь веков святой благоверный великий князь Александр Невский (1 слайд - тема урока, дата рождения Александра Невского).

Своей жизнью и подвигом он показал нам пример безграничной любви к Родине и народу. Александр Невский родился 13 мая 1220 года в русском городе Переславле-Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича и рязанской княгини Феодосии. Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего – Александра Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла».

Мы с вами много трудимся и тоже должны быть сильными. Пожалуйста, встаньте и повторяйте за мной.

Физ.минутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём,

И домой пешком пойдём.

Учитель: Пожалуйста, садитесь.

В 1236 году Александр Ярославич был посажен на новгородское княжение (2 слайд – карта Руси). Молодой князь укреплял Новгород под угрозой монголо-татар. Вскоре возникла и более близкая и опасная угроза со стороны шведов, ливонцев и Литвы. В 1240 году на Русь предприняли крестный поход шведы. Уверенный в своих силах предводитель ярл Биргер вошел в Неву на кораблях и отправил князю Александру послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Александр, не медля ни дня, выступил навстречу с новгородцами и ладожанами. Русское войско всех их разбило. Шведы бежали вниз по течению Невы.

Давайте посмотрим на портрет великого и смелого князя Александра Невского (3 слайд – портрет Александра Невского).

Расскажите, как изобразил художник князя? (Художник изобразил его в полный рост, в военных доспехах, шлеме, княжеской красной накидке, с мечом в руках).

Учитель: А что вы видите на заднем плане? (Мы видим стены и храмы).

Учитель: Это стены  и храмы Великого Новгорода, а в правом углу – стяг с ликом Спасителя, под которым наши воины шли в бой. Глядя на эту репродукцию картины, мы можем сказать о характере князя Александра Невского? (Серьезный, грозный, сильный, суровый, мужественный, героический, смелый…)

Учитель: Обратите внимание на меч князя Александра Невского. Как он его держит? (Держит в ножнах, чуть-чуть приподняв).

Учитель: Молодцы! Князь не размахивает мячом над головой, и смотрит в сторону врагов. Художник этим подчеркивает, что русский воин не нападает, ему не нужно чужой земли. Но он твердо, решительно защищает свое Отечество и, если потребуется, готов отдать за него свою жизнь. Историк С. Ф. Платонов писал: «В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем воинской доблести и удачи, и политической мудрости, и самоотвержения. Отсюда его слава».

Просмотр фрагмента «Вставайте, люди русские» из к/ф. «Александр Невский» на DVD

Учитель: Что вы почувствовали при просмотре этого фрагмента? (Ответы детей).

Учитель: Какая музыка звучала? (Громкая, торжественная, мужественная, решительная).

Учитель: А как вы считаете, созвучна ли эта музыка характеру святого князя Александра Невского? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

Учитель: Какие инструменты звучат вначале музыкального произведения? (Звучат колокола, затем вступает хор и солисты, слышны музыкальные инструменты).

Учитель: Вы очень внимательно слушали, молодцы! Запомните, что музыкальное произведение, которое исполняет хор в сопровождении оркестра и солистов, называется КАНТАТОЙ. (4 слайд – слово «КАНТАТА»).

Учитель: В фильме, фрагмент которого вы только что видели, прозвучал хор из кантаты композитора С.С.Прокофьева «Александр Невский». (5 слайд – портрет С.С.Прокофьева).

Учитель: Эта часть называется «Вставайте, люди русские!». Прослушайте её ещё раз и скажите: «Благодаря каким музыкальным инструментам эта музыка звучит так призывно и торжественно?»

Слушание «Вставайте, люди русские!»

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: «Благодаря каким музыкальным инструментам эта музыка звучит так призывно и торжественно?» (Торжественный характер музыке придают колокола).

Учитель: За знаменитые подвиги во имя веры и земли русская церковь причислила Александра к лику святых. Мощи его, открытые в 1380 г. по повелению императора Петра Великого, были перенесены в 1724 г. из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, построенную на месте Невской битвы, и находятся в Троицкой церкви в серебряной раке, пожертвованной императрицею Елизаветой Петровной. (6 слайд – фотография Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Учитель: Именно этот воин стал лидером популярного проекта второго телеканала. Александр Невский — ИМЯ РОССИИ.

Просмотр видеозаписи «Невский – имя России» на DVD

Учитель: Еще раз посмотрите на портрет князя Александра (7 слайд - портрет Александра Невского), вспомните фильм и музыку к нему. Скажите, почему, за что помнит его русский народ? Даже называет его святым князем? (Он был защитником русской земли).

Учитель: Сам святой воин поведал, что одержать победу над шведами ему помогла вера. Он напутствовал свое войско словами: «Не в силе Бог, а в его правде!»

(8 слайд – слова «Не в силе Бог, а в его правде!»)

Учитель: А сейчас мы споем песню о России, которую вы уже знаете, «Динь-Дон».

Дети поют песню «Динь-Дон» муз. и сл. В. Шемтюк

(9 слайд – буквы вразнобой, которые потом соединяются в слово «КАНТАТА»).

Учитель: Здесь я спрятала новое для вас слово, которое вы узнали сегодня на уроке. Угадайте его! (КАНТАТА).

Учитель: Молодцы! А кто помнит, что это такое? (Ответы детей).

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Дома раскрасьте рисунок из рабочей тетради, на котором изображена встреча святого князя Александра Невского в Новгороде после победы над немецкими рыцарями.

(10 слайд – «Спасибо за урок»).

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся уходят под музыкальное произведение «Вставайте, люди русские!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святые земли Русской Александр Невский 13 мая 1220 год Морозова Н.Б., учитель музыки, МОУ «Бородинская СОШ», Выборг 2011

Слайд 3

Павел Коркин Александр Невский (фрагмент триптиха)

Слайд 4

КАНТАТА

Слайд 5

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

Слайд 6

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Слайд 7

Юрий Пантюхин Александр Невский

Слайд 8

«Не в силе Бог, а в его правде!»

Слайд 9

К Н А Т А Т А

Слайд 10

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

в 3 классе по теме:

«Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Тема первого триместра: «Россия – Родина моя»

Цель урока: воспитание учащихся, любящих свой народ и свою Родину, знающих и уважающих историю страны, через мир большого музыкального искусства; воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всёй их духовной культуры.

Тип урока: урок обобщения, изучения и закрепления новых знаний

Задачи урока:

1. образовательные

  • обобщить полученные знания о музыке С.С. Прокофьева, жанре кантата, маршевости в музыке;
  • вспомнить жизнь и подвиги святого князя Александра Невского;
  • познакомить детей с фрагментами из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева;

2. развивающие

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение героико-патриотической кантаты;
  • развивать умение делать выводы и строить умозаключения;
  • развивать вокально-хоровые навыки;

3. воспитательные

  • воспитывать уважение к классической музыке;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за русскую армию;
  • воспитывать любовь к своей земле, своему народу.

Используемые учебники и учебные пособия: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учеб. для учащихся 3 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2009.

Используемое оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, пианино, DVD, телевизор.

Используемый материал: учебники для 3 класса, презентация «Кантата «Александр Невский», СD «Музыка 3 класс», DVD с записью 4 и 5 частями кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».

Музыкальный материал:

  • «Солдатушки, браво ребятушки»;
  • кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 4 часть - «Вставайте, люди русские»;
  • кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», фрагмент 5 части – «Ледовое побоище»;
  • «Величание святому благоверному и великому Александру Невскому».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет под песню «Солдатушки, браво ребятушки» и исполняют её, маршируя на месте.

  1. Введение в содержание урока.

Учитель: Каким настроением проникнута эта песня? (Бодрым, мужественным, радостным, уверенного в себе воина).

(1 слайд – слова «Музыка удваивает, утраивает армию»).

Учитель: Вспомните слова А.Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

  1. Основная часть.

Учитель: Катя (читает подготовленная ученица) прочитает вам отрывок из поэмы К. Симонова:

И там, где копья прогибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу

Спиной к спине…

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры.

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой.

Учитель: «…И только выждав,…повел дружину за собой. » Как характеризуют князя эти слова, как полководца? Как он поступал? (Мудро, смело, владел тактикой ведения боя).

Учитель: Итак, вся информация, которая нам известна сейчас, говорит о воинской доблести этого человека, его уме, таланте полководца, мудрости. Сам хан татарский, познакомившись с князем, сказал своим подчинённым: «Всё, что мне ни говорили о нём, - всё правда: нет князя, подобного этому!». Кто-нибудь узнал, что это за князь, великий полководец? (Александр Невский).

Учитель: Молодцы, правильно!

(2 слайд – портрет Александра Невского).

Учитель: Посмотрите на портрет. В каком образе представил князя художник? (В образе воина)

Учитель: Каков Александр внешне? Какое у него лицо, взгляд? (Ответы детей).

Учитель: Кажется, изображая внешний облик князя, автор показал его внутреннее содержание, главные черты характера: гордость, мудрость, решительность, мужество.

Слушание и исполнение «Вставайте, люди русские!»

(На партах лежат листочки с текстом «Вставайте, люди русские»).

Учитель: Кто узнал, что это за произведение прозвучало, и кто написал его? (Ответы детей).

(3 слайд – портрет С.С. Прокофьева).

Учитель: Это 4 часть из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». А кто знает, что такое кантата? (Ответы детей).

(4 слайд – слово «КАНТАТА»).

Учитель: Это слово произошло от итальянского - cantare – петь. Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными. Но и лирическими и эпическими тоже могут быть. Откройте учебники на странице 16. Прочитайте (читает один ученик вслух).

Учитель: КАНТАТА – это несколько разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием, в ней не только песни, но и песенные мелодии.

Физ.минутка.

Учитель: Мы с вами посмотрим концертную видеозапись исполнения оркестром и хором кантаты.

Просмотр видеозаписи 4 части кантаты «Вставайте, люди русские» на DVD

Учитель: Скажите, благодаря чему, музыка звучит призывно и торжественно? (Благодаря колоколам).

Учитель: Кого принято было встречать колокольным звоном в древности? (Героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом).

Учитель: А почему, за что помнит Александра Невского русский народ? Даже называет его святым князем? (Он был защитником русской земли).

Учитель: 5 апреля 1242 Чудское озеро у Вороньего камня вошло в историю. На льду этого озера произошло главное сражение немецких и русских сил. Битва вошла в историю как «Ледовое побоище».

(5 слайд – видеозапись Ледового сражения).

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим концертную видеозапись исполнения 5 части из кантаты С.С. Прокофьева «Ледовое побоище».

Просмотр видеозаписи фрагмента из 5 части кантаты «Ледовое побоище» на DVD

(6 слайд – репродукция картины В.М. Назарук «Ледовое побоище»; 7 слайд - Владимир Серов «Ледовое побоище»).

Учитель: «Ледовое побоище» - это центральный номер кантаты. Что он собой представляет? (Ответы детей).

Учитель: Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, тёмные холодные волны, заливающие поле битвы. Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего.

Учитель: Как назывались песни, которые воины-победители пели возвращаясь домой? (Канты).

Учитель: С каким словом созвучно это название? (Кантата).

Учитель: «Кант» и «кантата» - что общего между этими двумя музыкальными жанрами и что их отличает? (Кант - поется одна песня, а кантата - несколько разных по музыкальному образу частей).

Учитель: Почему русский народ победил захватчиков, только лишь потому, что они боролись за родную землю? (Русский народ победил потому, что у них был предводитель, которому люди доверяли целиком и полностью - Александр Невский).

Учитель: За знаменитые подвиги во имя веры и земли русская церковь причислила Александра к лику святых. Кто помнит, где находятся его мощи? (Мощи его находятся в Александро-Невской лавре).

(8 слайд – фотография Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Учитель: Посмотрите в учебнике на странице 16 на икону. Кто на ней изображён? (Александр Невский).

Учитель: Правильно. Святой благоверный князь Александр Невский.

(9 слайд – икона святого благоверного князя Александра Невского).

Слушание «Величание святому благоверному и великому Александру Невскому»

Учитель: За великие победы церковь причислила Александра Ярославича к лику святых. Был учреждён орден Александра Невского, которым и по сей день награждают русских солдат. Солдат, которые любят и защищают свою Родину. В них воспитано особенное чувство – патриотизм.

  1. Подведение итогов урока.

(10 слайд – «Спасибо за урок»).

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся уходят под музыкальное произведение «Вставайте, люди русские!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музыка удваивает, утраивает армию» Морозова Н.Б., учитель музыки, МОУ «Бородинская СОШ», Выборг 2011

Слайд 2

Павел Коркин Александр Невский (фрагмент триптиха)

Слайд 3

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

Слайд 4

КАНТАТА

Слайд 6

В.М. Назарук. Ледовое побоище

Слайд 7

Владимир Серов. Ледовое побоище

Слайд 8

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Слайд 10

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

в 4 классе по теме:

«Я пойду по белу полю»

Тема первого триместра: «Россия – Родина моя»

Цель урока: воспитание учащихся, любящих свой народ и свою Родину, знающих и уважающих историю страны, через мир большого музыкального искусства; воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всёй их духовной культуры.

Тип урока: урок обобщения, изучения и закрепления новых знаний

Задачи урока:

1. образовательные

  • обобщить полученные знания о музыке С.С. Прокофьева, жанре кантата, песенности в музыке;
  • вспомнить жизнь и подвиги святого князя Александра Невского;
  • познакомить детей с фрагментами из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева;

2. развивающие

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение героико-патриотической кантаты;
  • развивать умение делать выводы и строить умозаключения;
  • развивать вокально-хоровые навыки;

3. воспитательные

  • воспитывать уважение к классической музыке;
  • воспитывать любовь к своей земле, своему народу.

Используемые учебники и учебные пособия: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учеб. для учащихся 4 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2009.

Используемое оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, пианино, DVD, телевизор.

Используемый материал: учебники для 4 класса, презентация «Я пойду по белу полю», СD «Музыка 4 класс», DVD с записью фрагмента из к/ф. «Александр Невский».

Музыкальный материал:

  • кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 4 часть - «Вставайте, люди русские»;
  • кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 6 часть – «Мёртвое поле»;
  • кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 7 часть – «Въезд Александра во Псков».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет под 4 часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские».

  1. Введение в содержание урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили о песенности, слушали произведения и находили её в них. А ещё мы говорили о любви к своей Родине, дому, краю. Назовите большую тему наших уроков. (Россия – Родина моя).

(1 слайд – «Россия – Родина моя»).

Учитель: Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

III. Основная часть.

Учитель: Во всякие времена на нашу любимую Русь нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, потери и лишения, побеждал. Всё это нашло отражение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов, то есть людей искусства, что лишний раз подтверждает, что музыка – это отражение чувств, помыслов, жизни народа, его героизма, отваги, преданности Родине в трудную минуту.

Звучит фрагмент «Вставайте, люди русские!»

Учитель: Кто узнал, какое произведение звучало сейчас? Возможно, вы помните, кому оно посвящено? (Александру Невскому).

(2 слайд – портрет Александра Невского).

Учитель: Кто посвятил музыкальное произведение святому благоверному князю? (С.С. Прокофьев).

(3 слайд – портрет С.С. Прокофьева).

Учитель: Что вы можете сказать о вступлении этого произведения, какое оно? (тревожное, взволнованное).

Учитель: Какие инструменты нам помогают это понять? (Колокола).

(4 слайд – фотография колоколов).

Учитель: Композитор передает слушателям состояние тревоги, взволнованности во вступлении благодаря колоколам. Постарайтесь исполнить движением поднятых рук партию колоколов.

(Дети пластически интонируют вступление).

(5 слайд – слова «Вставайте, люди русские»).

Звучит фрагмент «Вставайте, люди русские»

Учитель: Как исполняются эти слова? (Призывно, уверенно, решительно, гордо).

Учитель: Давайте исполним их так, чтобы они звучали, как призыв к народу. Сдержанно, спокойно, решительно, уверенно. Чтобы все поняли, что мы тревожимся за судьбу народа и любим свою Родину.

(Дети поют «Вставайте, люди русские» до слов «На Руси родной…»).

Учитель: Как называется музыкальный жанр, в котором написано это произведение? (Ответы детей).

(6 слайд – «КАНТАТА»).

Учитель: Что обозначает это слово? (Ответы детей).

(7 слайд – определение кантаты).

(Учащиеся читают это определение).

Учитель: А кто помнит, чем отличается музыкальный жанр КАНТ от КАНТАТЫ? (Ответы детей).

(8,9 слайды – определение канта).

(Учащиеся читают).

Учитель: Кант - поётся одна песня, а кантата - несколько разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием. А как вы думаете, песенность присутствует в каком-то из этих двух музыкальных жанров? (Ответы детей).

Учитель: Почему вы так считаете? (Ответы детей).

(10 слайд – слова «На Руси родной…»).

Учитель: Как можно спеть эти слова? (Нежно, ласково, торжественно, уверенно).

Учитель: Кто хочет попробовать спеть?

(Учащиеся пробуют пропеть, импровизируя).

Учитель: А теперь я спою. А вы смотрите на нотную запись в учебнике на странице 20.

(Учитель поёт со слов «На Руси родной…»).

Учитель: Как я спела этот фрагмент? (Лирично, нежно, протяжно, ласково, распевно, широко).

Учитель: В каком стиле звучала эта песня? (В русском народном).

Учитель: Я предлагаю вам пропеть эту мелодию про себя, «исполняя» движением руки фразировку.

(Учитель поёт вслух, а учащиеся про себя).

Учитель: А теперь споём, вслушиваясь внимательно в эту мелодию, нежно, распевно и ласково.

(Учащиеся исполняют вместе с учителем).

Просмотр записи фрагмента из к/ф. «Александр Невский» на DVD

Учитель: Какой фрагмент здесь описан? (Ледовое побоище).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой, 6 частью кантаты «Александр Невский» - «Мёртвым полем». Но вначале рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «После побоища».

(11 слайд – репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища…»)

Учитель: Что на ней изображено? (Ответы детей).

Учитель: В центре картины – юноша-княжич и русский воин-богатырь. Они величественны и красивы. Их лица не обезображены смертью. В картине слышится особая былинно-песенная напевность.

«Никнет трава от жалости, и древо с кручиною к земле приклонилося».

(12 слайд – «Мёртвое поле» со словами).

Слушание 6 части кантаты «Мёртвое поле»

Учитель: Лирическое пение солирующего женского голоса называется меццо-сопрано. Оно сопровождается почти одними струнными инструментами. Как звучит эта часть кантаты? (Ответы детей).

(Учитель проектор выключает).

Учитель: 6 часть звучит с особой трогательностью. Это скорбь Родины о погибших, воплощённая в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Рассмотрите картину в учебнике на странице 21.

Учитель: Что делает девушка? Какой у неё взгляд? (Ответы детей).

Учитель: Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей. Прокофьеву удалось создать в «Мёртвом поле» глубоко выразительную и строгую русскую мелодию. Тонко и своеобразно претворены им народнопесенные интонации.

(13 слайд – репродукция картины В.А. Серова «Въезд Александра во Псков»).

Учитель: Что вы видите на этой картине? (Ответы детей).

Учитель: Эту картину написал В.А. Серов и назвал её «Въезд Александра во Псков». У С.С. Прокофьева седьмая и последняя часть кантаты называется также.

Слушание 7 части кантаты «Въезд Александра во Псков»

(14 - 16 слайды – слова 7 части кантаты «Въезд Александра во Псков»).

Учитель: Какие знакомые темы вы здесь услышали? («Вставайте, люди русские»).

Учитель: Как начинается эта часть? (Светлая, радостная, протяжная мелодия). Учитель: Что прославляют здесь? (Русь-победительницу и Александра Невского).

Учитель: Эта часть приобретает торжественный характер гимна.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Что на уроке показалось трудным? (Ответы детей).

(17 слайд – «Спасибо за урок»).

Учитель: Спасибо за урок. До новых встреч.

Учащиеся уходят под музыкальное произведение

«Въезд Александра во Псков»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия – Родина моя Морозова Н.Б., учитель музыки, МОУ «Бородинская СОШ», Выборг 2011

Слайд 2

Павел Коркин Александр Невский (фрагмент триптиха)

Слайд 3

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

Слайд 5

«Вставайте, люди русские» Муз: С. Прокофьев Слова: В. Луговской Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой! Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Живым бойцам - почёт и честь А мёртвым - слава вечная! За отчий дом, за Русский Край Вставайте, люди русские! Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой! Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!

Слайд 6

КАНТАТА

Слайд 7

Кантата – ( итал. cantata , от лат. саntare — петь ) — это название музыкального большого произведения, состоящего из нескольких частей.

Слайд 8

Кант – это многоголосная бытовая песня, посвящённая разным жизненным событиям.

Слайд 9

Канты воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.

Слайд 10

На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная, Русь! На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная, Русь!

Слайд 11

В.М. Васнецова. После побоища

Слайд 12

Я пойду по полю белому, Полечу по полю смертному, Поищу я славных соколов, Женихов моих добрых молодцев. Не возьму в мужья красивого, Красота земная кончится, А пойду за храброго. Отзовитеся, добры молодцы. "Мёртвое поле"

Слайд 13

В.А. Серова. Въезд Александра во Псков

Слайд 14

На великий бой выходила Русь; Ворога победила Русь. На родной земле не бывать врагу. Кто придет, будет насмерть бит.

Слайд 15

Веселися, пой, мать родная Русь! На Руси родной не бывать врагу, Не видать врагу наших русских сел, Кто придет на Русь, будет насмерть бит.

Слайд 16

На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! Веселися, пой, мать родная Русь! На великий праздник собралася Русь. Веселися Русь, родная Мать!

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развивающего занятия для учащихся 1-2 классов "Приглашение в страну Внимания"

         Известно, что внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов Познавательно-игровая программа «Фикси - приборы»

Методическая  разработкавнеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов  Познавательно-игровая программа«Фикси - приборы»...

Методическая разработка праздничного мероприятия для учащихся 1-4 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы

Данная методическая разработка включает в себя сценарий мероприятия для учащихся начальных классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы. Для проведения мероприятия исполь...

Методическая разработка проектно-исследовательской работы учащихся 3-го класса по теме «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих   пользу организму, об организации правильного здорового питания.Задачи проекта:• Расширить знания детей о прод...

Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе»

В данной разработке представлены материалы по организации процедуры проведения диагностики в групповой форме, описание батареи диагностических методик, табличная форма представления обработанных матер...

Конспект урока музыки для 2 класса по теме "Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева"

Тема урока: Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева Цели: обучающая - познакомить с учащихся с творчеством русского композитора Сергея Прокофьева; развивающая – развивать логическое мышлени...