Конспект урока математики "Путешествие с Ломоносовым" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит разнообразные формы работы учащихся от индивидуальной до парной и интерактивной с нетбуками. Содержание урока позволяет ребятам через решение задач разного типа погрузится в прошлое и узнать основные этапы жизни великого русского учёного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс.

Тема урока:     Работа над ошибками Решение задач.

Не только математика. (Путешествие с Ломоносовым)

Цели урока:     1. Основная предметная: формировать умение решать разные составные  задачи.

                           2. Метпредметные: учиться читать и записывать информацию,  представленную в виде различных математических моделей, строить  высказывания, называть цели конкретного задания, алгоритм работы, проверять, исправлять и оценивать результаты своей работы.

                           3.Личностные: содействие воспитанию трудолюбия, высоко работоспособности.

.

Ход урока.

             

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

Дети записывают дату в тетрадях.

II. Стадия вызова. Мотивация к деятельности.

- Сегодня на уроке математики мы снова оправимся в путешествие по времени в прошлое.    

- Чему бы каждый хотел научиться сегодня на уроке во время нашего путешествия?     

- Выберем направление.  Подключите нетбуки.

Работа в парах по вариантам. Тестирование

Математический диктант определит это направление.

  1. Лыжник шел со скоростью 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
  2. За 2 часа катер проплыл 50 км. С какой скоростью он двигался?
  3. Света от ленты длиной 60 см отрезала 2/3. Сколько см она отрезала?
  4. Цена блокнота 12 рублей. Сколько блокнотов можно купить на 120 рублей?
  5. Петя и Вася вышли одновременно из разных домов и пошли навстречу друг другу.

Скорость  Пети 3 км/ч, а Васи - 4 км/ч. Найди скорость сближения мальчиков.

  1. Петя и Вася вышли одновременно из школы и пошли навстречв противоположных направлениях.

Скорость  Пети 3 км/ч, а Васи - 4 км/ч. Найди скорость удаления мальчиков.

- Проверим  результаты.  

- Вы хорошо подготовились к путешествию.

- Какое же направление нашего урока?                                                   Слайд 1

- Как вы думаете, в прошлом решали задачи?

- Чем бы они отличались бы от сегодняшних?

-Спланируйте работу, поставьте задачи в общем виде. Слайд 2

-Решать задачи, составлять схемы к ним, производить вычисления, внимательно читать текст задачи, узнать, какие задачи были раньше,…

18 км (ошиб.2, 9)

25 км/ч (100, 48)

40 см (90, 360, 10)

10 б. (11, 12)

7 км/ч (1, 12)

7 км/ч (1, 12)

- Решение задач.

- Да, решали.

- Старинными словами, единицами измерений, профессиями людей, …

III. Стадия осмысления.

1. (Открывается доска с изображением М.В. Ломоносова).

- Мы попали с вами в 1711 год.

- Через 44 года 26 июля 1755 г. в Москве был торжественно открыт Московский университет. Так образованные россияне продолжили дело, начатое Петром Великим. Слайд 3

- Одним из таких людей был Михаил Васильевич Ломоносов – I из русских ученых, ставший вровень с великими учеными Европы и завоевавший мировую славу. Слайд 4

Слайд 4

- Откройте учебники с. 25 и прочитайте о молодом поморе Михайле Ломоносове. Подготовьте ключевой вопрос одноклассникам по этому отрывку.

 - Дома вы узнали название острова, на котором жила семья поморов Ломоносовых. Слайд 5

(выставляю карточку с названием под фото Ломоносова).

- Жизнь часто ставила перед поморами самые разные задачи. Порешаем и мы их.

2. Решение задачи № 3 с. 26.

- Что интересного вы в задаче увидели?        

(По ходу чтения словарная работа в учебнике на осмысление: (Выставляю карточку со словом  сажень Слайд 7

Составим план решения: еще раз прочитать, назвать известное-неизвестное, составить схему, решить задачу, проверить себя.

- Какую новую величину вы использовали?  (сажень)

Проверьте правильность решении.

По каким критериям можно оценить? Слайд 8

 Оцените своё решение задачи

3. Переместимся из детства Михаила в годы его учебы. 

. Откройте учебники с. 26 и прочитайте о годах учёбы Михайло Ломоносова. Подготовьте ключевой вопрос одноклассникам по этому отрывку.

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: дьячок).

- Чтение с.27№ 3  о славяно-греко-латинской академии.

Дома вы узнали, как называлось это учебное заведение, о котором прочитал ….

(Выставляю карточку под фото).

-Заглянем к Михайле и узнаем, как ему живется в это время.  А живется ему голодно и скудно.

Решение задачи № 4 с. 27.Слайд 9 (3 у доски)

+ индивидуальное задание №7, c.26

- Что интересного вы в задаче увидели?        

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: алтын, пояснение, что так бедно жил, что ел только хлеб да квас).

Алтын - старинная русская монета достоинством в 3 копейки, являвшаяся единицей денежного счета.

(Выставляю карточку под аршин).

- Составим план решения: еще раз прочитать, назвать известное-неизвестное, составить схему, решить задачу, проверить себя.

Проверьте правильность решении. Оцените своё решение задачи

- Так бедно жил Михайло Ломоносов.

- В числе лучших студентов Михайло был отправлен в Петербургскую академию. (Карточка под фото).

- Затем в числе лучших российских студентов отправляется в Марбургский университет (Карточка)  и затем изучал у учителя Генкеля химию и горное дело.

- Дома вы узнали, в какой стране это было…

Ученик читает текст учебника.

Поморы- отважные моряки и охотники.

- Куростров.

Сделаем рисунок к задаче, чтобы вяснить, сколько раз он ходил к лодке (5 раз) и от неё (4 раза).

v

t

s

туда

40 с/мин

?

320х5

обратно

?, в 2 раза меньше

?

320х4

1)  40:2 =20 с/мин v обратно

2) 320х5 =1600 с всего  туда

3)  320х4 =1280 с. всего обратно

4)  1600:40=40 мин. всего туда

5) 1280:20=64 мин всего обратно

6) 40+64=104 мин=1 час 44мин

Шкала оценки по критериям

- Славяно-греко-латинская академия.

Алтын, мало тратил, сапоги стоили 3 рубля!

  1. 3·365=1095 (к.) – в год;
  2. 1095:5·2=438 (к.) – на бумагу и перья;
  3. 1095:3=365 (к.) – на еду;
  4. 438 + 365 = 803 (к.) – на перья, бумагу, еду;
  5. 1095 – 803=292 (к.) – остаток.
  6. 100·3= 300 (к.) – сапоги;
  7. 300 к. > 292 к.

Ответ: не смог бы.

Шкала оценки по критериям

- Германия.

V. Физминутка.

- Переместимся в годы работы М. Ломоносова.

- Откройте учебники с. 28 про Ломоносова – учёного и инженера и прочитайте о молодом поморе Михайле Ломоносове. Подготовьте ключевой вопрос одноклассникам по этому отрывку.

. Слайд 10

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: мозаика). Слайд 11

Самостоятельная работа над ошибками +индивидуальная (3 у доски)

- Решим задачу о работе купцов, которые привозили для Ломоносова материалы для  мозаики с. 29 № 5. Слайд 12

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: пуд- устарев-шая единица измерения массы русской системы мер =16кг).

- Что интересного вы в задаче увидели?

- А что такое, как и сейчас?        

(Карточка пуд).

Оцените свою работу.

- Пора возвращаться. Возвращаемся.

Ученик читает текст учебника.

- Пуд, мало денег стоили предметы.

- Иностранные товары стоят дороже, чем отечественные.

Составляем таблицу.

цена

Кол-во

стоимтость

ит. б

?

80  п

720 руб

рус. б.

?     на 6

80 п

? руб

на ?

  1. 720:80=9 (р.) – цена за пуд итальянского бисера;
  2. 9-6=3 (р.) за пуд усть-рудицкого бисера;
  3. 3·80=240 (р.) – стоимость нашего бисера;
  4. 720-240=480 (р.) – разница.

Ответ: на 480 рублей меньше.

                                                                        V. Итог. Слайд 13

VI. Рефлексия.

1. Вопросы на рефлексию. Слайд 14

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что было очень интересно?

- Что было трудно?

   2. Самооценка.

- Оцените свою работу с помощью листов самооценки.

- Спасибо за урок.

- Новые слова:

пуд – единица массы, аршин – единица измерения длины, алтын – денежная единица;

- о жизни людей того времени;

- о Ломоносове.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу.

VII. Домашнее задание.

- Дома вы узнаете, какими еще науками занимался Михаил Васильевич Ломоносов. С. 28 № 1. Слайд 15

Благодарю  Слайд 16

Запись детьми домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...