Интегрированный урок (математика, окружающий мир) в 3-м классе "Жила-была пчела"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Митрофанова Наталья Георгиевна

Интегрированный урок (математика, окружающий мир) в 3-м классе

"Жила-была пчела"

 

Тема урока: Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.

 

Цели урока: 1).закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000, умение читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;

2). Упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие;

3). Развивать умения находить доли числа, значения выражений с переменными;

4). Вычислять периметр многоугольника;

5). Развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;

6). На примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Оборудование: “цветочные часы” на доске, макеты часов у детей, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, “пчелиные соты”(у каждого ребёнка картонный шестиугольник).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchela1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (математика, окружающий мир) в 3-м классе

"Жила-была пчела"

Тема урока: Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.

Цели урока: 1).закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000, умение читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;

                     2). Упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие;

               3). Развивать умения находить доли числа, значения выражений с переменными;

                     4). Вычислять периметр многоугольника;

               5). Развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;

               6). На примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Оборудование: “цветочные часы” на доске, макеты часов у детей, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, “пчелиные соты”(у каждого ребёнка картонный шестиугольник).

Ход  урока:

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

II. Устный счет.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет –   завизжат”. Сомневаетесь в ответе?

  1). А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке убывания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.

                   (Примеры записаны на доске)

ы           4х8–27:3
Е            6х(89–83)+8
П            6х7+28
Ч            100–6х9
Л            90–(3х6+30)
70, 46, 44, 42, 23 /пчёлы/

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.

2).   -Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в день Св.Зосимы отмечали праздник пчелы. Согласно преданию Бог послал Зосиму и Савватия принести “Божью работницу” в землю Египетскую. День Св.Зосимы наступит30 апреля.  Посчитаем через сколько дней это произойдет? Я вам помогу. Сегодня 13 декабря, до конца декабря пройдет – 18 дней.  За декабрем идет мясяц-какой? В январе – 31 день, в феврале – 29 дней, в марте  - 31 день, в апреле – 30 дней.  Так через сколько же дней отмечали на Руси праздник пчелы? Вычислим удобным способом.

(На наборном полотне 18 +31 + 29+ 31 + 30 =139)

Праздник пчелы отмечают 30 апреля.

III. Сообщение темы урока.

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на «отлично». Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними , мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.

IV. Работа над закреплением пройденного материала.

1. Нахождение значений выражений с переменными.

– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их, найдя значения выражений с переменными.

– Каждому ряду нужно построить свой улей. Один представитель решает, а остальные следят за строительством и подтверждают правильность решения сигнальным квадратом (правильно – зеленый, неправильно – красный). Выполнив задание, вы имеете право открыть улей.

с

21

70

56

63

28

42

с: 7

 

 

 

 

 

 

 

в

90

72

9

63

81

54

в : 9

 

 

 

 

 

 

 

а

16

48

24

72

64

80

а : 8

 

 

 

 

 

 

Пока ребята работают у доски, выполните задание на смекалку: запишите решение выражением под мою диктовку.

 

2. Задание на смекалку.

– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)

 - Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.

3. Повторение нумерации в пределах 1000.

– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы,  входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.

– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (498, 999, 795.)
Напишите: предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на доске.
   
Запишите их в порядке возрастания. (Один человек работает на доске.)
   

 - Найдите лишнее число и подчеркните его.(1000)

 - Почему оно лишнее?  (Четырехзначное)

– Что можете сказать об остальных числах? (Трехзначные, во всех 9 десятков.)

4. ”Цветочные часы” - работа с моделями часов (устно)

– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”. На своих моделях часов вы должны показать мне время “закрытия” цветка.

На доске рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Учитель читает числовое выражение, ученики записывают их в тетрадь,  находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному. 

  • “Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = (20 часов)
  • “Мак” (5часов) 5 + 18 – 8 = (15 часов)
  • “Одуванчик” (6 часов) 6 х 10 – 45 = (15 часов)
  • “Картофель” (7 часов) 7 + (87 – 80) = (14 часов)
  • “Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = (19 часов)
  • “Календула” (9 часов) 9 х 10 – 74 = (16 часов)
  • “Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 38 – 30 = (18 часов)
  • “Фиалка трехцветная” (11 часов) 6 х 7 – 23 = (19 часов)

5.Физ. минутка

Пчелы трудятся весь день (махи «крыльями»)

И работать им не лень (грозят пальцем)

От цветка летят к цветку (машут «крыльями»),

Клеят на брюшко пыльцу (круговые движения по животу).

Хоботком нектар берут (наклоны вперед)

Много в улей принесут.

Будет пчелам чем питаться (движение руками, как ложкой),

Надо летом им стараться.

6. Решение задачи на нахождение доли числа (См. Учебник – с.67 №295).

– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о чем говорится в задаче?

                           Дает – 30 кг

                           Оставить – 2/5

                           Можно взять - ? кг

 

–Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать – сколько меда нужно оставить в улье. Как это узнать?

 Записываем 1 действие. (( 30 : 5) x 2 = 12(кг) –меда нужно оставить в улье.)

– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) Решаем дальше самостоятельно.

Записываем 2 действие. (30-12 = 18(кг)  -меда можно взять .)

(Последующая проверка решения и записи ответа.)

7. Физ.минутка:

Пчелки в ульях сидят…

                 упражнения снимающие напряжение с глаз.

8. Сравнение чисел, представленных в виде суммы разрядных в слагаемых.

– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.

а) За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько граммов нектара. А сколько – вы узнаете, записав число.  

В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц – (150). 

 - Представьте это число в виде сумы разрядных слагаемых ( 150 = 100 + 50).

б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).

– Сравните эти два числа. (150 < 300)

в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию?

В этом числе 2 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (240).

Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (240 = 200 + 40)

г) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км\ч. Движение её крыльев незаметно для нас, т.к. она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете. В этом числе 4 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует ( 440 взмахов в секунду ).

Запишите это число в виде суммы разрядных слагаемых ( 440 = 400 + 40 ).

– Сравните эти два числа (240 < 440).

9. Перевод единиц длины.

– Все пчелы летят на разное расстояние. Посмотрим, на сколько мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске, в сантиметры.(Один работает на доске, остальные в тетрадях.)

3м=__см
1м05см=__см
4дм 6см = __ см

10. Решение уравнений.

– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)

Х – 5 = 14             850-х=831(19)

 Х+15=4                х+157=183(26)

48 – а = 36            985+х=997(12)

После решения уравнений на доске открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье.

1).От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.

2). От 6 до 12 дней – кормит личинок и матку.

3). От 12 до 19 дней -  строит из воска соты.

4). От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.

5). В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.

6). В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

11. Нахождение периметра шестиугольника.

 ( Работа в парах )

– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?

– Найдите периметр самостоятельно.

12. Графическая матрица ( задание на развитие логического мышления).

http://festival.1september.ru/articles/104457/img1.gif

– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось. А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками? На обратной стороне правильно выбранной фигуры написано название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле.

– Вы сделали правильный выбор и теперь знаете, что памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений. 8 – расстояние свыше 1000 метров, 0 – до цветка не более 100 метров.

V. Подведение итога урока.

– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других , ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.

Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства – меда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.

VI.Домашнее задание

Уч. с. 82 № 365.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Интегрированный урок математика, окружающий мир 3 класс

Тема урока:  Закрепление. Решение уравнений.Чтобы путь был счастливым.Методы обучения:Словесные: беседа, работа с учебникомНаглядные: демонстрация, презентация,Практические: устные и письме...

Интегрированный урок «математика – окружающий мир» - "Решение задач и примеров. День Земли"

Разработка интегрированного урока по математике и окружающему мира в 3 классе....

Интегрированный урок. Математика + Окружающий мир 1 класс.

Урок математики в 1 классе 2 четверть по программе «Школа 2100» Тема: «Области и границы»Цель урока: Сформировать понятия области и границы....

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3.  Лес – это  интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...