урок Прямоугольник, квадрат.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pryamougolnik_kvadrat.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 2 класс. «Перспектива».Тема: «Прямоугольник. Квадрат» ( урок в компьютерном классе),

Большухина Н.В. г. Южноуральск, МОУ СОШ №3

Цели:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,

Развивающие: внимание, критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, проектор,

индивидуальные компьютеры у каждого ученика

презентация,

учебник «Математика» 2 класс «Перспектива»

« короны» для прямоугольника и квадрата.

набор разрезных геометрических фигур,

сигнальные карточки

слова: наш класс

звездочки: красные, синие и зеленые.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

3. Повторение.

4. Постановка темы урока. Целей урока.

5. Объяснение нового материала.

Стадия осмысления. Открытие новых знаний.

6. Закрепление.

7. Рефлексия.

8. Повторение. (дополнительно)

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно считать.

- Сегодня мы узнаем еще один секрет науки геометрии. А чтобы углубиться в науку, вспомним, что нам уже известно и ответим на несколько вопросов.

  1. Что можно оставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
  2. Какая линия может соединить три точки ?                                            
  3. Что получится  если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки?
  4. Что получится если циркулем обойти вокруг круга?
  5. Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности?

Что же это за наука геометрия,  и что она изучает?

Решите  круговые примеры и расположите числа в порядке убывания.  

          +42 =         у                        2 * 9 =    ы

        + 28 =       г                              - 25 =    р

         + 63 =           и                          + 30 =       ф

Давайте вспомним алгоритм решения круговых примеров.

- Кто решил правильно выражение, то соединив числа с буквами, узнает, что мы сейчас увидим.

100       98            70       60       35            18

ф  и  г  у  р   ы    

       

-  О чём мы будем говорить  на уроке?

- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

- Какие геометрические фигуры были использованы в задании?

- Посмотрите на фигуры.

( слайд №1) Что изображено? В какую группу их можно отнести?  Какая фигуры лишняя и почему?

- Кто может назвать оставшиеся фигуры? Они пришли к вам в гости.

Слайд №2

- Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать ее?

( слайд №3)

Как выдумаете, какова Цель нашего урока:

- дать понятия фигурам – прямоугольник и квадрат.

- научиться отличать их друг от друга с помощью их свойств.

а) Приём  «Верные  и  неверные высказывания»

Учитель.

- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

1

2

3

4

5

6

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»

Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». (слайд 40

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Дети заполняют таблицу.

Учитель.

- На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.

- Откройте учебник на стр.65. №1.

- Какой инструмент вам понадобится для определения прямого угла?

- Сформулируйте вывод, что такое прямоугольник.

- №2.

- Сколько равных сторон в прямоугольнике?

- Можно ли назвать фигуры справа прямоугольниками?

Почему?

- Можете ли вы дополнить определение, что такое прямоугольник, в связи с открытием нового знания?

 

- Чем отличаются прямоугольники слева от прямоугольников справа?

- Как по другому можно назвать прямоугольники справа? Почему?

- Сделайте вывод, что такое квадрат?

- Можно ли назвать квадрат прямоугольником?

- Тогда, я выдвигаю гипотезу:

Если квадрат можно назвать прямоугольником, то прямоугольник можно назвать квадратом.

- Докажите или опровергните ее.

- Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», поработаем в группах.

Повторим правила работы в группе.

Дети получают раздаточный материал с записью гипотезы.

- Вы на верном пути!

- Вы правы!

- Красивая мысль!

- А сейчас вы поработаете индивидуально на компьютере и выполните задание: зачеркните все лишние фигуры, оставив только прямоугольники.

( проверка на компьютере учителя.) Поднимите сигнальные карточки.

Поздравляю! Превосходный результат!

- Зачеркните все лишние фигуры, кроме квадрата.

( проверка на компьютере учителя).

Большое спасибо, отлично!

- Посчитайте, сколько на этом чертеже квадратов, а сколько прямоугольников.

- Спасибо. Твои успехи все заметнее.

- А сейчас превратите прямоугольник и квадрат в любой предмет в жизни. ( Где в жизни, в каких предметах встречается прямоугольник и квадрат?)

( проверка по компьютеру учителя)

- Умнички! Это интересно!

Давайте вспомним, что сегодня мы узнали на уроке. Составим схему.

- Большое вам спасибо! Я верила в ваши силы!

Возврат к вопросам.

- А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.

- Я снова  читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак.

 ( выполняют)

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните почему?

- По каким вопросам изменилось?

- Почему?

                                         четырёхугольник

                                         прямоугольники

                                                                                       

                длина

               ширина  

                                                         

Вернемся к целям нашего урока и посмотрим, удалось ли нам выполнить поставленные цели.

Выбор звездочек: ( последний слайд)

- Понял.

 Могу помочь другим.

- Нужна помощь.

- Было трудно.

- Начертить прямоугольник и квадрат в тетради.

Прямоугольник –

Длина= 5 см, ширина – 3 см.

Квадрат – со стороной 4 см.

Решение задачи №3. стр.66.

Работа над задачей:

- Назовите условие задачи.

- Вопрос задачи.

- Краткая запись.

- Главные слова, пишем краткую запись на доске.  

- Что такое сумма длин всех сторон прямоугольника?  

- Можем ли мы сейчас найти сумму длин всех сторон прямоугольника? Почему?

- Можем ли мы найти ширину прямоугольника?

- Можем ли мы найти сейчас сумму для сторон прямоугольника? ( Для этого нам надо вспомнить что такое прямоугольник и сколько у него сторон)

 

- Как?

- №4. Сложение и вычитание в столбик. Работаем у доски.

Дети улыбаются друг другу.

- точку

- прямая

 - отрезок

- окружность

- луч

Дети решают примеры и составляют ключевое слово.

Алгоритм:

- решаем первый пример.

- ответ первого будет началом предыдущего.

- соотносим цифры с буквами

- получаем слово.

- О фигурах.

- Наука, которая изучает геометрические фигуры, называется геометрия.

- Прямоугольник, овал, треугольник, квадрат, пятиугольник, круг.

- Четырехугольники.

- В середине.

- Потому, что у двух других углы прямые.

- ( Подготовленный ученик читает загадку)

Я давно знакомый твой.

  Каждый угол мой прямой.

  Все четыре стороны

  Одинаковой длины.

  Вам представиться я рад.

  Как зовут меня? ( квадрат)

-  Я – четырехугольник,

   Друзья.

   Углы прямые у меня.

   А стороны мои     Неодинаковой длины.

   Лишь противоположные

   Равны.

   Скажите, друзья,

   Кто я? ( прямоугольник)

Прямоугольник и квадрат.

- дети открывают учебник

- линейка

- Прямоугольник – это геометрическая фигура, у которой все углы прямые.

Измеряют стороны геометрической фигуры (прямоугольник и квадрат);

- Ребята отвечают на вопросы учебника:

- 2 пары.

- можно, т.к. углы прямые.

- Прямоугольник – это геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны и все углы прямые.

- Слева по 2 пары одинаковых сторон, а справа все стороны одинаковые.

- Квадрат.

- Квадрат – геометрическая фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые.

- Да, т.к. у него все углы прямые.

- 1. Работать тихо, не мешать другим.

2. Уметь слушать другое мнение.

3. Не спорить.

4.Работать дружно.

- Квадрат можно назвать прямоугольником, т.к. у него прямые углы.

А прямоугольник нельзя назвать квадратом, т.к. у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.

№1,6

№2

2 прямоугольника и 1 квадрат.

Лист бумаги – прямоугольник,

Телефон, книга, телевизор,

дверь

Квадрат – табурет, коробка, бумажный змей.

Дети вместе с учителем составляют схему.

Дети повторно отвечают на вопросы учителя.

Дети обсуждают, почему изменилось мнение по некоторым вопросам.

Стороны равны

Ответы ребят

- Дети выбирают звездочку. Отдают учителю и он подводит общий итог.

Дети чертят прямоугольник и квадрат в тетради по заданному размеру

После того, как начертили, взаимопроверка с помощью линейки.

Действие сложения.

- Нет, т.к. мы не знаем ширину прямоугольника.

- Можем, т.к.нам известно, что она на 15 см. меньше, чем длина.

- Да.

23+23+15+15

Дети решают примеры на сложение и вычитание в столбик у доски.

        

Личностные УУД

Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового.
 

Личностные УУД

Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового.
 

Метод эвристических вопросов.

Познавательные

-строить логические рассуждения, используя знания, умения и навыки.

Коммуникативные

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли,  

Деловая игра

Познавательные:

- осознавать и выполнять поставленную задачу.

- умение выявлять и решать проблему под руководством учителя при выполнении учебной задачи.

Личностные

- положительное отношение к учению и познавательной деятельности.

Регулятивные: (планирование)

умение в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Метод эвристических вопросов.

Познавательные

-строить логические рассуждения, используя знания, умения и навыки.

Коммуникативные

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли,  

Театрализация:

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

- участвовать в творческом, созидательном процессе.

Целеполагание:

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Прогнозирование

- умение в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование, как предвидение будущих событий.

Познавательные:

— определять геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник) и обосновывать своё мнение;

— определять различие прямоугольника и квадрата и обосновывать своё мнение

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Познавательные:

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Делать обобщения, выводы

Коммуникативные

- формулировать собственные мысли

- высказывать и обосновывать свою точку зрения

Ситуация успеха.

Личностные

- положительное отношение к учению и познавательной деятельности

Ситуация успеха.

Личностные

- положительное отношение к учению и познавательной деятельности

Творческая игра

Личностные

- участвовать в творческом созидательном процессе

Познавательные

- развивать творческое мышление

Познавательные

- умение выделять главное,

Использовать знаково-символические средства для решения задач

Ситуация успеха.

Личностные

- положительное отношение к учению и познавательной деятельности

Метод удивления

Ситуация успеха

Личностные

- положительное отношение к учению и познавательной деятельности

Регулятивные

- Контроль

- умение в сотрудничестве с учителем осуществить итоговый контроль

Коммуникативные :

— выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат".

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат" для 2 класса. Урок содержит конспект, презентацию, практический материал....

Конспект урока "Прямоугольник и квадрат"

Конспект урока по математике "Прямругольник и квадрат" по УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

План урока. Прямоугольник. Квадрат.

Актуализировать и упорядочит знания учащихся о прямоугольнике и квадрате. Формировать навыки изображения прямоугольника и квадрата. Развивать умение применять полученные знания и умения на практ...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...

презентация к уроку математики Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

презентация содержит информацию к уроку Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...