открытый урок "Радиус и диаметр"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Гаянэ Михайловна Гагульян

Задачи урока:

- Ведение новой терминологии: диаметр окружности – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр;

- Связь между радиусом и диаметром одной окружности;

- формирование УУД: работа с таблицей (в конкретном случае – с Таблицей сложения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_radius_i_diametr.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 «В»классе

По теме «Радиус и диаметр»

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №11 г.Туапсе

высшей категории

Гаянэ Михайловна Гагульян

2014 – 2015 учебный год

Тема: «Радиус и диаметр»

Задачи урока:

- Ведение новой терминологии: диаметр окружности – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр;

- Связь между радиусом и диаметром одной окружности;

- формирование УУД: работа с таблицей (в конкретном случае – с Таблицей сложения).

Пропедевтика: разряд тысячи.

Повторение: построение окружности с помощью циркуля, Таблица умножения ( первый столбик), отрезок прямой, алгоритм сложения столбиком.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, цель которой – построение алгоритма действий, состоящего из нескольких шагов, состоящего из нескольких шагов; практическое построение окружностей с помощью циркуля; объяснение нового материала по иллюстрациям учебника.

Учебно – дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, 3., цветные  и простые карандаши, линейка, циркуль, линейка и циркуль для работы на доске, Таблица сложений.

Вводная часть урока

Сообщаем новую тему урока – «Радиус и диаметр», открываем доску с чертежом и спрашиваем: а сможет ли кто-нибудь показать и назвать радиусы окружности (АО, ОС, ОД), диаметр окружности(АС)?

        А        В

        С

        Д

Продолжение урока

 Подтверждаем ответы детей: на чертеже три радиуса – АО, ОС, ОД. Два из них (радиусы АО и ОС) находятся на одной прямой, образуя отрезок АС, который называется диаметром.

Диаметр соединяет две точки окружности (А и С), которые находятся на одной прямой, проходящей через центр О.

Отрезок называется диаметром, если

1) соединяет две точки окружности,

2) проходит через центр этой окружности.

Можно ли отрезок АВ, который соединяет две точки окружности, назвать диаметром? (Отрезок АВ не является диаметром, так как он не проходит через центр окружности.)

Задание №1 (У-2, с. 49)

Предлагаем учащимся открыть учебник на с. 49, прочитать задание и наметить план (алгоритм) его выполнения.

Ожидаемый ответ, который уточняется в результате беседы:

1) надо построить окружность с помощью циркуля;

2) отметить центр окружности (добавляем: обозначив ее точкой О)

3) провести два радиуса так, чтобы они находились на одной прямой;

4) обвести отрезок прямой, образованный двумя радиусами (диаметр) красным карандашом.

Предлагаем выполнить задание самостоятельно, помогая тем, кто все еще не умеет работать с циркулем. (построить окружность радиусом 3 см.)

 «Во сколько раз нужно увеличить длину радиуса окружности, чтобы получить длину диаметра этой окружности?»

(В два раза.)

Формируется вывод: длина диаметра р 2 раза больше длины радиуса.

Повторяем этот вывод два-три раза в условиях индивидуального опроса.

Дополнительное задание (просим отвечать кратко, не вставая с места называем только ответы): чему равен диаметр, если радиус – 8 см?  6 см? 9 м? 10 дм? 7 см? 10 см? 4 см?5 дм?

Сообщаем детям, что в математике диаметр обозначается латинской буквой D (де), и записываем ответы детей на доске:

R =  8 см        D = 16 см                                                  R =  6 см        D = 12 см

R =  10 дм     D = 20 дм                                                  R =  9 м        D = 18 м

R =  7 см        D = 14 см                                                      R =  10 см        D = 20 см

R =  5 см        D = 10 см                                                      R =  4 см           D = 8 см

 

Задание №3(У-2, с. 49)

Учащиеся самостоятельно читают задание. Задаем вопрос: для того чтобы выполнить это задание, надо построить одну окружность или две?

(надо построить одну окружность, у которой радиус равен 3 см. Диаметр этой окружности будет равен 6 см, так как диаметр больше радиуса в 2 раза.)

Задание №4(У-2, с.50)

Учащиеся самостоятельно читают задание.

Просим желающих сформулировать задание своими словами.

Синхронно с ответами детей записываем на доске:

 =12 см          На сколько >?

 <   на 3 см

 

После того как план решения задачи будет разобран устно, предлагаем выполнить вычисления самостоятельно.

Даем время на выполнения задания, проверяем на доске вычисления:

 = 12 – 3 = 9 (см)             2) = 12 см · 2= 12 см + 12 см = 24 см

3) = 9 см · 2= 18 см            4) 24 – 18 = 6 (см)

Как только решение задачи в четыре действия будет найдено и вычислено, целесообразно предложить обучающимся рациональный способ решения этой задачи в одно действие.

-Чему равна величина разностного сравнения радиусов первой и второй окружностей? (3 см)

-А во сколько раз диаметр окружности больше радиуса? (В два раза.)

- во сколько раз величина разностного сравнения диаметров двух окружностей будет больше величины разностного сравнения радиусов этих окружностей?(В два раза.)

Величина разностного сравнения радиусов двух окружностей – 3 см.

Величина разностного сравнения диаметров двух окружностей в два раза больше, то есть

 3 · 2= 6(см).

Задание №5(Т-2, с.24)

Задача 2

Сами читаем задачу и синхронно строим схему.

Просим повторить задачу по схеме.

Устно разбираем план решения задачи.

-находим количество страниц во второй книге,

-затем количество страниц в первой и во второй книгах.

выполнить вычисления самостоятельно, используя способ сложения столбиком.

Даем время на выполнение задания, помогая тем, кто все еще не освоил прием сложения столбиком с переходом через разряд.

Просим проверить вычисления, сравнивая их с образцом на доске и исправить ошибки, подчеркнув их красным карандашом.

         

Ответ: 1292 страницы.

Задание на дом: №5 – устно, №6 (У-2, с. 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...

конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности

конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...

Проверочная работа по теме "Окружность. Диаметр, радиус окружности"

В данной работе представлены два варианта комбинированных проверочных работ по теме "Окружность", 2 кл. по курсу "Математика и конструирование"(авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина")...

3 урока математики: "Радиус", "Диаметр", "Повторение.Радиус. Диаметр."

Эзлекле,бер-берсенә бәйле итеп үткәрелгән 3 дәрестә эзләнүле эшчәнлек вакытында укучылар әйләнәнең радиусы,диаметры белән танышып,аларның үзлекләрен ачыклыйлар, әйләнә белән түгәрәк арасындагы аерманы...

Открытый урок по математике в 4 классе по теме "Окружность. Круг. Радиус. Диаметр" УМК "Перспектива"

В данной разработке урока,  составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК "Перспектива", представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальн...

Открытый урок на тему: Диаметр. Окружность. 3 класс, математика.

Фестиваль открытых уроков  декабрь  2017гКласс:  3классПредмет: МатематикаМесто проведения: МБОУ СОШ №3 г. ЧаданаПроводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов...