Доклад на тему: «Применение уровневой дифференциации в образовательном процессе»
план-конспект урока по теме

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Применение уровневой дифференциации

в образовательном процессе»

Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н.Гернет

 Актуальность темы
       Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.  Я обучаю  детей с разным уровнем развития и  ищу модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня я нахожусь в  поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
    Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только "лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.
        Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.
       Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
     Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

 
Целевая линия
      Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
          Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
          Важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов, и решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.
      Характерными чертами уровневой  дифференциации являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
•    выявление отставаний в ЗУН;
•    ликвидацию их пробелов;
•    устранение причин неуспеваемости;
•    формирование интереса и мотивация к учебе;
•    дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.
       Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
•    по уровню умственного развития (уровню достижений);
•    по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
           Основная цель использования  мной  технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
             Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками.
            Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:
•    создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
•    активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
•    обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).
        Для разноуровневого обучения использую:
•    Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
•    Альтернативные задания для добровольного выполнения
•    Задания, содержание которых найдено учеником
•    Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности   

Направления моей работы
       Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.
       Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.
      Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.
     Создание атмосферы сотрудничества.
     Используемая технология:
Проблемная.
      В своей работе применяю следующие формы работы:
1. Работа в парах
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
       Используемые методы:
•    Частично-поисковый
•    Игра
•    Самостоятельная работа
•    Метод тестов
•    Объяснение, беседы.
•    Метод активизации познавательной деятельности.
         Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
         Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
повышением интереса к получению знаний. 
        Математика
Исходя их общих требований по курсу математики,  предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: "Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника”
  Хочу предложить вам самостоятельную работу по математике:
- Мною разработаны  разноуровневые самостоятельные работы по математике по теме «Задачи на движение»

Задание №1
Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.

3-й уровень
Реши задачу: "Два отряда вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков. Один шел со скоростью 4 км/ч, другой – 3 км/ч. Через 2 ч они встретились. Какое расстояние между поселками?”

2-й уровень
Составь обратную задачу

1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.
 
Цель: развивать мышление, вычислительные навыки
3-й уровень
 
Найди значение выражения:
80 – (8 + 7 • 6) =

2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано  трехзначным числом.

3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3
 
Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.

1-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень
Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

    Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
Задача. Туристы ехали на автобусе 3 часа со скоростью 80 км/ч. Потом шли пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они преодолели?
Реши задачу по действиям.
Запиши решение задачи выражением.
Какое расстояние преодолели туристы, вернувшись обратно?

    Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:
•    учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
•    стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
•    дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
            Перспективы развития технологий разноуровневого обучения.
     Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др.
    Главное в этой работе - систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Знание характерных ошибок позволяет мне изучить причины их возникновения. Это позволяет использовать оптимальные способы работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Такая работа позволяет мне выявлять индивидуальные особенности  учеников.

     Важно и то, какие направления следует выделить при работе с определенными детьми. При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы индивидуализации обучения через систему дифференцированных заданий на всех этапах урока, что позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.

Список литературы:
1.    Трофимова Н.М.  Дифференцированный подход к учащимся при решении задач. Журнал «Начальная школа» №12. 1971. С. 37-40.
2.    Баринова   О.В.   Дифференцированное   обучение   решению   математических задач. Журнал «Начальная школа» №2 1999.
3.    Бударный А.А.  Индивидуальный подход в обучении.  Журнал  «Советская педагогика» №7. 1965. С. 70-83.
4.    Бутузов   И.Т.    Дифференцированное   обучение   -   важное   дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М.: Просвещение, 1968.
5.    Горбунов   П.И.   Из   опыта  индивидуального   изучения   учащихся.   Журнал «Советская педагогика» №7. 1953. С. 33-40.
6.    Кириллова Е.Ю. О способе организации дифференцированного обучения на основе внутренней позиции учащихся: Новые исследования в педагогических науках. Журнал «Советская педагогика» №8. 1973. С. 43-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Доклад "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"

Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника....

доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"

Использование компьютерных технологий обучения в наше время....