Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»
статья (1, 2 класс) на тему

Соловьева Ирина Владимировна

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_i.v._igry-predpolozheniya_2.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ ЦО №1816

Соловьева И.В.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

 “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская .

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.  Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.  Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

 Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся :

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы  (игры-диалоги).

 Образовательный  проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

 

Содержание проекта

Актуальность и социальная значимость проекта.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

 В настоящее время, в рамках осуществленных реформ одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости, поиска методов обучения, которые бы учитывали реальные возможности младших школьников. Одним из таких средств можно рассмотреть дидактическую игру.

Цель  проекта

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся начальной школы через использование игр-предположений на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи поекта

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Выявить особенность игры-предположений.
  3. Разработать план проведения  игр-предположений на уроках и во внеурочной деятельности.

Теоретическая база.

В педагогической науке данная проблема освещена в работах  В.Л. Сухомлинского, Л.С.Выготского, Ш.А. Амонашвили, Д.Б.Эльконина и др. ученых. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность, которая не имела  отношения к обучению. Последние исследования позволяют педагогам использовать дидактические игры как форму обучения.

Принципы проекта

Реализация системного подхода. Все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии. Использование современного информационного пространства для всестороннего раскрытия содержания проекта. Применение мозгового штурма, диалога, дискуссий для выработки общих проектных позиций. Использование эффективных педагогических форм и методов для включения обучающихся в  игровую деятельность.

Методы проекта

Эвристический, проблемный, исследовательский

Описание содержания проектной деятельности

Игры-предположения. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Начиная игру, учитель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?» Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д.,  некоторые дети высказывают, исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать — например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает учитель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы». Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие — врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру учителя), третьи — отдавая дань любви к учителю, хотят быть тоже учителями. Есть и такие, которые хотят, чтобы было много у всех мороженого. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга, активно вступать в диалог.

Во внеурочной деятельности на занятиях «Работа со словом» учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу: «Что было бы, если…»

– дельфины могли разговаривать?
– солнце стало синим?
– у мальчишек не было карманов?
– исчезли все кнопки?
– люди перестали разговаривать?
– не было ручек и карандашей?
– дневник умел разговаривать?
– сбежали все учебники?
– каникулы длились 9 месяцев в году?
– футбольный мяч научился говорить?
– боксерские перчатки сделали из шоколада?

Организация дидактических игр осуществляется педагогом, по мнению Удальцовой Е.И., в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Руководя игрой, учитель использует различные средства воздействия на детей и сам выполняет соответствующие роли. Порой он становится прямым участником игры, а иногда через роли, игровые действия, игровое правило незаметно для детей, направляет игру, поддерживает инициативу детей, радуется их победам. Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь. Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…  Например: «Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел», «Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”».

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка  младшего школьного возраста. Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает  саморегуляцию,  укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Сроки и этапы реализации проекта.

Проект долгосрочный, реализуется по следующим этапам.

1 этап - организационный (2013-2014 уч. год)

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение и анализ научной литературы.

Диагностика творческого потенциала личности.

2 этап - основной (2014-2016 уч. годы)

Составление календарно-тематического плана работы для каждого года обучения. Создание условий для реализации проекта. Проведение экспериментальных мероприятий.

3 этап - итоговый: презентация проекта.

Ожидаемые результаты.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности игр-предположений  создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей, что соответствует требованиям ФГОС начального образования..

Критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Творческие достижения обучающихся в проектной деятельности.

Содержание формирования образовательных поликультурных и культурных компетенций.

Развитие информационно-коммуникативных компетенций.

Содержание собственного педагогического опыта.

Методы оценки эффективности проекта.

Наблюдение, тестирование, опросные методы.

Основные виды ресурсов.

Информационные, специальная литература; иллюстративный материал; методическое  и технологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Технические: техническое и информационное обеспечение.

Состав участников: 3-4 класс.

Список использованной литературы.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!;  М., 1983.
  2.  Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры.
  4. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11
  5. “Игры и игровые задания на уроках  природоведения»– «Начальная школа», 1994/3
  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Поэтому учитель должен педагогически грамотно применять средства информат...

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе в начальной школе

Наиболее современной формой активных методов в образовательном процессе являются интерактивные методы обучения.Надо управлять не личностью, а процессом ее развития....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...