Главные вкладки

    Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе в начальной школе
    методическая разработка на тему

    Аранова Лариса Очировна

    Наиболее современной формой активных методов в образовательном процессе являются интерактивные методы обучения.Надо управлять не личностью, а процессом ее развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл interaktivnye_metody_obucheniya.docx25.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аранова Лариса Очировна

    Учитель начальных классов

    МБОУ Лицей №7 г.Саяногорск

    Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе в начальной школе.

                В настоящее время развитие творческой личности в школе является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с максимальной скоростью. Объём информации удваивается, знания устаревают быстрее, чем человек может их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой личности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Главным условием этого является повышение у учащихся познавательного интереса к предметам. Это положение является одним из важных в концепции модернизации Российского образования.

             В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, более эффективных методов и форм работы в начальной школе. Исходя из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», следует, что необходимы такие образовательные технологии, которые отдают предпочтение формам обучения, призванным содействовать формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов.

    Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности. Это значит, что только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных детей разные.

               Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения. Считается, что наиболее современной формой активных методов (многосторонних форм общения в образовательном процессе), являются интерактивные методы обучения. Занятия целесообразно проводить с использованием интерактивных методов обучения, которые бы заставляли детей активно взаимодействовать с педагогом и другими детьми.

             Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что главным в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

    Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.

    Интерактивный – означает способность взаимодействовать, вести беседы, диалоги с кем-либо или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

    Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и говорить по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы.

    В одной китайской  притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

    При использовании интерактивных методов каждый ребёнок становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт важен всем. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся  к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

    Интерактивные формы проведения занятий:

    -пробуждают у учеников познавательный интерес;

    - поощряют активное участие каждого ребёнка в учебном процессе;

    - обращаются к чувствам каждого ученика;

    - способствуют эффективному усвоению учебного материала;

    - формируют у учеников своё мнение;

    - формируют жизненные навыки;

    - способствуют изменению поведения.

                  Организация интерактивного обучения требует своих правил.

    • В работу должны быть вовлечены все ученики.
    • Надо позаботиться о психологической подготовке детей. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации всех детей.
    • Детей не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
    • Подготовка кабинета для работы. Кабинет должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для учеников должен быть создан физический комфорт.
    • Четкое соблюдение времени, уважать мнение других детей, дать возможность высказаться всем.
    • Деление на группы может быть: случайным, добровольным, по каким-то признакам (в зависимости от цели занятия)

    В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых методов и приемов обучения. Для начальной школы можно выделить следующие их группы.
    1. Интерактивные методы для актуализации знаний и пробуждение интереса к получению новой информации:

      - метод «мозговой штурм»;

      - метод «кластер»;

      - перепутанные логические цепи;

      - проблемные вопросы;

      - метод «приветствий»;

      - метод «земля, воздух, огонь и вода»;

      - обучающие игры;

      - работа в малых группах.

    2. Интерактивные методы, способствующие осмыслению новой информации, т.е. ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания:

    - метод проектов;

    -метод шести думательных шляп;

    -метод ПМИ: плюс, минус и интерес;

    - метод «фруктовый сад»:

    - работа в малых группах.

    3.Интерактивные методы, способствующие размышлению учащихся , т.е. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулированию вопросов для дальнейшего продвижения в знаниях:

    - метод «сиквейн»;

    - метод «кубик» (методика Н.Зайцева);

    - метод «рыбий скелет»( фишбоун);

    - метод «творческая мастерская»;

    - работа в малых группах.

                                                                   

    Рассмотрим некоторые из них.

    Работа в малых группах – это одна из самых популярных форм, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

    При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими.

    Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного собирания  идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.

    Метод приветствий- для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы можно начать занятие с упражнения «Поздоровайся глазами». При этом постараться глазами показать, какое сегодня настроение. Также на этом этапе можно использовать и такие методы, как «Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Дружеское рукопожатие». Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

    Метод «Фруктовый сад». Цель его выявить ожидания и опасения детей на уроке. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них  деревом. Одно дерево подписано «Лимонное дерево», второе – «Яблоня». Так же ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные лимоны и яблоки. Учитель предлагает ученикам попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, cтиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Предполагаемые опасения ученики записывают на лимонах, а ожидания – на  яблоках. Затем, каждый подходит к соответствующим деревьям прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как фрукты окажутся на деревьях, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения опасений и ожиданий.

    При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему учеников – из “контролирующего органа” учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с ними. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у учеников. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО (активных методов обучения). Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

    Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Ученик с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.

                   Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных направлениях: 

    формируют положительную учебной мотивацию; повышают познавательной активности учащихся; активно вовлекают детей в образовательный процесс; стимулируют самостоятельную  деятельность; развивают  познавательные процессы – речь, память, мышление; позволяют эффективно усваивать большой объема учебной информации; развивают  творческие способности и нестандартность мышления; развивают  коммуникативно-эмоциональную сферы личности ребёнка; раскрывают  личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка и определяют  условия для их проявления и развития; развивают навыков самостоятельного умственного труда; развивают универсальные навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

           Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

    XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

    Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

    Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате к...

    Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

    Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

    Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

    Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

    Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе

    Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения...