Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе
статья (4 класс) на тему

Валентина Николаевна Олейникова

        Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Поэтому учитель должен педагогически грамотно применять средства информатизации в обучении.  ИКТ — открывают учителям новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания школьников, позволяют совершенствовать учебный процесс, повышают эффективность и улучшают уровень владения полученной информацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Mesto_IKT_v_obrazovatelnom_processe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олейникова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,

МОУ «Основная общеобразовательная школа №2 г. Котовска».

Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе.

      (Слайд№1) Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Поэтому учитель должен педагогически грамотно применять средства информатизации в обучении.

      (Слайд№2) ИКТ — открывают учителям новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания школьников, позволяют совершенствовать учебный процесс, повышают эффективность и улучшают уровень владения полученной информацией.

      (Слайд№3) Я полагаю, что достоинства использования  информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности. Дидактические достоинства  уроков-презентаций – это создание  эффекта  присутствия: «Я это видел!», у учащихся появляется ощущения подлинности, реальности событий,  интерес, желание узнать и увидеть больше.

(Слайд№4) Компьютер в начальной школе может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Яркими примерами использования презентаций Microsoft PowerPoint:

  • (Слайд№5,6,7)при объяснении нового материала служит урок математики по теме «Доли и дроби», проведённого в 3 классе, а также (Слайд№8)урок литературного чтения М.Ю.Лермонтов «Бородино» в 4 классе. Презентации позволили поддерживать  активность детей на протяжении всего урока, а анимация вызвала массу положительных эмоций у детей.
  • (Слайд№9)при закреплении пройденного материала – урок окружающего мира по теме «Разнообразие животных» в 3 классе. Во время урока дети закрепляют знания классификации животных,  их групповых признаков. (Слайд№10)Информационные технологии в данном уроке позволяют закрепить полученные знания, развивают фантазию и воображение, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делают урок более ярким, наглядным.
  • (Слайд№11)при повторении - урок окружающего мира, проведенный мною в 4 классе по теме «Органы чувств». На уроке повторялись как названия органов чувств, так и их функции. (Слайд№12)Презентация же позволяет быстро и доходчиво показывать вещи, которые невозможно передать словами.
  • (Слайд№13)контроль знаний, умений и навыков, с использованием компьютера можно наблюдать на уроке русского языка по теме «Текст». (Слайд№14)Использование ИКТ позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

(Слайд№15) В настоящее время существует различное множество электронных средств обучения. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Работая по математике с тренажером — «Семейный наставник. Математика. Начальная школа» и «Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа», учащимся предлагаются разные режимы работы: обучение, тренировка, контроль. С такими программами мои учащиеся, имеющие дома компьютер, работают индивидуально.  Результат: при написании диктантов по русскому языку уменьшилось количество ошибок в словах с непроверяемым написанием, а по математике — в устных вычислениях.

        (Слайд№16)Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для проведения классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

В своей  работе при проведении внеклассных мероприятий с родителями и детьми  часто применяю ИКТ. 

Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. (Слайд№17) Примером может служить проект «Мой родной город», выполненный учащимися 4 Б класса, ныне это 7 Б класс. Сейчас мы готовим с детьми проект «Солдаты моей семьи», посвященному Дню защитников Отечества.

      Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Например, только в этом учебном году были проведены мероприятия с использованием ИКТ:

  • (Слайд№18)октябрь 2008 г. – классный час «Наши любимцы», где дети рассказывали о своих домашних питомцах и узнавали что-то новое о них.
  • (Слайд№19,20)ноябрь 2008 г. – семейный праздник «Когда все вместе», посвященного году семьи и дню матери.
  • (Слайд№21)ноябрь 2008 г. – родительское собрание «Какие мы воспитатели?»
  • (Слайд№22,23,24)декабрь 2008 г. – классный час «Государственная символика России»
  • (Слайд№25,26)январь 2009 г. –  классный час « Подвиг Ленинграда»

             Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому человеку. (Слайд№27)Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть занимает всё более крепкие позиции в современном мире.

       Школа  стремится  показать  свою  визитную  карточку  через  собственный  сайт,  иметь  свои  странички  в  глобальной  сети  Интернет,  обмениваться  опытом,  сотрудничать  с  другими  школами. 

     Имея  собственный  сайт,  наша школа  прежде  всего  пытается  установить  тесный  контакт  с    семьями учащихся.  Сайт,  созданный  школой,  прежде  всего  направлен  на  широкий  круг  пользователей  Интернета  - это  учителя,  учащиеся  и  родители.  (Слайд№28)Через  школьный  сайт  учителя  стремятся  привлечь  учащихся  и  родителей к совместной  работе:  довести  полную информацию из  жизни  школы,  возможность общаться, обмениваться опытом, совместно с родителями решать  проблемы воспитания детей, способствовать развитию познавательных и творческих  способностей  учащихся. Стремление ученика и родителя увидеть родную школу, представленную в сетевом сообществе, «попасть» на сайт в результате своей плодотворной творческой деятельности становится новым мощным фактором влияния на личность.

        (Слайд№29)На сайте нашей школы в разделе «Документы» родители могут найти устав школы, приказы, положения, т.е. официальные документы; сведения о детях и педагогическом коллективе.  В разделе «Новости» нашего сайта можно посмотреть оценки своего ребёнка, узнать результаты олимпиад. (Слайд№30)Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. С появлением школьного веб-сайта родители имеют возможность познакомиться с лучшими творческими работами детей, найти адреса других образовательных сайтов, прочитать объявления о школьных мероприятиях, могут найти материалы по интересующим их вопросам, проблемам образования и воспитания.

          (Слайд№31)В заключение хочу отметить, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей и для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

Современный образовательный процесс в начальной школе

Начальное общее образование является  первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации н...

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...