урок математики 3 класс Петерсон "Переменная"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

урок математики в 3 классе по программе Петерсон  тема урока: "Переменная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peremennaya_urokprezentatsiya.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №24  города Тулы

Конспект открытого предметного

 учебного занятия

по предмету «Математика»

в 3 Б классе

Тема «Переменная»

по учебнику Л.Г.Петерсон

Cоставила   Глаголева Алла Львовна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                        высшей категории

                                                                                        МБОУСОШ № 24 города Тулы

20 января 2015 год


Тема: Переменная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная.

Цели урока: Деятельностная цель:организовать процесс  самостоятельного построения детьми   открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми  приема замены   нескольких числовых выражений одним выражением с переменной; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма  и умению применять его в решении задач.

Задачи урока: Образовательные: 1) ввести в активный словарь понятия переменная, значение переменной; выражение с переменной 2) формировать умения составлять предложения и выражения с переменной; находить значения выражений при данном значении переменной 3) развивать алгоритмический стиль мышления: умение составить алгоритм и умение работать по готовому алгоритму.

4) отработать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений с комментариями по компонентам действий, решения задач. Развивающие:  -развитие математической речи;  -развитие внимания;  -развитие логического мышления.-развитие кругозора. Воспитательные: - воспитывать интерес к математике; -воспитывать самостоятельность; - воспитывать желание преодолевать трудности.

Предметные результаты:

- сформировать представление о переменной;

- учить составлять выражения с переменной, находить значение выражений с переменной;

- совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;

- закрепить изученные табличные и внетабличные случаи умножения и деления, приемы умножения круглых чисел;

- тренироваться решать уравнения.

Метапредметный результат: Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения;

логические–анализ объектов с целью выделения существенных признаков,  самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.      

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная),  индивидуальная.

Средства обучения:  для учителя: «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсон изд. «Ювента»2014 г, проектор,  компьютер, экран; для учащихся:учебник

Демонстрационный материал: презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Универсальные

учебные

действия

Мотивация к учебной деятельности

Учитель предлагает прочитать записанное на доске предложение

слайд 1

«Нас ждут великие дела!».

  • Какие великие дела сейчас вам предстоит совершить на уроке? (Узнавать новое, учиться.)
  • Мы сегодня пройдем 2 шага учебной деятельности – поймем, что мы еще не знаем, затем попытаемся сами найти способ открытия новых знаний.

 слайд 2

  • А начнём мы открывать новое знание с  повторения.

Подготовка класса к работе: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

слайд3

  • Какая запись на доске лишняя? (5 + 3 = 8 – это равенство, а остальные записи- выражения.)

слайд 4

  • На какие группы можно разбить эти выражения? (Частные и разности, числовые и буквенные выражения.)

  • Какие выражения называются числовыми и буквенными?

  • Назовите буквенные выражения. Назовите числовые выражения.

слайд 5

  • Попробуйте эти выражения записать одним общим выражением.
  • В чем возникли трудности? ( Мы не знаем, как выполнить задание, как записать выражение в общем виде).

Какова цель урока?  ( Научиться записывать несколько числовых выражений одним общим). слайд 6

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания.

Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания.

Познавательные:

логические - анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

оценивание своих знаний.

Открытие нового знания

слайд 7

  • Какой компонент деления в записанных выражениях не меняется? (Делимое).
  •  Какой компонент деления меняется? (Меняется делитель).

Вы сказали, что делитель меняется, он как бы изменчивый, переменный. Какое название можно дать этому компоненту? ( Переменная).

  • Молодцы, это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
  • На доске появляется карточка со словом переменная.
  •  В математике величина, которая меняется, называется переменной. Переменная обозначается любой буквой латинского алфавита. 
  • Посмотрите на доску и назовите буквенное выражение.( х : 5).  
  • Использовалась ли в записи переменная? ( Да).
  •  Какая это переменная? ( Переменная х)
  •  Каким компонентом действия является переменная х?( Делимым).
  • А какой компонент действия не меняется? ( Делитель не меняется, он равен 5).
  • А теперь вы можете выполнить задание, которое вызвало затруднение? Напоминаю задание. Запишите выражение с переменной, которое заменит все выражения, записанные на экране.

слайд 8

12 : а, 12 : х, 12 : с.

Учитель записывает выражения на доске.

  • Посмотрите, как интересно: у вас получились разные выражения с переменными. Давайте проверим, правильно ли они составлены.
  • Объясните, почему во всех выражениях есть число 12?( Этот компонент действия не менялся.)
  •  Почему делитель у вас обозначен буквами латинского алфавита? ( Потому что переменную мы можем обозначить любой буквой латинского алфавита)
  •  Значит, все записи верны.
  • А какие значения принимает переменная? ( 1, 2, 3, 4, 6, 12)
  •  Числа, которые подставляют вместо переменной, называют значением переменной.

На доске появляется карточка со словами значение переменной.

На доске:

12 : 1 12 : 2 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Выражение с переменной: 12 : а Переменная а

Значения переменной а  {1, 2, 3, 4, 6, 12}

  • Подведем итог. Какие числовые выражения вы составили? ( 12 : 1, 12 : 2, ...)
  •  Каким общим выражением вы заменили шесть числовых выражений? (12 : а).
  •  Как оно называется? ( Выражением с переменной).
  • Назовите переменную в данном выражении. ( Переменная а.)
  •  Назовите значения переменной. ( 1, 2, 3, 4, 6, 12)
  • Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой. (Научиться записывать нескольких выражений одним с помощью переменной).

слайд 9

Определяют и формулируют проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем.

Составляют план достижения цели.

Формулируют тему урока.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

формулирование познавательной цели.

Логические:

формулирование

проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Первичное закрепление во внешней речи.

  •  Дальше мы с вами закрепим новое знание и потренируемся его применять.
  • Переменная используется не только в математике и не только с математическими выражениями.

слайд 10,11

  1. Учитель предлагает выполнить задание № 2,3,4,5,стр.65 - фронтально. Учащиеся комментируют по шагам.

слайд 12 для №5

  1. Учитель организует выполнение задания № 1 стр.65– в парах. Ученики по очереди проговаривают друг другу шаги алгоритма по ходу выполнения задания.

Ученики выполняют задания по вариантам. Сначала один ученик выполняет задание первого варианта, а его сосед слушает и проверяет правильность; а затем ученики меняются ролями.

На доске:

Вариант 1. С. 65, № 1 (а).

Вариант 2.  С. 65, № 1 (б).

  • Проверяем работу в парах по вопросам:1. Какие значения может принимать переменная в предложении: В моем портфеле лежит а?

 2. Какие значения может принимать переменная в предложении: В школьном буфете продают y.

Составьте алгоритм замены нескольких числовых выражений одним выражением с переменной. Расположите карточки в нужном порядке.

 слайд 13

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль,

оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Алгоритм перед нами. Дальше я хочу проверить, хорошо ли вы усвоили новое знание.
  • Учитель предлагает задание для самостоятельной работы № 7,8 стр.66
  • Выполните это задание.
  • Сейчас надо проверить работу.
  •  Проверять работу будем по образцу.

слайд 14

 «я читаю х»

х ∈ {книга, газета, журнал}.

«у дружит с Таней»

у ∈ {Катя, Миша, Нина}.

  • У кого возникло затруднение? В чем? У кого были ошибки?
  •  Что вам нужно сделать, чтобы их избежать? (Еще потренироваться.)
  •  А тем, у кого не было ошибок, нужно потренироваться? (Да, нужно. Для выполнения более сложных заданий)

Самостоятельная работа. Учащиеся осуществляют проверку, сравнивая с эталоном.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

  • Буквенные выражения часто встречаются в математике.

слайд 15

  • Посмотрите на экран, что это за записи.(Свойства арифметических действий)
  • Опираясь на эти свойства, давайте выполним задания № 9,10,11,12 страница 66.

слайд 16  для №11

слайд 17 для №12

  • В каких заданиях мы можем встретить переменную? (В уравнениях, в задачах)
  •  Сегодня мы поупражняемся в решении уравнений, выполняя №14 стр.67.
  •  В чем отличие уравнений в первом столбике от уравнений во втором столбике? ( В первом столбике уравнения на сложение и вычитание, а во втором на умножение и деление.)
  •  Давайте решим уравнения второго столбика.
  • Выполняя различные задания сегодня на уроке, вы узнали над чем вам надо ещё поработать, потренироваться.
  • А где и когда вы можете это сделать? (Дома, при выполнении домашнего задания.)
  •  Домашнее задание будет следующим: №14а,15б стр.67.
  •  В каких еще заданиях вы могли бы встретиться с переменной? (В задачах.)
  •  На следующем уроке нам предстоит работа с задачами.

Личностные:

самоопределение.

Познавательные:

 умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • В конце урока  нужно подвести итог.
  • Какие новые математические понятия встретились на уроке?          ( Переменная и значение переменной).
  •  Какую совместную цель мы ставили на уроке?  (Научиться записывать несколько числовых выражений одним выражением с переменной).
  •  Мы достигли цели урока? Да.
  • Оцените свою работу на уроке, свои знания по новой теме.

слайд 18

  • Я думаю, что сегодня все могут поздравить себя и друг друга с успехом, которого вы все добились в открытии нового знания.

  •  Урок окончен. Спасибо за работу.

слайд 19

Учащиеся осознают  и оценивают   уровень   и  качество усвоения нового материала.

Личностные:

оценивание своих знаний,исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Литература:

          1.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в            

           развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА

           2.Петерсон Л.Г.: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ  

          школьных технологий, 2012.

3.Петерсон Л.Г.:Программа для апробации надпредметного курса «Мир    

деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

4.Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 3 класс.Изд-во «Ювента»,2012.

             5.Петерсон Л.Г. «Учусь учиться»  изд. АПК и ППРО Москва, 2012.

6. Тараканова О.В.«Решения, ответы, комментарии к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс» изд «Первое сентября» Москва, 2012г

7. Учебник «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсон изд. «Ювента» 2011 г

8.Петерсон Л.Г., Невретдинова А.А.. Т.Б. Поникарова  Самостоятельные и контрольные работы для 3 класса Вып.1/1 и ½ - М.:  Ювента 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...