Открытый урок по математике. Образование чисел от 11 до 20.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Валентина Геннадьевна Макарова

Урок-путешествие по русской народной сказке "Колобок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_obrazovanie_chisel_ot11_do_20.odt24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1  классе по теме "Числа от 11 до 20" 

Тема урока: « Образование чисел второго десятка. (2 урок)».

 Уровень образования школьников: 1 класс (ФГОС)

Форма урока: урок-путешествие

Цели и задачи урока:

  • повторить последовательность и образование чисел второго десятка;
  • развивать вычислительные навыки, умение решать задачи;
  • развивать внимание, творческую активность через игру прививать интерес к математике;
  • воспитывать доброту, чуткость, сострадание, стремление оказать помощь, творческую активность.

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других.
  1. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  1. Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
  1. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
  2. Регулятивные УУД
  1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
  1. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  1. Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

  1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
  1. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
  2. Формируем чувство сострадания и сопереживания.
  3.  Формируем интерес к устному народному творчеству.

Технологии, приемы и методы, используемые  на уроке: игровая, информационно-коммуникационная, обучение в сотрудничестве,  здоровьесберегающая, словесная и экспертная оценка, наблюдение, анализ работ, технология учебной ситуации.

Оборудование: компьютер, карточки с цифрами, учебник, тетрадь.

Ресурсы: листы с заданиями, медаль, смайлики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал вас на урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.

  1. Психологический настрой.
  • А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
  1. Введение в урок.

Сегодня мы  не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.

Кто же это?

Дети: - Колобок!  ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)

  • Ребята, я как-то вместе с вами  читала  сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
    – Что обычно побеждает в сказках?   ( Добро.)
    – А в сказке «Колобок»?   ( Зло.)
    – Как вы думаете, почему?
    – Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.
    – Давайте предложим Колобку дружбу и  пригласим  к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.

II.Актуализация опорных знаний.

Захотелось бабке с дедом
Колобок испечь к обеду.
Вот испекся Колобок,
Разрумянен правый бок.
Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.

  • Посчитаем вместе с ним.( Вывешивается созвездие Большая медведица)

И тут Колобок увидел созвездие:
По какому признаку можно объединить звезды? (Цвет, форма, размер)    Сколько звёзд в этом созвездие ?   (7)

Минутка чистописания 7 ( Самоконтроль)

Кто помнит как назывется это созвездие?  

Вместе с колобком выполним следующее задание:

На карточке записаны примеры  (вычислите и найдите лишний пример)        

4+3=

2+5=

10-2=   Прочитайте по-разному математическим языком;

            ( в паре) составьте задачу по выражению.

8-1=              
Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?

          -Что повторяли? Для чего?

Надоело Колобку
На одном лежать боку.
И решил он погулять,
Еще больше мир узнать.

III. Физкультминутка

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте.Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны-

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз- два- три- четыре- пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

IV. Самоопределение к деятельности.

По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит.
Говорит ему Косой:
«Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.                                                                                                                                                                

Ты с числами всех новыми

Познакомь, попробуй!»

Ребята, послушайте стихотворение.

Всё, что вижу во дворе я,

Всё,что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикообраз-

Это раз.

Чистит пёрышки сова-

Это два.

Третьей стала росомаха,

 А четвёртой черепаха.

Серый волк улёгся спать-

Это пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять-это бегемот,

Рот как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать-

Надо снова начинать!

  • До какого числа научился считать мальчик?
  • А до какого числа научились считать мы на прошлом уроке?
  • Давайте прверим.
  • Посчитайте от10 до 20 и обратно;

                      от 11 до 17, от 15 до 19;

                      от 13 до 20, от 17 до 12.

  • Назовите число, которое при счёте стоит перед числом 13, 18, 20;
  • назовите число, которое при счёте после числа 15, 17, 11;
  • назовите число, которое при счёте между числами 16 и 18, 13 и 15, 17 и 19;
  • назовите соседей числа 18,12,15;
  • как называется это число ( учитель показывает две полоски: на одной полоске десяток, на другой — отдельные квадратики)

Проанализируйте выполненное задания и попробуйте определить тему урока.

О чем мы будем говорить сегодня?
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

V. Работа по теме урока.

Практическая работа

  • Я задумала число, которое идёт при счёте после числа 17.

Какое число я задумала?(18)

  • Положите перед собой 18 палочек. Сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе 18?( 1 десяток и 8 единиц)
  • Число 18- это 10 и 8,или 1 десяток и 8 единиц. Мы представили число 18 в виде суммы десятков и единиц.
  • Я задумала число, которое при счёте стоит перед числом 16.Положи палочки так, чтобы было видно,сколько десятков и единиц в задуманном числе.( Один из учеников работает у доски, учитель ходит по классу, проверяет,  верно ли выполняют работу остальные ученики)
  • По аналогии рассматривается ещё 2 числа 12 и 17

VI. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три, четыре, пять -

Хомка сильным хочет стать.

  1. VII.Закрепление изученного материала.

- Колобок  катится по тропинке дальше, а  навстречу ему волк.

Колобка волк увидал,
Облизнулся и сказал:
Чтоб несъеденному быть,
Надо мои задания решить.
Поможем Колобку.

  1. Работа по учебнику.

№1 (с.48) устно

№2 (с.48) устно

-Прочитайте задачу.

- Десяток — это сколько?

А 2 десятка — это сколько?

- Как узнать, сколько яиц осталось?

- Какое число получается, когда вычитаем 1: следующее или предыдущее?

- Какое число стоит перед числом 20?  

№3 (с.48) устно

- Какое число получается, когда прибавляем 1?

- Какое число стоит после числа 10?

2. Работа на индивидуальных карточках .

Карточка 

  • Соедини числа по порядку шнурочком от самого маленького до самого большого ( I вариант).

16,   11,   15, 12,18, 14,20. ( Проверка на доске).

  • Соедини числа по порядку шнурочком от самого большого до самого маленького ( II вариант).

20, 13,17, 14, 12, 10.( Проверка на доске).

(ВЗАИМОКОНТРОЛЬ)

Колобок вперед бежит,
А на пне медведь сидит.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.

Задачки у медведя – ах!

  • - Задача №5 (с.48)

1.Чтение задачи учащимся.

    2. Анализ задачи по вопросам.

       - Что известно?

- Что надо узнать?

- Составляем модель задачи (На доске вывешиваю модель задачи)

Ваня – 6 з.

Катя - ? на 4з.  меньше

- Как узнать сколько значков у Кати?

- Надо к 6 прибавить 4.

- Запишем решение.

Ой, Колобка лиса поймала  
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.

Но, если выполнишь заданья,

Я отсрочу наказанье.

Испытанье мне назначить разрешу,

И домой тебя живого отпущу».

- Если знаки поставим верно, Лисицу хитрую будем на смекалку испытывать! Договорились?

 а) ( В паре учащиеся ставят знаки сравнения: задания написаны на карточках)

  1. 9...12      15...12

14...11     17...19

8...12       13...4

6) Решение задач-смекалок.
 Колобок наш умным стал,
Лисе загадку он задал.
Тут лисе уж не схитрить,
Не смогла ее решить.
 - Колобок укатился от Лисы. А вы, ребята, сможете решить задачки, нерешённые Лисой??

 Сколько палочек на каждом рисунке? ( учебник с.49)

Доп.задание:  Наташа, Ира и Лена загадали числа. Число Иры состоит из 1 десятка и 2 единиц. Лена задумала следующее за ним число, а Наташа задумала число, которое стоит перед  задуманным Ирой . Какие числа задумали девочки?

VII.Итог урока.

  • Какие открытия сделали на уроке?Какие числа изучали на уроке?
  • Что было трудным?
  • Что было интересным?

  • Вспомните сегодняшний урок. Если он принёс вам знания и поможет в дальнейшем и у вас хорошее настроение, возьмите зелёный колобочек;  если вам было трудно, многое не получалось, то возьмите  жёлтый колобочек. Если не всё на уроке получалось, но вы надеетесь доучить числа от 11 до 20, , то возьмите красный  колобочек.
    – Посмотрите, сколько зелёных колобочков! Думаю, что урок удался!

 Награждение медалями «За спасение Колобка».

  • За ударный труд – награда – медаль «За спасение Колобка»

  Список использованной литературы

  1. Волина В. В. Занимательная математика для детей.– Москва: Знание, 1994.
  2. 2.Савинова С. В. Нестандартные уроки в начальной школе.- Москва: - Учитель, 2002.
  3. Ситникова Т.Н., ЯценкоИ.Ф. Поурочные разработки по математике.1 класс.-М:ВАКО, 2014.
  4. Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:В 2 ч. М.: Просвещение, 2012 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Образование чисел второго десятка"

Нумерация за пределами первого десятка основана на группировке единиц при счете. Презентация направлена на то, чтобы показать детям, как происходит эта группировка и как она связана с соотв...

Конспект открытого урока по математике "Состав чисел в пределах 10" с использованием ИКТ

Конспект урока по математике в 1 классе. Очень простой игровой материал. Детям очень понравился урок и комиссии тоже....

Конспект урока по математике "Образование и название трехзначных чисел".

Конспект урока с использованием дидактической игры....

Открытый урок по математике в 4 классе "Путешествие любителей математики в страну многозначных чисел"

Открытый урок по математике в 4 классе "Путешествие любителей математики в страну многозначных чисел"...

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Конспект урока по математике "Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц» Цели деятельности учителя: закрепление последовательности и образования чисел второго де...