Урок математики по теме "Закрепление. Таблица умножения и деления. Решение задач." 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Вознюк Марина Петровна

Развернутый конспект урока по математике по теме "Закрепление. Таблица умножения и деления. Решение задач." 3 класс, по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_po_teme.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ПО  МАТЕМАТИКЕ  ПО ТЕМЕ:

3 класс (1-4)

Автор программы: М.И. Моро, М.А. Бантова.

Учебник: М.И. Моро «Математика 3 класс»

Современный урок с поддержкой ИКТ

Автор составитель: учитель начальных классов

Вознюк Марина Петровна

п.  Ясная

Пояснительная записка к уроку:

Цели урока:                                        Образовательные.

                         Создать условия для:

  • Закрепления знаний таблицы умножения и деления изученных таблиц.
  • Закрепления умений решать простые и составные задачи изученных видов: на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц;
  • Формирования опыта в математическом анализе текстов задач.
  • Закрепления умений распознавать периметр и площадь квадрата и прямоугольника.
  • Активизации мыслительной деятельности.

                                                                     Развивающие.

                              Создать условия для:

  • Развития внимания памяти.
  • Развития отдельных логических операций: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  • Для активизации познавательной, творческой активности учащихся.

                                                                     Воспитательные.

                                          Создать условия для:

  • Воспитания дружелюбия, взаимопомощи.
  • Воспитания интереса к предмету.

Тип урока:       Закрепление.

Наглядность и оборудование:

Оборудование:                                    Классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:    Мультимедийная презентация.

Раздаточный материал:                1. «Помогайки» (для «слабоуспешных» учащихся)

                                                             2. Сигнальные карточки (для рефлексии)

                                                             3. Картинка снеговика с записью домашнего задания.

ХОД   УРОКА:

Этапы урока и дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

1.Орг. Момент.

Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности

  1. Прозвенел звонок. Начинается урок.
  2. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.

Я тоже желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями.

Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.

2.Мобилизующий этап.

1). Мотивационный компонент

Эмоциональный подъем. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников

-Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано нашему классу. Давайте прочтем письмо:

«Здравствуйте, ребята! Я захотел придти к вам в гости и приготовил для вас сюрприз. Но я таю, у вас жарко. Ой, помогите!»                    Снеговик.

На слайде появляется Снеговик и тает.

(слайд № 1)

Чтобы узнать про сюрприз, нужно помочь снеговику. Нужно будет справиться со всеми заданиями.

- Вы готовы?

- А что нам поможет справиться с заданиями?

- Нашими помощниками будут знания, умения и старания.

Учащиеся слушают заинтересованно.

- Да!

- Наши знания, умения по математике.

Взаимопомощь, дружба.

Активизация познавательного интереса у учащихся

2) Определение темы и постановка целей урока.

Создание условий  для:

-актуализации полученных знаний;

-для формирования умения ставить цели урока.

- Давайте предположим о чем могут быть задания?

-Назовите тему нашего урока.

На слайде записана тема (слайд № 2)

-Скажите, правильны ли наши предположения

-Это урок повторения или будем изучать новую тему?

-Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться?

-На уроке нашими помощниками будут такие арифметические знаки – как «умножение и деление» и конечно таблица умножения и деления

Ученики  высказывают свои предположения:

-Так как мы закончили изучение таблицы умножения, то будем ее повторять, решать примеры на табличное умножение и деление.

Решать задачи на умножение и деление:

на увеличение и уменьшение в несколько раз, на сравнение…

Находить периметр, площадь…

-Закрепление. Табличное умножение и деление. Решение задач.

-Да

-Урок повторения

-Повторим таблицу умножения и деления

-Закреплять умение  решать задачи на умножение и деление изученных видов: на увеличение  и уменьшение в несколько раз

Целеполагание

3. Планирование деятельности учащимися

Создание условий для ознакомления учащихся с организацией их учебной деятельности в ходе урока.

-Ребята, работать будем по плану.

Ознакомьтесь со схематическим планом и скажите – какая нам предстоит работа на уроке.

Схематический план.

На каждом этапе будете оценивать свою работу и делать выводы: что я умею, что у меня хорошо получается; что у меня еще не совсем получается, чему я должен еще научиться.

- Запишите в тетради число, классная работа.

Ученики знакомятся с планом работы на уроке и пошагово проговаривают вслух:

-Устный счет:

-определить арифметический знак в задачах (работа с сигнальными карточками)

-Вставлять нужное число в примерах. (самостоятельная работа и проверка)

-Физкультминутка

- Работа с геометрическим материалом

(работа в паре, проверка)

- Работа над составными задачами.

(работа в паре, проверка)

Оценивание своей работы.

Учащиеся осмысливают.

Ученики делают запись в тетради

Планирование учащимися своей деятельности

Развитие рефлексивных способностей

4. Основной этап. Работа по теме урока.

1)  Устный счет.

Задание «Выбели нужный арифметический знак»

Создание условий для:

-закрепления умения правильно выбирать арифметический знак в решении задачи, опираясь на предлоги «в», «на»;

-развития психических процессов (внимания, слуховой памяти, мышления)

- Итак, с чего начнем нашу работу?

-Как мы будем работать?

-Ну, а пред тем, как начать устный счет, давайте откроем гостям наш маленький секрет – какие знаки прячет предлог «на», а какие «в»?

-Я читаю задачу, а вы определяете – каким действием решается эта задача, и поднимаете соответствующий знак.

Предупреждаю, могут встречаться «ловушки», поэтому будьте внимательны, если обнаруживаете «ловушку», то хлопаете.

-У некоторых учащихся на партах «помогайки»

1.Сыну 8 лет. Отец в 4 раза моложе сына. Сколько лет отцу?

2.Высота дома 12 метров, а береза на 3 метра ниже. Какова высота березы?

3.На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке?

4.В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько всего кг яблок и груш собрали школьники с деревьев?

5. Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет бабушке?

6. Ручка стоит 7 рублей. Сколько стоят 5 таких же ручек?

7.В деревне 28 деревянных домов, а каменных 15 домов. На сколько каменных домов больше, чем деревянных?

-Оцените свою работу. Сделайте вывод по выполнению этого задания. Научились ли  ставить нужный знак по предлогу «на» и «в»

Дети обращаются к схематическому плану и говорят:

-С устного счета. Будем определять арифметический знак в задачах.

Опираясь на план ученики говорят:

-Будем работать с сигнальными карточками.

Учащиеся вспоминают и комментируют:

«на» >, то «+»; «на» <, то «-»; «на» сколько < >, то «-»

«в» >, то «*»; «в» <то «:»; «во» сколько раз < >, то «:»

Слабоуспешные ученики при выполнении задания пользуются «помогайками».

(приложение № 1)

Учащиеся по ходу указывают на «ловушки» - хлопают и исправляют. Затем на сигнальных карточках показывают нужный знак.

Ловушка – «»в условии вместо моложе сказать старше. Знак *

                     Знак *

                     Знак :

Ловушка – неправильно поставлен вопрос: мы находим не килограммы (яблок и груш), а штуки (количество яблонь и груш). Знак +

Ловушка – вопрос неправильно поставлен: находим не сколько лет бабушке, а сколько лет внуку. Знак :

                    Знак *

Ловушка – в вопросе вместо больше сказать меньше.      Знак –

Ученики на полях оценивают свою работу. Делают вывод о своем умении выбирать нужный знак для решения задачи

Актуализация полученных знаний

2) Игра «Узнай число»

Создание условий для:

-совершенствования вычислительных навыков (табличное умножение и деление);

-развития умений учащихся применять полученные знания о взаимосвязи компонентов при решении примеров на умножение и деление

К какому этапу мы с вами перешли?

-Что будем делать на этом этапе?

-Предлагаю вам игру «Узнай число».

-Вы должны узнать,  какие числа спрятались за снеговиками.

На слайде появляются примеры с закрытыми числами (наложены снеговики) (слайд № 3)

8*?=?2                   40:?=8

6*?=?4                  ? :9=4

7*?=?6                 48:?=6

        30-16:2+13=?

                       16*2=?

-Как будем выполнять это задание?

-Ребята, а что вам поможет вставить нужное число в примерах?

-Приступайте к выполнению задания

-А теперь проверьте себя.

На слайде последовательно появляются вместо снеговиков числа.

-Ко второму этапу.

Вставлять нужное число в примеры, где  нам потребуется знание таблицы умножения и деления.

-Самостоятельно с последующей проверкой

-Знание таблицы умножения и деления, а также знание взаимосвязи компонентов при умножении и делении

Учащиеся самостоятельно выполняют это задание.

Дети комментируют и по слайду проверяют правильность выполнения задания.

Переключение внимания на другой вид деятельности

Поддержание познавательного интереса

Развитие визуального канала восприятия информации.

Актуализация полученных знаний

Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников

3) Решение проблемной ситуации.

Создание условий для:

-активизации мыслительной деятельности;

-развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях;

-развития умений подбирать и решать пример по аналогии

5. Физкультминутка.

Создание условий для:

-развития произвольного внимания, быстроты реакции, снятия мышечного напряжения

Ребята, а почему в последнем примере в ответе перед числом 32 стоит вопросительный знак?

-А кто смог найти значение этого числового выражения?

-А как вы решили этот пример 16*2?

-Найдите еще способ, как можно было еще решить пример. Можете посовещаться со своим соседом.

-У некоторых учащихся на партах «помогайки»

-Итак, какой выход вы нашли?

Поделитесь своими открытиями?

-Таким образом, не знакомясь еще с внетабличным умножением, можно было решить этот пример.

Мы открыли два способа.

На слайде появляются все способы (слайд № 4)

Учитель комментирует:

1 способ: замена умножения сложением:   16+16=32

2 способ: замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых:

  1. (10+6)*2=10*2+6*2=32
  2. (8+8)*2=8*2+8*2=32
  3. (9+7)*2=9*2+7*2=32

-А теперь придумайте свой подобный пример и решите его, выбрав любой из этих двух способов: замена сложением, либо замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

-А теперь проверьте друг друга.

- Оцените свою работу на данном этапе

Ученики высказываются:

-это внетабличное умножение, а мы еще не умеем решать такие примеры.

Решившие пример дети, поднимают руки.

-Умножение заменили сложением: 16+16=32

Учащиеся в паре совещаются, предлагают свои варианты друг другу, делают запись в тетради.

Слабоуспешные ученики при выполнении задания пользуются «помогайками». (приложение № 1,2)

Ученики  делятся своими открытиями:

-Можно было воспользоваться табличным умножением и число 16 заменить суммой разрядных слагаемых несколькими способами:

1.(10+6)*2=10*2+6*2=32

2.(8+8)*2=8*2+8*2=32

3.(9+7)*2=9*2+7*2=32

Учащиеся следят по слайду

Ученики придумывают свой подобный пример и, выбирая любой способ, решают пример.

Взаимопроверка:

-Дети, напротив выполненного задания, на полях ставят: -, -+, +. И делают для себя вывод

Обнаружение области своего незнания, поиск выхода из ситуации.

Поисковая деятельность. Организация самостоятельного поиска разных способов решения

Свобода выбора способа решения

Развитие рефлексивных способностей.

6. Решение примеров

Создание условий для:

-закрепления знаний таблицы умножения и деления, название компонентов

-актуализации полученных знаний

-формирования умения пользоваться математическим языком.

-А сейчас мы проверим, как вы усвоили таблицу умножения и деления, знаете ли названия компонентов, как по-разному можно прочитать выражение.

На слайде появляется снеговик, который ликует, что знает таблицу (слайд № 5)

Оцените свою работу. Сделайте вывод о знании таблицы умножения и деления.

7*2=               6*4=            3*7=

8*4=               9*5=            54:9=

16:8=              81:9=            2*8=

15:3=              18:2=

6*8=               36:6=

9*3=               6*7=

Ученики на полях оценивают свою работу.

Делают вывод о своем знании таблицы умножения и деления.

Формирование умения работать по плану.

Переключение внимания на другой вид деятельности

Развитие аудиального канала восприятия информации

Поддержание познавательного интереса.

Организация поиска разных вариантов чтения примера.

Развитие рефлексивных способностей.

7. Работа с геометрическим материалом.

Создание условий для:

-формирования умений распознавать периметр и площадь квадрата и прямоугольника;

-развития умения применять полученные знания о P и S в новых ситуациях

-Какая нам предстоит сейчас работа?

На доске вешаются две геометрические фигуры: квадрат со стороной 5 см и прямоугольник  со сторонами 4 см и 7 см

I вариант – находит P и S квадрата

II вариант – находит P и S прямоугольника

-У некоторых учащихся на партах «помогайки»

-Как будем выполнять эту работу?

-А теперь проверим.

- Оцените свою работу на этом этапе и сделайте вывод об умении находить периметр и площадь фигур.

Дети обращаются к схематическому плану и говорят:

-Предстоит работа с геометрическим материалом

Самостоятельная работа

Слабоуспешные ученики при  выполнении задания пользуются «помогайками». (приложение № 1,3)

Ученики называют и объясняют:

5*4 – это периметр

5*5 – это площадь

Ученики называют и объясняют:

(4+7)*2  – это периметр

7*4  – это площадь

Дети оценивают и ставят нужный знак на полях и делают вывод об умении распознавать P и S.

Работа по вариантам.

Активизация мыслительной деятельности

Умение строить рассуждение.

Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников.

Развитие рефлексивных способностей

8.Работа с составными арифметическими задачами.

-На каком этапе мы сейчас находимся?

-Чем будем заниматься на этом этапе?

-Работать с составными задачами

Умение работать по плану

1) Задание «Подбери к краткой записи правильное решение» (работа в паре)

Создание условий для:

-активизации мыслительной деятельности;

-формирования общих умений работы с текстовыми задачами;

-закрепление умений решать задачи изученных видов: на уменьшение (увеличение) в несколько раз и на несколько единиц; на кратное сравнение;

-формирования умений подбирать правильное решение к задаче;

-формирования умения рассуждать и обосновывать свой выбор.

-Итак, первое задание.

На слайде появляется краткая запись задачи и разные варианты  решения этой задачи (слайд № 6)     

  1. – 18 см

                                   на ? см

  1. - ?, в 2 р. <          

 

  1. 18:2=9                2. 18-2=16

18+9=27                 18-16=2

3.   18:2=9                 4. 18:2=9

      18-9=9                     18:9=2

-Перед вами краткая запись.  Составьте по ней задачу.

-Послушайте задание к этой задаче:

Вам нужно к этой краткой записи выбрать из предложенных решений правильное решение и записать в тетрадь.

-Как будете выполнять задание?

-Проанализируйте в паре каждое решение и выберите верное.

-К какому мнению вы пришли? Поделитесь. На слайде выделяется правильная запись

Желающий составляет задачу, остальные проверяют правильность.

Ученики слушают задание.

-В паре.

Учащиеся в паре анализируют каждое решение и соотносят с краткой записью, выбирают правильное и оформляют задачу в тетрадь.

Дети рассуждают: подойдет третья запись и доказывают.

Развитие визуального канала восприятия информации

Организация частично-поисковой деятельности.

Сравнительный анализ решений задачи.

Стимулирование учащихся к самостоятельному поиску правильного решения.

2) Задание. «Измени текст задачи, чтобы подошло решение».

Создание условий для:

-формирования опыта в математическом анализе текстов задач;

-формирования умений использовать полученные знания по работе с текстовыми задачами в новых ситуациях;

-формирования умения строить рассуждения.

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 1 запись?

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 2 запись?

-Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 4 запись?

Учащиеся анализируют каждое решение и в соответствии меняют условие или вопрос в тексте задачи и рассуждают вслух:

-Нужно изменить вопрос: «Какова масса яблок в этих двух ящиках?»

-Нужно в условии предлог «в» изменить на предлог «на».

-Нужно изменить вопрос: «Во сколько раз…»

Организация частично-поисковой деятельности.

Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.

9. Работа по учебнику.

Создание условий для:

-закрепления умений решать уравнения.

С.69  № 22

I вариант – 1 уравнение

II вариант – 2 уравнение

Самостоятельная работа. Проверка.

Оценивание.

Ученики на полях оценивают свою работу. Делают вывод о своем умении работать с уравнениями

Работа по вариантам.

Умение анализировать решение уравнения.

Развитие концентрации внимания.

Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников.

Развитие рефлексивных способностей

10 .Подведение итогов.  

Создание условий:

-для развития творческих способностей учащихся;

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности

-Ребята, к какому этапу мы подошли?

-Какая предстоит работа на этом этапе?

-Ребята, кто должен появиться?

На слайде появляется снеговик (слайд № 7)

-Итак, какой же сюрприз нам приготовил снеговик

-Он нес слово, но буквы рассыпались, вам нужно собрать буквы и получится сюрприз.

-На слайде  появляются буквы:

Е Д П А К О З

И подсказка: П. . . Д . А

-Кто же разгадал сюрприз?

-Мы поедем в Оловянную в Краеведческий музей на зимних каникулах.

-Вам понравился сюрприз?

-Мы благодарим снеговика.

- Почему нам удалось спасти снеговика?

- И конечно на уроке верной помощницей была…?

-Давайте в знак благодарности снеговику расскажем стихи про таблицу умножения, которые вы сочинили сами.

-Давайте послушаем.

(приложение № 4)

-Посмотрите на схематический план и скажите – все ли задания выполнили?

-На каком этапе вам было интересно работать?

-На каком этапе возникли затруднения, не все получилось? Над чем предстоит еще работать?

- Какие открытия вы сделали для себя сегодня?

-Какие знания, при обретенные на этом уроке и на предыдущих уроках, вам пригодятся в дальнейшем?

-Посмотрите на оценки, которые вы выставляли на полях за каждое задание.

-Оцените свою работу на уроке, насколько вы справились с заданиями.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто из учеников работал особенно активно?

-Чьи пары довольны своей работой?

-К последнему

-Подведение итогов и оценивание своей работы

- Снеговик.

Возникает интерес у детей

-Поездка.

-Да!

-Мы помогали друг другу справляться с заданиями. И конечно знания, умения и наши старания помогли нам.

- Таблица умножения.

Дети декламируют свои стихи про таблицу умножения.

Дети обращаются к схематическому плану:

-Все задания выполнены.

Дети делятся своими впечатлениями, мыслями.

Ученики размышляют вслух, анализируют свои знания и умения

Заносят «Я» на соответствующий этаж.

Учащиеся высказывают свое мнение

Поддержание познавательного интереса

Воспитательный момент.

Формирование дружелюбия, желание оказывать помощь, поддержку.

Привитие познавательного интереса к предмету.

Развитие творческих способностей.

Рефлексивная деятельность.

Интеллектуальная и сенсорная рефлексия.

11. Домашнее задание

Создание условия для:

-развития и закрепления полученных знаний учащихся.

-Молодцы, ребята, вы работали хорошо. Снеговик вам предлагает домашнее задание.

Каждому ребенку выдается карточка, где изображен снеговик, с обратной стороны записано задание разного уровня сложности.

Ученики слушают задание и задают уточняющие вопросы.

Задание творческого характера.

Дифференцированный подход.

Активизация познавательного интереса.

12. Рефлексия.

Смайлики!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: " Таблица умножения и деления на 5"

Презентация по теме: Таблица умножения и деления на 5", 2 класс...

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Урок математики "Закрепление знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3"

Данную презентацию использую для закрепления знаний таблицы умножения и деления на 2 и 3...

Открытый урок по математике по теме: Табличное умножение и деление. Решение задач.

Открытый урок по математике УМК" школа России" 3 класс по фгос с презентацией...

Конспект урока по математике нас тему :"Табличное умножение и деление. Решение задач".

Открытый урок математики в 3классе. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Тема:Табличное умножение и деление. Решение задач.Методы обучения:  наглядный, словесный, проблемно-поисковый...

конспект урока математики на тему "Табличное умножение и деление. Решение задач" ( 3 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА: закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать, делать выводы; формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, память, привив...

Конспект урока математики «Повторение таблицы умножения и деления. Решение задач.» УМК: «Перспектива»

Планируемые результаты: Предметные: •          Развитие умения решать табличные примеры вида 6*8, 12:2, …;&bull...


 

Комментарии

Собанина Галина Петровна

Спасибо за прекрасный конспект.