Программа дополнительных занятий по математике "Занимательная математика" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Сухорукова Ирина Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности по математике для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.zanyatiy_po_matematike.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №20»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Гимназия №20

Мартынова Н.А.

Приказ №___ от «___»____________ 2011г.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

МАТЕМАТИКА»

Разработал:

учитель начальных классов

МОУГ №20 Сухорукова И.В.

г.Тула, 2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Большую часть математических знаний учащиеся получают в ходе стандартных уроков математики в рамках того количества учебных часов, которые предусмотрены в образовательном учреждении.

 Однако, на том или ином этапе обучения математике существует необходимость развития познавательного интереса, необходимость углубленного изучения материала, поиска новых форм усвоения ЗУНов. В связи с этим видится необходимость введения дополнительных занятий, учитывающих новые требования. Сделать это можно в рамках внеучебной деятельности. Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.

Программа «Занимательная математика» адресована учащимся 3 класса общеобразовательных учреждений (8-10 лет), занимающихся по основной программе "Школа 2100" (Л.Г. Петерсон).

Помимо вышеперечисленного отметим, что актуальность введения подобного курса занятий именно в 3 классе видится и в большом объеме математических знаний, которые должен усвоить учащийся 3 класса, и в появлении необходимости совершенствования познавательного процесса у учащихся, в необходимости всестороннего развития математических способностей учащихся (умений обобщать материал, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать и т.п.).

Практическая значимость внедрения программы «Занимательная математика» - обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичное, так и в измененные условия.

Нормативно-правовой основой введения курса «Занимательная математика» являются:

- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1

- Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

- Устав МОУ Гимназия №20

Характерной особенностью программы «Занимательная математика» является наличие большого количества элементов занимательности в изложении материала.

Цели программы «Занимательная математика»

  • привитие познавательного интереса учащимися к математике;
  • развитие математических способностей;
  • систематизация и углубление знаний по математике.

Достижение целей программы возможно при условии реализации следующих задач:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Принципы программы:

- Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

- Системность Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

- Практическая направленность Содержание занятий в рамках курсов «Занимательная математика» направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на текущем этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме математики как науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Занятия  по программе «Занимательная математика» должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Общий объем нагрузки – 90 часа. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут.

Структур курса включает в себя следующие разделы: многозначные числа, уравнения, величины, решение текстовых задач, геометрия вокруг нас.

Структура занятия включает в себя математическую разминку (занимательные задачи, ребусы, устный счет и пр.), задания на развитие логического мышления, олимпиадные задания, задания на отработку математических навыков.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы. Используется мультимедийное оборудование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ РАЗДЕ-ЛА

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

УУД

1

Многозначные числа

Интересные приемы устного счета. Числа-великаны Коллективный счет. Игра «У кого какая цифра». Математические горки. Игра «Знай свой разряд». Упражнения с многозначными числами. Математика – царица наук; талантливая женщина – математик С.В. Ковалевская. Игра «Задумай число». Компьютерные математические игры. Познавательная игра «Семь верст…». Некоторые особые случаи счёта. Логические цепочки с числами. Признаки делимости на 11. Решение задач международной игры «Кенгуру». Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления столбиком. Нахождение значений выражений. Алгоритм проверки правильности вычислений.

25

  • осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
  • использование знаково-символической записи математического понятия;
  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • использование индуктивного умозаключения;
  • выведение следствий из определения понятия;
  • умение приводить контрпримеры.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств икт.
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

2.

Геометрия вокруг нас

Превращение фигур; волшебный круг. Удивительные квадраты. Циркуль; чертёжный треугольник; рулетка. Прямая, луч, отрезок. Треугольники; Танграм. Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование предметов из геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Конструирование геометрических фигур. Геометрические головоломки. О чем расскажет угол. Решение задач международной игры «Кенгуру». Многоугольники.

15

  • моделирование;
  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • выведение следствий из определения понятия;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

3.

Решение текстовых задач

Решение задач разными способами. Задачи со спичками. Решение старинных задач. Поисковые задачи на усвоение знаний нумерации. Составление кратких записей и схем к задачам. Самостоятельное составление задач. Математическая игра «Умники и умницы». Решение занимательных задач. Логическая игра «Молодцы и храбрецы». Игра «Знакомство с Архимедом». Задачи с многовариантными решениями. Знакомство с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Задачи с неполными, лишними, нереальными данными. Решение задач международной игры «Кенгуру». Учимся решать задачи на противоречия. Задачи, решаемые с конца.  Решение обратных задач. Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольников. Решение задач на смекалку.

25

  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • использование индуктивного умозаключения;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок. Однородные величины. Длина, придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. Вычисление площади фигур. Объем фигур. Решение задач международной игры «Кенгуру». Сложение, сравнение, вычитание именованных чисел. Приемы вычисления площади. Международная система единиц. Площади фигур и их измерение. Периметр – измерение. Определение площади фигуры сложной конфигурации.

15

  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • моделирование;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

4.

Уравнения 

Решение задач международной игры Кенгуру. Составление уравнений. Решение уравнений на основе взаимосвязей между умножением и делением. Решение уравнений на основе взаимосвязей между сложением и вычитанием. Алгоритмы решения разных видов уравнений. Составление уравнений по высказыванию.

10

  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  • использование индуктивного умозаключения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств икт.
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Многозначные числа (25 часов)

1

Интересные приемы устного счета.

1

2

Числа-великаны

1

3

Коллективный счет.

1

4

Игра «У кого какая цифра».

1

5

Игра «Знай свой разряд».

1

6-8

Упражнения с многозначными числами.

3

9

Математика – царица наук; талантливая женщина – математик С.В. Ковалевская.

1

10

Игра «Задумай число».

1

11-12

Некоторые особые случаи счёта.

2

13-14

Алгоритм проверки правильности вычислений.

2

15-17

Нахождение значений выражений.

3

18-20

Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

3

21

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

22

Признаки делимости на 11.

1

23

Логические цепочки с числами.

1

24

Познавательная игра «Семь верст…».

1

25

Компьютерные математические игры.

1

Решение текстовых задач (25 часов)

26-28

Решение задач разными способами.

3

29

Знакомство с математиком Пифагором.

1

30

Решение старинных задач. Задачи со спичками.

1

31

Поисковые задачи на усвоение знаний нумерации.

1

32

Составление кратких записей и схем к задачам.

1

33

Самостоятельное составление задач.

1

34

Математическая игра «Умники и умницы».

1

35-36

Решение занимательных задач.

2

37

Логическая игра «Молодцы и храбрецы».

1

38

Игра «Знакомство с Архимедом».

1

39-40

Задачи с многовариантными решениями.

2

41

Обратные задачи.

1

42

Задачи с изменением вопроса.

1

43

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными.

1

44-45

Решение задач международной игры «Кенгуру».

2

46

Учимся решать задачи на противоречия.

1

47

Задачи, решаемые с конца.  

1

48

Решение обратных задач.

1

49

Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольников.

1

50

Решение задач на смекалку.

1

Величины (15 часов)

51

Старинные меры измерений.

1

52

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок.

1

53

Однородные величины.

1

54

Длина, придумывание новых мерок.

1

55

Измерение, исследовательская работа.

1

56

Вычисление площади фигур.

1

57

Объем фигур.

1

58-59

Решение задач международной игры «Кенгуру».

2

60

Сложение, сравнение, вычитание именованных чисел.

1

61

Приемы вычисления площади.

1

62

Международная система единиц.

1

63

Площади фигур и их измерение.

1

64

Периметр – измерение.

1

65

Определение площади фигуры сложной конфигурации.

1

Уравнения (10 часов) 

66-67

Решение задач международной игры Кенгуру.

2

68

Составление уравнений.

1

69

Решение уравнений на основе взаимосвязей между сложением и вычитанием.

1

70-71

Решение уравнений на основе взаимосвязей между умножением и делением.

2

72-74

Алгоритмы решения разных видов уравнений.

3

75

Составление уравнений по высказыванию.

1

Геометрия вокруг нас (15 часов)

76

Превращение фигур; волшебный круг.

1

77

Удивительные квадраты.

1

78

Циркуль; чертёжный треугольник; рулетка.

1

79

Прямая, луч, отрезок.

1

80

Треугольникию. Танграм.

1

81-82

Задачи с геометрическим содержанием.

2

83

Конструирование предметов из геометрических фигур.

1

84

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

1

85

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

1

86

Конструирование геометрических фигур.

1

87

Геометрические головоломки.

1

88

О чем расскажет угол.

1

89

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

90

Многоугольники.

1

ИТОГО

90 часов

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, маркерная доска, школьная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Оборудование для учащихся: тетрадь в клетку, письменные принадлежности.

Учебно-методическое обеспечение:

- цифровые образовательные ресурсы:

  • Математика. 3 класс. Уроки Кирилла и Мефодия. Практические задания
  • Демидова Т.Е., Козлова С.А. Моя математика. 3 класс. 1,2 четверть.
  • Математика и конструирование. 3 класс. ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
  • Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Л.Г. Петерсон. Математика. 3 класс.

- список литературы для педагогов

  1. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.
  3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
  4. Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителей, Ювента, 2008
  5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
  6. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 1/О. Холодова. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2008.
  9. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 2/О. Холодова. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2008.
  10. Холодова О. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): методическое пособие к рабочим тетрадям /О. Холодова. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2008.

- список литературы для обучающихся и родителей

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  3. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  4. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  5. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  6. Олимпиадные задания по математ. 1-4 кл. Вып. 2/авт.-сост. Субботина О.В.Волгогр:Учитель,2010.-120с.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения.

Сухорукова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУГ №20       ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯМАТЕМАТИКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс

Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...

Программа дополнительных занятий по английскому языку для 1 класса

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА по английскому языку для 1 класса «Познай мир английского языка»...

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку

Рабочая программа дополнительных занятий (кружка) по русскому языку в 3 классе.  Программа рассчитана на 68 часов....

"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе

программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...

Программа дополнительных занятий по математике со слабоуспевающими учащимися в 4 классе

Программа занятий по математике расчитана на 1 час в неделю в 4 классе....

Рабочая программа дополнительных занятий с обучающимися с ОВЗ 2 класс

Рабочая программа дополнительных занятий с обучающимися с ОВЗ 2 класс...