Главные вкладки

    Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
    статья по математике на тему

    Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya1.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

    Н.С. Левченко

    Научный руководитель:

    Елена Ивановна Фоменко

                                                         кандидат педагогических наук, доцент

    .......................................................

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучения должно быть развивающим, обогатить ребенка знаниями и способами умственной деятельность, формировать познавательные интересы и способности.

    Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, особенно, в начальный период, в частности, занимательные игры [2].

    Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. [3] В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

    Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

    До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:

    • место занимательности на уроке;
    • целесообразность ее использования;
    • функции занимательности;
    • методика проведения;
    • систематизация игр, которые требуют разрешения.

    Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др. В педагогической психологии выделены предпосылки воспитания познавательного интереса, определены источники его как в содержании учебного материала (Г.И. Щукина), так и в организации учебной деятельности (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).  Задача учителя начальной школы – активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики. Обучение детей младшего школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игры  занимательного,  математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,  присущая  занимательной   задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения,  доведения начатого дела до конца, поиск  ответа до получения результата). [4]

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности.  Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм (занимательные игры – путешествия; занимательные игры – сказки; занимательные игры – соревнования). Цель всех игр - закрепление изученного материала.

    Все виды занимательности имеют разную направленность (познавательную, развивающую, актуализирующую, мотивирующую, развлекательную), разную эффективность, требуют тщательной подготовки и организации.  [1]

    Выявлено, что познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Большую роль в развитии познавательного интереса играет деятельность учителя. Учитель должен быть творческой личностью, создавать благоприятные условия для активного формирования познавательного интереса учеников на уроке.

    Библиография.

    1. Агаркова Т.Ф. Дидактическая игра - средство обучения детей шестилетнего возраста// Журнал «Начальная школа», 1989, № 5, с.24-25.
    2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
    3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М,: Ин-т практической психологии. Воронеж, 1996.
    4. Мартынова И.И. Учеба может быть радостной. // Журнал «Начальная школа», 2005, № 4, с. 40-44.
    5. http://nsportal.ru/
    6. http://festival.1september.ru
    7. http://5ballov.qip.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

    Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

    "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

    Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

    Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

       Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

    Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

       «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

    Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

    Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

    В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

    Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

    Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...