Методическая разработка по ФЭМП "Математика для малышей"
методическая разработка по математике на тему

Климонтова Наталья Викторовна
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dlya_malyshey.docx115.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Один. Много.

Цель: Формируем умение  находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. 
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).
Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.

Ход урока.

  1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок

«Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.


- Что лежит у меня в корзинке? (Мячики
- Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много
- Возьму один мячик. У меня один красный мячик. 
- Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики) 
- Сколько было мячиков в корзинке? Много
- А теперь сколько осталось? Ни одного
Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.


3. Физминутка.


Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:

Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали, 
Потихоньку закружились и на коврик опустились.


4. Давайте соберем мячики в корзинку.


- Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного)
- Я положу в корзинку 1 красный мяч. 
- Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил? 
(Все мячики собрать в корзинку) 
- Сколько в корзинке мячиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.


5.Игра "Пеозд".

Мы сидели, мы устали, 
А сейчас мы дружно встали. 
Ножками потопали, 
Ручками похлопали. 
Соберем мы паровоз, 
чтобы в гости нас повез. 
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы. 
- Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол. 
«Подъехать» к строительному уголку. - Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол. 
«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. - Сколько мишек? (Один) Сколько собачек?(Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т.д.
«Подъехать» к столу. - Что лежит на столе? Для чего нужны ? - Это игрушки, нужны для того. чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)
- О чем еще можно сказать "много", "один"?

6. Итог урока.

Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

 

рисунок

Игры по теме урока:

1. С ленточками (подвижная):

Воспитатель раздает детям ленточки. - Сколько я тебе дала ленточек и какого цвета? (Одна ленточка красного цвета) Поднимите красные ленточки. - Сколько красных ленточек? (Много) Поднимите синие ленточки. - Сколько синих ленточек? (Много) Присели, ленточки спрятали. Будут под музыку плясать ленточки, которые назову. 
Воспитатель включает музыкальный фрагмент, по окончании которого дети приседают и прячут ленточки.
И под музыку сейчас, 
синие (красные, зеленые, желтые) ленточки пустились в пляс.

2. Фонарики (подвижная):

Проводится аналогично игре с ленточками. - Сколько у тебя фонариков и какого цвета? (Один, красного цвета) Сколько всего фонариков? Сколько красных, синих?.. Дети поднимают фонарики нужного цвета кружатся под музыку. 
Солнце красное зашло. 
Стало на дворе темно. 
Вы нам детки помогите 
Синие фонарики зажгите.

Снова утро на дворе. 
Фонари погасли все. 
По окончании слов дети прячут фонарики.

3. Летчики (подвижная):

На стульях лежат бумажные самолетики разного цвета. - Возьмите по самолетику. Сколько у тебя самолетиков? Сколько всего летает самолетиков? Пошли на посадку желтые (синие, красные) самолеты. - Сколько осталось летать самолетов? (Ни одного)

Конспект занятия

Тема: Один. Много. Группировка предметов по размеру.

Цель: Учить сравнивать предметы по величине (на глаз).
Задачи: Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета.
Материалы: Овощи большого и маленького размера, 2 корзинки, полоски картона зеленого и желтого цвета на каждого ребенка, кружки красного цвета по 5 штук больших и маленьких на каждого ребенка. 
Демонстрационный материал: полоски 2-х цветов и красные круги 2-х размеров.

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Овощи».

У Лариски 2 редиски, 
У Антошки 2 картошки. 
У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца. 
А у Вовки 2 морковки, 
Да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.
( загибаем пальчики на каждое имя)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Игра "Соберем овощи в корзинки"

- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите одним словом. Овощи. - Одинаковые ли овощи?  Большие и маленькие. - Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие. - Саша, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?


3. Физминутка. «В огород мы пойдем».


В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем, 
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты 
Круглый, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко 
И вернемся по дорожке.
(выполняем движения по тексту стихотворения)
- Какие овощи собирали?


4.Загадка.

- Отгадайте загадку, найдите отгадку в корзинке.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
                      Помидоры.


5.Игра "Разложим овощи на грядках."

У каждого ребенка по 2 полоски – грядки. Положим полоски – грядки перед собой. Сначала возьмем зеленую полосоку и положим ее горизонтально. Вот так. Показать. Теперь возьмем желтую полосочку и положим ее под зеленой. Вот так. Показать. 

1) На зеленую полосочку – грядку мы положим один большой помидор. Левой рукой придержите полосочку за уголочек, вот так, а правой возьмите большой помидор. Положите его на «грядку» слева, рядом с пальчиками. 
На желтую полосочку мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полосочку левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и пложите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо. 
Левой рукой крепко держим полосочку и не отпускаем, а правой выкладываем. - Сколько помидорчиков на зеленой грядке? 
Один. - Сколько маленьких помидорчиков на желтой грядке? Много. 
Соберем в тарелочку все овощи.

2) На другом огогоде помидорчики росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полосочку много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.


6.Итог урока.

Мы сегодня учились находить большие и маленькие предметы и раскладывать их на полочки слева направо. - Какая игра вам больше понравилась?

 

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

http://baby-scool.narod.ru/zanyatiya/3_4/matematika/z2.files/z2_17014_image016.gifhttp://baby-scool.narod.ru/zanyatiya/3_4/matematika/z2.files/z2_17014_image018.gif

Рабочий лист к занятию 2

 

Игры по теме урока:

1. «Кто больше/меньше? Назови» (игра в мяч):


Воспитатель бросает мяч, ребенок называет, кто больше/меньше и возвращает мяч обратно. - Кто больше слон или бабочка? (собака или мышь, карандаш или книга? И т.д.)

2. «Кто больше/меньше? Закрой карточкой» (настольная игра):

У ребенка карточка с изображением различных предметов. - Какой предмет больше? Закрой его красным квадратиком.

Примеры карточек смотри здесь.
Карточки можно закрывать квадратиками, вырезанными из цветных прозрачных папок-уголков, так как после закрытия картинок, они просвечивают через такую пластинку и можно увидеть правильно ли выполнено задание.

3. «Большие ноги» (подвижная игра):

Большие ноги идут по дороге 
Топ, топ, топ, топ.
(Дети шагают большими шагами)
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
(Дети топают мелкими шажочками)

4. «Разложи по порядку» (настольная игра):

У детей карточка с пустыми окошками и 5 изображений одного предмета разной величины. (Смотри здесь)
- Разложи карточки по возрастанию (или убыванию). Помогите вопросами: - Какая самая большая/маленькая? Положи ее в первое окошко слева. Вот так. Показать. - Какая из оставшихся картинок самая большая/маленькая? Положим ее рядом с первой. И т.д.

Занятие 3

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия 3

Тема: Один. Много. Группировка предметов по цвету.

Цель: Учить сравнивать предметы по цвету.
Задачи: Уточнить знания о понятиях «один», «много». 
Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по цвету и производить над ними действие; учить согласовывать числительное один с существительными; Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, на, над»).
Материал:
Демонстрационный материал:

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Фрукты».

1, 2, 3, 4, 5 
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
В сад идем мы собирать 
(Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Груши, яблоки и сливы, 
Мандарины, апельсины.

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

 

2.Игра «Соберем урожай».

На доске яблоня с яблоками 3 цветов и 2 размеров. - Что выросло на яблоне? Будем собирать урожай в корзины. - Сколько красных корзинок? Одна. - Сколько зеленых корзинок? Одна. - Сколько желтых?Одна. - Сколько всего? Много. (три, если кто-то из детей умеет считать) Нужно положить яблоки в корзины так, чтобы в каждой были похожие яблоки. Если собирать по размеру, то одна корзина будет лишняя. Нужно собирать яблоки в корзины по цвету. 
В первую корзину соберем красные яблоки, во вторую – зеленые, а в третью – желтые. 
- Саша, возьми одно яблоко. Сколько яблок ты сорвал? Какого оно цвета? У тебя большое красное яблоко. Повтори. 
- В какую корзинку ты положишь это яблоко? 
Разложить все яблоки.


3. Физминутка.

       Мы потопаем немножко, вот так вот так,
       Мы похлопаем в ладошки, вот так, вот так,
       Мы попрыгаем немножко, вот так, вот так,
       И присядем на дорожку, вот так, вот так.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.


4. . Игра «Найди, кто один»

Найдите стульчик, на котором нарисован такой же предмет и скажите, что на нем стоит. На стульчиках прикреплены картинки, парные картинки у воспитателя. На стульчиках стоят игрушки, например, 1 матрешка и много мышек. 1 груша и много тарелок. - Принеси предмет, который один на этот стол. Что ты принес? Почему ты принес именно этот предмет? Матрешка одна, поэтому я ее поставил на стол.


5.Игра «Где что лежит?»

Что лежит на столе?  Назовите одним словом. Фрукты. Поставлю корзину. Куда я поставила корзину?На стол. Разложу фрукты. Куда я положила грушу? В корзинку. Где лежит яблоко? Перед корзиной. А где лежит апельсин? Вы его видите? Где он прячется? За корзиной. Возьми банан и положи его в корзину. Куда ты положил банан? Положи красное яблоко перед корзиной. Куда ты положил красное яблоко? И т.д.


6. Итог урока.

Какая игра больше понравилась? Сегодня мы раскладывали предметы по цвету и считали где один предмет, а где много.

 

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

Рабочий лист к занятию 3

 

Игры по теме урока:

1. «Спрячь игрушку» (подвижная):

Воспитатель берет собачку и говорит: «Шарик хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятаться, а вы его будете искать. Но когда найдете, не берите руками, а сразу бегите на стульчик, кто первый сядет, тот и скажет, где спрятался Шарик и поможет ему спрятаться в следующий раз».

2. «Подбери игрушки для матрешки» (настольная):

У детей в коробке матрешки 4 цветов и картинки-игрушки такого же цвета. 
- Подбери матрешкам игрушки такого же цвета, как их платьица. 
Образец смотри здесь.

3. «Спрячь мячик» (настольная):

У детей листы картона разного цвета и кружки такого же цвета. 
- Если мы положим красный мячик на желтую полочку ее хорошо видно. А на какую полочку я должна положить красный мячик, чтобы его было не видно?
 (На красную.) Спрячь все мячики.

 

Занятие 4

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Один. Число и цифра один.

  Цель: Учить выделять один предмет из группы. Познакомить с числом и цифрой 1. 
  Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Повторить понятия «верхняя», «нижняя» полоска. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. Сравнение по длине «на глаз».

Материалы: бельевые прищепки, котенок, картинки с изображением животных от 1 до 5, картинки-мячики, раздаточный мтериал: изображения собачки и кошки на каждого, полоски для выкладывания.

Ход урока.

1.Пальчиковая гимнастика. Котенок.

Кусается больно котенок – малыш. 
Он думает это не палец, а мышь. 
Будешь кусаться, скажу тебе кыш! 
(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Учить выделять один предмет.

- Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.

3.Работа на доске.

На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.
Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке?
 Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?
Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну? (2 способа)

4. Физминутка. Будем в классики играть

Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. 
(Прыжки па одной ноге.)

5.Выкладывание на полосках.

Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?

6.Знакомство с цифрой 1.

- Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.

7.Итог урока.

- С какой цифрой познакомились?


При подготовке занятия использовались книги:

1. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: "Баласс" 2002 (2-е изд.). — 176 с.

2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." —- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001. — 392 с.

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

Рабочий лист к занятию 4

 

Игры по теме урока:

1. Встанем в пары (подвижная):

Дети встают в 2 ряда напротив друг друга.Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары. значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т.д.

2. Положи столько же (настольная):

У детей карточки с изображением различных предметов (до 5).

Положи столько же кружков (квадратов и т.п.) , сколько предметов на карточке.

 

Математика 3-4 года

Занятие 5

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Число и цифра один. Счет до двух.

Цель: Учить считать до двух. 

Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить выкладывать столько же предметов, сколько на карточке. Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить знание цифры 1. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. 
Материалы: Цифра один, грибы разных видов по одному, грибы для счета 2 штуки, белочки 2, картинки с изображениемот 1 до 5 предметов.
Раздаточный материал: карточки с 2 ежиками, грибочки по 3, полоски для игры «Собери цифру 1».

Ход урока.

1.Пальчиковая гимнастика. Пальчики в лесу.

Один, два, три, четыре, пять.
(сжимать и разжимать кулачки)
Вышли пальчики гулять.
(«шагают» по столу)
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!
(разгибают пальчики)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2.Число и цифра один.

- Что на доске изображено? Грибы. - Сколько грибов? Много. - Сколько мухоморов? Подосиновиков? Подберезовиков? Лисичек? Белых? (по одному)
Вот и цифра один. 
     Вот один, иль единица,
     Очень тонкая, как спица.

3.Хлопушечки.

- Сейчас я вам буду показывать картинки, если на карточке будет только 1 предмет, мы будем хлопать в ладоши, а если больше, то спрячем ручки за спину

4.Закрепление образа цифры один.

- Составим цифру один из полосок. Одинаковые ли полосочки? Одна длинная, другая короткая. Составьте цифру один.

5.Физминутка.

Мы в лесок пойдем, шагают
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной   поднять руки через стороны 
Светло-шоколадной.   и соединить над головой пальчики
Ты не прячь грибок   Погрозить пальчиком
Под листок свой бок.
Ты ребяткам нужен    Круговые движения ладони
К вечеру на ужин.   по животу.

6. Счет до двух.

На доске белочка. - Сколько белочек? Одна. - Угостим ее грибочком. Сколько грибочков? Один. Грибов у нас столько же, сколько белочек.
Пришла к нам еще одна белочка. - Сколько стало белочек?
 Две. А теперь грибов столько же, сколько белочек или нет? Как сделать, чтобы грибочков стало столько же, сколько белочек? Добавить. Теперь белочек и грибов поровну? Сколько теперь грибов? Два и два - одинаково, поровну.

7.Работа с индивидуальными карточками.

У детей карточки, на которых по 2 ежика. - Кто нарисован? - Сколько ежиков? Положим столько грибочков, сколько ежиков. - Как это сделать? 
Покажите правую руку, спрячем за спину, левую. Левой рукой будем держать карточку, вот так, а правой выкладывать грибочки слева направо, вот так. - Сколько грибов положили?

8. Итог урока.

- Какую цифру сегодня вспомнили собирали? Один.
- Кого мы угощали грибами? Белочек и ежиков. – Сколько было белочек?  Ежиков? 
- Какая игра больше всего понравилась?

 

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

Рабочий лист к занятию 5

 

Игры по теме урока:

1. "Домино" (настольная)

2. "Найди пару" (настольная)

У детей карточки с 1 - 2 предметами на каждой. Надо найти 2 одинаковые карточки или 2 с одинаковым количеством предметов.

3. "Собери цифру" (настольная)

Издеталей собрать цифру 1.

4. "Узнай цифру на ощупь" (настольная)

На листе картона приклеены цифры, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Дети должны найти цифру один на ощупь.

5. «Грибочки соберем» (подвижная)

В группе "выросли" грибочки: в разных местах лежат карточки с изображением грибов. - Какие грибы знаете? Сейчас будем собирать грибы. Каждый возьмет только один грибок, который я назову. 
- Раз, два, три, мухоморы собери. – Сколько у тебя  мухоморов? Один. Положим в корзинку. - Сколько всего получилось мухоморов? Много. 
- Раз, два три, лисички собери. 
- Раз, два, три, белые грибы собери. 
- Раз, два, три, подосиновики собери.

6. "Сушим грибы". (настольная)

- Как грибы сохранить на зиму? Высушить, засолить. Мы высушим, соберем на ниточку только съедобные грибы. 
У детей карточки с грибами и цветной шнурок. Дети должны собрать все карточки на шнурок, оставив мухомор на столе.

 

Занятие 6

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Цифра 2.

Цель: Познакомить с цифрой 2. Закрепить счет до двух. 
Задачи: Учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить сравнивать совокупности предметов, путем составления пар.
Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить умение определять правую и левую руку. Учить чередовать предметы. 
Материалы: Коробки с цифрами один, два. Изображения котят, щенят, 4 рыбок. 
Раздаточный материал: Бантики для выкладывания и карточки с двумя котятами. Бантики для игры «Бантики» каждому ребенку красного и синего цвета.

1. Загадка про котенка. 
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

На доску прикрепить 1 котенка.
Прибежал еще 1 котенок. Сколько теперь котят? Двое.
2. Знакомство с цифрой 2.
Бабушка прислала котятам угощение. У воспитателя 2 коробки. На одной стоит цифра 1, на другой – 2. В одной коробке 1 рыбка, в другой – две. Один котенок плачет. Почему? Ему обидно, что у него 1 рыбка. 
Как сделать, чтобы было поровну? Добавим 1 рыбку. Теперь поровну? Сосчитаем 2 у одного котенка, 2 у другого. 2 и 2 – поровну.
Взрослые придумали специальные значки – цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько рыбок в коробке. Вы уже знаете эту цифру. Как она называется? А это цифра - два. 
3.Пальчиковая гимнастика. 
Покажи ладошку, расскажу про кошку.
Будем пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Вот кулак, а вот – ладошка.
На дорожку села кошка
И крадется потихоньку,
Может мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
4.Закрепление понятия «столько же».
Посмотрите на картинку. Сколько котят? Котята любят играть. Положите столько же бантиков, сколько котят. Сколько бантиков положили? 
5.Физминутка.
Эта ручка правая, эта ручка – левая.
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.
Будет сильной правая, будет сильной левая,
Будут ручки у меня сильными, умелыми.
6.Игра «Бантики».
- Возьмите бантик красного цвета в правую руку, а синий – в левую. Поднимите бантики вверх, спрячьте за спину, протяните вперед.
Сколько бантиков в правой руке? Один. Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку. Сколько бантиков всего? Один и один – два. Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?
7. Чередование предметов.
Котята дружат со щенками. Они еще маленькие и не понимают, почему взрослые кошки и собаки ссорятся. Они любят водить хоровод. Составим хоровод. Воспитатель выкладывает сначала котенка, потом щенка, потом снова котенка, потом щенка, дети продолжают в заданном порядке.


Итог урока:.

Какую новую цифру узнали? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Конспект занятия

Тема: Счет до двух.  Круг.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой - круг.
Задачи: Закрепить умение считать до двух, учить узнавать предметы круглой формы в окружающей обстановке и на рисунке. Закрепить понятия «столько же, поровну, больше, учить уравнивать группы предметов по количеству двумя способами.
Материалы: 2 белочки, 2 зайчика на наборное полотно, круг для знакомства с формой, круги для рисования предметов круглой формы.
Раздаточный материал: карточки с машинами, кружочки по 3-5 на каждого для выкладывания, круги большого размера для исследования формы.

1.Пальчиковая гимнастика. Пальчик-мальчик, где ты был?
Мальчик – пальчик, где ты был? 
Долго по лесу бродил. 
Встретил я медведя, волка, 
зайку, ёжика в иголках, 
встретил белочку, лисичку, 
встретил лося и синичку, 
Всем подарки подарил, 
всяк меня благодарил. 
(загибаем пальчики при перечислении)
Кого встретил пальчик в лесу?   Как называют всех этих животных? Дикие.

2.Сравнение групп предметов.
Отгадайте загадку. 
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы? 
Кто в дупло орешки прячет, сушит на зиму грибы? Белка. 
А вот и белочки.  Какие пушистые. Сколько белочек к нам пришло в гости? 2 
А это кто? 
Летом серый, а зимой белый. Зайчик. 
Сколько зайчиков? Два. Одинаково ли у нас зайчиков и белочек? У каждой белочки есть пара. Значит их поровну. Два и два – одинаково, белочек столько же, сколько зайчиков.
Закройте глазки. Воспитатель убирает одну белочку. Откройте глазки. Что изменилось? А теперь белочек и зайчиков поровну? Кого больше? Как снова сделать поровну? Один способ – прибавим недостающую белочку. Два и два снова поровну. 
Опять закройте глазки. Воспитатель убирает зайчика. Что изменилось? Поровну ли теперь белочек и зайчиков? Кого больше? Как снова сделать поровну? Зайчик убежал в лес и не вернется. Надо убрать одну белочку. Один и один – одинаково, поровну.

3.Закрепление понятия «столько же».
Выкладывание. Что изображено на карточке? Машины. Сколько машин? Две. Положи столько же колес, сколько машин. Сколько колес ты положил? Почему?

4.Знакомство с кругом.
Знакомство с кругом.
На какую фигуру похоже колесо? На круг. Вот и к нам в гости пришел круг.
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я круг. Очень люблю катиться по дорожке. У меня нет углов, поэтому я быстро могу докатиться туда, куда хочу. 
Возьмите по одному кругу. Попробуйте покатить. Катятся круги? Покажите левую руку – эта ручка левая, прижмите круг  левой рукой к столу. Обведем круг по краю пальчиками правой руки. Нашли уголочки? Их нет. Это круг.

5.Физминутка. Пузырь. 
Раздувайся пузырь, 
раздувайся большой,
да не лопайся.

6.Фантазеры.
Какие предметы напоминает круг?
Сейчас я дорисую круг до предмета, а вы назовете, что получилось. Воспитатель дорисовывает круги, а дети называют, например, часы, солнышко, воздушный шарик и т.д.
Теперь вы возьмите карточку с кругом и сами дорисуйте его до какого-нибудь предмета.

7.Итог урока.

В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

 

 

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

Рабочий лист к занятию

 

Игры по теме урока:

1. Резиночка (подвижная):

Дети встают в круг и берут в руки резинку, у которой концы сшиты вместе. Задание: с помощью резинки покажите большой круг, маленький. Можно изобразить любую геометрическую фигуру.

2. Положи столько же (настольная):

У детей карточки с изображением различных предметов (до 5). Задание: положи столько же кружков (квадратов и т.п.) , сколько предметов на карточке.

3. Геометрическое лото. (настольная)

На большой карточке изображен круг. Задание: найти все карточки с предметами круглой формы и выложить их в "окошках".

4. Геометрическая мозайка. (настольная)

У детей карточки с изображением какого-нибудь предмета из геометрических фигур. Задание: выбрать из набора геометрических фигур нужные для создания данной картинки и сложить.
1 вариант: накладывать геометрические фигуры на карточку,
2 вариант: самостоятельно выложить такое же изображение, как на карточке.
3 вариант: запомнить и выложить изображение предмета по памяти.

 

Занятие 8

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Счет до двух.  Шар.

Цель: Познакомить с геометрическим телом - шар.
Задачи: Закрепить умение считать до двух, закрепить знание цифр 1 и 2, учить узнавать и называть предметы, имеющие форму шара и круга в окружающей обстановке и на рисунке. 
Материалы: картинки с изображением 1 и 2 предметов, домики цифры 1 и 2, предметы, имеющие форму круга и шара, поднос, шар и круг.
Раздаточный материал: карточки с 1 и 2 предметами для игры на каждого.

1.Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4,
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы с тобой снежок слепили.
(«лепим» снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий,
(показать)
Но совсем-совсем не сладкий.
(показать ладошки)
Раз - подбросим, 2 поймаем, 
3 уроним и сломаем.

2.Цифры один и два.
Отгадайте загадку, узнайте цифру.

Эта цифра словно спица,
Очень тонкая девица. (1)

Выгибает цифра шею,
Волочится хвост за нею. (2)

3.Цифры один и два.
Отгадайте загадку, узнайте цифру.

   Эта цифра словно спица,
   Очень тонкая девица. (1)

Выгибает цифра шею,
Волочится хвост за нею. (2)

4.Счет до двух
На доске 2 дома. На одном цифра 1, на другом – 2. У детей карточки с предметами по 1 и по 2. Посели зверей в свой домик. Если на карточке 1 предмет, то в дом с цифрой 1, а если 2, то в дом с цифрой - 2.

5.Физминутка. 
Мы сидели, мы устали, а теперь мы дружно встали.
Ножками затопали, ручками захлопали.
А теперь все мальчики запрыгали как мячики.
А теперь все девочки запрыгали, как белочки. 
А теперь мы покружились и на место опустились
.

6.Знакомство с шаром.
Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Круг. У меня есть друг. Вот он. Знаете, как его зовут? Шар. Мы сдругом очень похожи. Кто внимательный, скажите, чем мы похожи? А чем отличаемся? 
У воспитателя поднос с предметами. Если предмет имеет форму шара, положим на тарелочку около шара, а если формой больше напоминает круг, то рядом с кругом.

7.Итог урока.

Какие цифры вспомнили? С каким геометрическим телом познакомились? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Занятие 9

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Счет до двух.  Длинный, короткий.

Цель: Познакомить с понятиями "длинный", " короткий". Учить сравнивать по длине методом приложения (наложения)
Задачи: Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, закреплять понятия справа, слева. 
Материалы: монеты с цифрами 1 и 2, кошелек, игрушки небольшого размера.
Раздаточный материал: полоски-дорожки для сравнения длины наложением, карточки с домиками, карточки с изображением 2 машин с цифрами 1 и 2, карточки с игрушками,

1.Пальчиковая гимнастика.
(поочередно соединяем подушечки пальцев, соответственно тексту, одновременно на обеих руках)
В гости к пальчику большому 
приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок 
постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья – 
Друг без друга им нельзя!

2.Проложи дорожки. 
У детей полоски-дорожки и карточки с домиками. - Одинаковые ли дорожки? - Чем отличаются? - Какая из них длиннее? Наложим одну полоску на другую так, чтобы один конец совпадал. Положим длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между желтым и зеленым домиками. - Где дорожка длиннее вверху или внизу? Поставьте машинку на длинную дорожку.  - Домик какого цвета справа от него? Слева? Поставьте машинку на короткую дорожку. - Домик какого цвета справа от нее? Слева?

3.Физминутка.
На улице нашей машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
Эй, машины, полный ход.
Я - примерный пешеход.
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

4.Посади пассажиров по машинам.
У детей карточки с машинами. На одной машине написана цифра 1, на другой – 2 и карточки с изображением 1 и 2 игрушек. - Одну игрушку положим в машину с цифрой 1, а две – с цифрой 2. Найдите машину с цифрой 1. Положите в эту машину одну игрушку.

5.Магазин.
У воспитателя в кошельке монетки с цифрами 1 и 2. Дети по очереди достают монетки из кошелька и «покупают» указанное цифрой количество игрушек.

6.Итог урока. 
- Какие цифры вспоминали? - В какие игры играли? - Как сравнивали дорожки? - Какая игра больше всего понравилась?

 

 

При подготовке занятия использовались книги:

1. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: "Баласс" 2002 (2-е изд.). — 176 с.

 

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_230000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_310000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_330000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_410000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_420000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_440000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_450000.gif

Рабочий лист к занятию 9.

 

Игры по теме урока:

1. Разложим по длине.

У детей по 4 палочки разной длины. Разложим по длине. 
- Найдите самое длинное бревно и положите горизонтально, теперь найдите самое длинное из оставшихся и положите под первым, и т.д.

Встанем в пары (подвижная):

Дети встают в 2 ряда напротив друг друга.Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары. значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т.д.

2. Разложи на тарелочки.

У детей карточки с тарелками. Под тарелками написаны цифры 1 или 2. Задание: положить нужное количество конфет на каждую тарелочку. Тарелочек может быть 3, 4 или 5. Под каждой надо написать цифры 1 или 2. Можно сделать цифры съемными и тогда можно использовать эти же карточки при закреплении других цифр и отсчитывания другого количества предметов.

3. Собери картинку.

У детей карточки с цифрами 1 и 2 разного цвета, разрезанные на 2 части. - Соберите цифры. - Как они называются?

 

Занятие 10

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_110000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_120000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_140000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_150000.gif

http://baby-scool.narod.ru/site_files/t_210000.gif

Конспект занятия

Тема: Счет до трех. Ориентировка в пространстве.

Цель: Познакомить с образованием числа три.
Задачи: Учить считать до трех, закрепить понятия столько же, поровну, больше, меньше. Продолжать учить сравнивать группы предметов на основе составления пар. Формировать пространственные отношения, закрепить понятия за, на, над, под, в.
Материалы: герои сказки "Три медведя", 3 картинка с изображением стульев, собачка - игрушка.
Раздаточный материал: шишки и грибочки по 4 на каждого, кружки по 10 штук.

1.Загадка:

Возле леса на опушке 
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, 
кто герои этой сказки?

2.Образование числа 3.

В домике сидели медведи. Мама, Настасья Петровна, и папа, Михаил Потапович. Сколько медведей? Поставим столько же стульев, сколько медведей. Маме один и папе один. Сколько стульев? У каждого есть стул? Что мы можем сказать про медведей и про стулья? У нас стульев столько же сколько медведей, поровну – по два.
Вот прибежал Мишутка. Сколько стало медведей? Сосчитаем. Как стало три медведя? Было два, пришел еще один, стало три.
А чего больше медведей или стульев? Почему? У Мишутки нет стула – медведей больше.
Как сделать, чтобы снова стало поровну? Добавить стул или убрать одного медведя. (Мишутка снова побежал гулять)
Вывод: два и два – поровну, три и три – поровну.

3. Физминутка. Мишка косолапый.

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!

4.Выкладывание

Положите на верхнюю полоску столько шишек, сколько я раз хлопну в ладоши. Считаем. Два. На нижнюю полоску положите столько же грибочков. Сколько грибочков положили? Почему? Что можно сказать о шишках и грибах? Их поровну. Грибов столько же, сколько шишек.  Положите еще одну шишку. Сколько стало шишек? Сосчитаем. (Хором и индивидуально). А теперь шишек и грибов поровну? Чего больше? Почему? У шишки нет пары. Шишек три, а грибов – два. Три больше двух. Как сделать, чтобы стало поровну? (2 способа)

5. Игра «Прятки»

Мишутка будет прятаться, а вы ищите, 
только с места не кричите, 
а тихонько говорите, 
пальцем не показывать, 
где нашли - рассказывать.
Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушку, чтобы дети тренировались правильно употреблять предлоги на, над, под, за, в.

6.Игра в парах.

Дети разбиваются на пары. У каждой пары по 10 желтых и красных кружочков.
Один ребенок кладет определенное количество кружочков, его партнер должен положить столько же своих.

7.Итог урока.

В какие игры играли? Какая больше всего понравилась?

 

При подготовке занятия использовались книги:

1. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: "Баласс" 2002 (2-е изд.). — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Здоровый малыш-радость семьи»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования . Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...