Устный счет
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Материал для устного счета в 4 классе на уроках математики. Удобен для  использования на интерактивной доске или экране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_schet.docx654.82 КБ

Предварительный просмотр:

I. Устный счет.

1. Прочитайте текст и запишите числа.

Рекорд погружения человека в воду без акваланга – сто один метр, с аквалангом – сто сорок три метра, водолаза – до двухсот пятидесяти метров.

2. Задача.

Садовод заготовил 25 г семян астр и 24 г семян настурций. Семена астр он упаковал в пакеты по 5 г, а семена настурций – в пакеты по 8 г.

– Объясните, что обозначают выражения:

25 : 5        24 : 8         25 : 5 + 24 + 8.

3.        Разгадайте правила, по которым записаны ряды чисел. Запишите в каждый ряд еще пять чисел по такому же правилу:

а) 93, 89, 85, 81, ...

б) 37, 42, 47, 52, ...

в)        57, 64, 59, 66, 61, ...

г) 38, 40, 43, 45, 48, 50, ...

4. Сколько отрезков с отмеченными концами можно найти на этом рисунке?

        I. Устный счет.

1. Вычислите значения выражений:

500 – 10 · 3        400 + 10 · 6

500 – 100 · 3        400 + 100 · 6

600 – 10 · 5        800 + 10 · 7

600 – 100 · 5         800 + 100 · 7

2. Дополните каждую величину до четырех килограммов:

3 кг 50 г +  = 4 кг         1 кг 900 г +  = 4 кг

2 кг 260 г +  = 4 кг         100 г +  = 4 кг

3. Какое число пропущено при счете?

а) 238, 239, 241, 242, 243;

б) 897, 898, 899, 901;

в) 1208, 1209, 1211, 1212, 1213;

г) 56769, 56771, 56772, 56773.

4. Соедините равные величины:

126 г        4830 м

5 м2        3005 г

4 км 83 м        3500 г

3 кг 5 г        126 кг

4 км 830 м        500 дм2

        4083 м

700 см2        7 м2

700 см        7 м

700 дм2        7 дм2

5. Решите задачу.

Верблюд с грузом 100 кг пробежал рысью за день 80 км, а другой верблюд с грузом 250 кг прошел за день 35 км. На сколько больше километров в день пробежал первый верблюд, чем прошел второй?

I. Устный счет.

1. Вычислите значения выражений:

500 – 10 · 3        400 + 10 · 6

500 – 100 · 3        400 + 100 · 6

600 – 10 · 5        800 + 10 · 7

600 – 100 · 5         800 + 100 · 7

2. Дополните каждую величину до четырех килограммов:

3 кг 50 г +  = 4 кг         1 кг 900 г +  = 4 кг

2 кг 260 г +  = 4 кг         100 г +  = 4 кг

3. Какое число пропущено при счете?

а) 238, 239, 241, 242, 243;

б) 897, 898, 899, 901;

в) 1208, 1209, 1211, 1212, 1213;

г) 56769, 56771, 56772, 56773.

4. Соедините равные величины:

126 г        4830 м

5 м2        3005 г

4 км 83 м        3500 г

3 кг 5 г        126 кг

4 км 830 м        500 дм2

        4083 м

700 см2        7 м2

700 см        7 м

700 дм2        7 дм2

I. Устный счет.

1. Записаны три числа в порядке возрастания. Какую цифру можно поставить в «окошко»?

а) 6249, 62  1, 6262;

б) 7687, 7  87, 7790;

в) 9346, 735 , 7352.

2. Догадайтесь, какие числа здесь записаны:

а) 4000 + 3 · 100 + 5 · 10 + 2;

б) 5 · 100 + 1 · 10 + 4;

в) 2 · 100 + 2

г) 5000 + 0 · 100 + 2 · 10 + 1.

3. Решите задачи.

а)         Ребята посадили 400 семян гороха. Из каждой сотни не взошло 2 семени. Сколько семян взошло?

б) В одной пачке 15 книг. Сколько книг в 10 таких пачках? В 100 пачках?

4. Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд, и продолжите ряды:

а) 4855, 4854, 4853, ...

б) 2099, 3099, 4099, ...

I. Устный счет.

1. Поставьте знаки >, < или = так, чтобы записи были верными.

(3 + 5) · 4 ... 8 · 4

(7 + 5) · 9 ... 7 + 5 · 9

(8 + 9) · 6 ... 8 · 6 + 9

(12 + 13) · 8 ... 12+13 · 8

(15 + 10) · 3 ... (11 + 14) · 3

(7 + 6) · 3 ... (7 + 6) + (7 + 6) + (7 + 6)

2. Определите, не вычисляя, наибольшее произведение:

3. Задача.

Длина участка прямоугольной формы 96 м, ширина 16 м.

– Что обозначают выражения?

4. Расположите карточки с выражениями в порядке убывания их значений и прочитайте слово:

72 : 8

42 · 10

36 : 6

56 : 8

45 : 9

12 : 1

Д

З

Ч

А

А

А

I. Устный счет.

1. Решите задачу.

Мяч стоит 10 рублей. Сколько стоят 4 таких мяча? 6 мячей? 8 мячей?

2. Найдите «лишнее» число в ряду:

а) 321, 300, 328, 364, 387;

б) 400, 600, 225, 700, 900;

в) 909, 808, 707, 660, 505.

3. Расположите данные выражения в порядке убывания их значений:

– Вычислите их значения.

4. Разгадайте правило, по которому записаны числа, и заполните пустые «окошки».

I. Устный счет.

1. Как в лабиринте пройти через ворота к центру, где находится число 900 – произведение?

2. Составьте задачу по краткой записи и решите ее:

Емкость
бидона

Число
бидонов

Общая
емкость

Сметана

Молоко

35 л

37 л

2 шт.

2 шт.

3. Найдите площади этих фигур.

4. Какое число стоит в конце цепочки?

I. Устный счет.

1. Сколько сотен в числе 854; 926; 350; 642; 508? Сколько всего десятков в каждом из этих чисел?

2. Запишите все возможные трехзначные числа, используя цифры 8, 0, 3, 1.

3. Игра «Магические рамки».

4. Составьте задачи, используя таблицу.

Название

Длина

Масса

Синий кит

33 м

150 т

Дельфин

3 м 60 см

? на 1400 кг меньше, чем у моржа

Название

Длина

Масса

Морж

? на 1 м 10 см больше, чем у тюленя

? в 6 раз больше, чем
у тюленя

Тюлень-монах

? в 11 раз меньше, чем у синего кита

300 кг

I. Устный счет.

1. Заполните клетки таблицы.

Фигуры

Белые

Серые

Черные

Всего

  Треугольники

25

17

51

  Четырехугольники

2

23

  Всего

64

2. Вместо некоторых цифр поставлены звездочки. Можно ли сравнить числа?

а) 32** и 31**;         в) **** и ***;

б)*1** и 8**;        г) *5* и 1**.

3. Разгадайте закономерности и продолжите каждую пару рядов.

Решение:

а) числа нижнего ряда в 3 раза больше чисел верхнего, в котором каждое следующее число на 3 больше предыдущего;

12

15

18

21

24

27

30

33

36

45

54

63

72

81

90

99

б) каждое число нижнего ряда равно значению произведения числа верхнего ряда, умноженному на самое себя;

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

9

16

25

36

49

64

в) число нижнего ряда в 3 раза меньше числа верхнего, в котором каждое следующее число меньше предыдущего.

981

972

963

954

945

936

927

918

327

324

321

318

315

312

309

306

I. Устный счет.

1. Игра «Цепочка».

2. Ребусы.

   *8*4*          *4*          *3*

   8*3*5            *3          1*6

 *00000            392         84

3. Объясните, в каком порядке должны выполняться действия по схематическим записям, в которых обозначает число.

4. Головоломка.

– Рассмотрите рисунок: из 13 палочек сложили 4 квадрата. Как убрать 1 палочку, чтобы осталось 3 квадрата?

– Как убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 одинаковых квадрата?

– Как убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 равных квадрата?

I. Устный счет.

1. Чем отличаются многоугольники 1 и 2? 1 и 3?

2. Работа на фланелеграфе.

– Составьте из данных фигур квадрат.

– Найдите его периметр и площадь.

3. Назовите номера одинаковых кубиков в каждом ряду.

I. Устный счет.

1. Разгадайте правило, по которому составлены схемы, и вставьте числа в «окошки».

2. Найдите «лишний» куб.

I. Устный счет.

1. Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки?

2. Определите площадь данных фигур, если площадь 1-й клетки – 15 мм2.

3. Задача.

Дима и Настя купили для украшения елки 7 игрушек по одинаковой цене. Дима уплатил за игрушки а р., а Настя b р. Объясните, что обозначают выражения:

а) а + d;        б) (а + b) : 7

4. Рассмотрите рисунок.

– Какой путь короче?

5. Сколько кубиков потребуется, чтобы сложить эти фигуры?

I. Устный счет.

1. Игра «Найдите лишний куб».

2. Игра «Цепочка».

3. Поставьте знак >, < или = так, чтобы записи были верными.

54 сот. 7 ед … 547                        35 сот. 9 ед. … 3590

8 тыс. 12 дес. … 8012                        7 тыс. 3 ед. … 7030

5021 … 5 дес. 21 ед.                        89 сот. 89 ед. … 8999

4. Расположите карточки с числами в порядке возрастания:

– Увеличьте каждое число на 30 десятков.

5. Задача.

Цена зимней шапки – 100 рублей. Сколько денег надо заплатить за три такие шапки?

I. Устный счет.

1. Вставьте вместо точек такое число, чтобы получилось верное равенство:

8 сот. = … ед.                650 = … дес.

46 дес. = … ед.        8 сот. = … ед.

900 = … сот.                36 ед. = … дес. … ед.

27 дес. = … ед.        894 = … сот. … дес. … ед.

2. Найдите значения выражений:

800 + 130        250 + 130        580 + 30

800 – 130        250 – 130        580 – 30

250 + 60        360 + 200        530 + 280

250 – 60        360 – 200        530 – 280

3. Ребусы:

4. Задача.

Большой лесной голубь летает на высоте 2400 м, а журавль – на высоте 4500 м.

– Что обозначает выражение 4500 – 2400?

– Найдите его значение.

I. Устный счет.

1. Расставьте порядок выполнения действий и вычислите значение выражения.

2. Расположите выражения в порядке увеличения их значений:

72 : 4;  72 : 2;  72 : 9;  72 : 3;  72 : 6;  72 : 72;  72 : 1.

3. Из данных выражений назовите те, которые делятся на 8. Вычислите их значения.

28 + 8        24 + 10

20 + 16        32 + 16

40 + 32        28 + 28

4. Поставьте знак >, < или = так, чтобы записи были верными.

84 : 4 ... 84 : 6        64 : 4 ... 64 : 2

72 : 6 ... 72 : 3        48 : 4 ... 48 : 2 – 12

56 : 4 ... 56 : 2        72 : 4 + 6 ... 72 : 3

I. Устный счет.

1. Игра «Цепочки».

2. Разгадайте правило, по которому составлен ряд величин. Продолжите каждый ряд:

а)        200 см; 2 м; 300 см; 3 м; 400 см; 4 м; ...

б)        50 дм; 5 м; 60 дм; 6 м; 70 дм; 7 м; ...

в)        100 см; 10 дм; 110 см; 9 дм; 120 см; 8 дм; ...

г)        1 км 260 м; 1370 м; 1 км 250 м; 1380 м; 1 км 240 м; 1390 м; ...

3. Определите площадь фигуры.

I. Устный счет.

1. Вставьте пропущенные слагаемые:

480109 = 400000 +  + 100 +      

560010 =  + 60000 +      

810630 = 800000 +  +  + 30

720921 = 700000 + 20000 +  + 20 +      

2. Игра «Цепочки».

3. Задача.

Масса льва 150 кг, а масса новорожденного кита – 800 кг.

– Объясните, что обозначает выражение: 800 – 150.

– Вычислите значение разности.

4. Догадайтесь, как вращают куб, и выполните недостающие рисунки на передней грани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на уч.год по устному счету 3 кл.

Материал на уч. год по устному счету на каждый день, которым может воспользоваться учитель. 3 кл....

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Устный счет 1 класс. Счет в пределах 10

Небольшая презентация для 1 класса. Математика. Устный счет. Счет в пределах 10....

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Интерактивная презентация по математике устный счет по теме: "Счет в пределах 5"

Интерактивная презентация по математике  устный счет по теме: "Счет в пределах 5"...