Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Косенко Елена Владимировна

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного счета во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_slova.docx26.26 КБ
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_matematika_2_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2065

Педагогический проект

На тему: «Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Выполнила: Косенко Елена Владимировна

2014 – 2015 год

Введение


Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Позже полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики и других предметов.

Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.

Основная часть

Цели и задачи устного счёта

Цели:
1) развитие вычислительных навыков;
2) развитие математической культуры, речи;
3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:                                                                                                       

1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.

Требования  к проведению устного счёта

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, продолжи ряд, что лишнее?).
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор.
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.
  • Презентации.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, интерактивной доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Здесь идет работа на скорость.

3) Комбинированный.

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я использую различные методические приемы и формы, например, устный счет по цепочке, игры «Пассажиры», «Футболисты», «Рыбаки», «Хоккеисты», «Запомни числа», «Пропусти число», «Исправляем ошибки Незнайки», тесты «Проверь себя сам», математические диктанты, презентации,

Варианты работы в 1 полугодии

Игра «Пассажиры». Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.

Игра «Футболисты». Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

Игра «Рыбаки». Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

Игра «Хоккеисты». Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

Презентации.

Варианты работы во 2 полугодии

Игра «Запомни числа». Условия игры. Я называю какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.

Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.

Игра «Пропусти число». Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания (убывания) четные (нечетные) числа, начиная с 8 (16, 7, 29). Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.

Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.

Игра «Исправляем ошибки Незнайки». Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.

Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. В моей практике, по результатам контрольных работ, - это «Вычитание чисел с переходом через десяток», «Порядок действий в выражениях», «Письменное вычисление».

Презентации.

Вывод

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.
Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки надолго.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Используемая литература

  1. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
  2. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
  3. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
  4. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
  5. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
  6. Интернет ресурсы.
  7. Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
  8. Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
  9. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.



Предварительный просмотр:

                                                                                   

                            «Карточки-тренажёры  во 2 классе»

    Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Уже несколько лет в своей работе я использую карточки, которые составила по темам.

     Работу начинаю с 1 класса. Если в классе 10 учащихся, то и заготавливаю для каждого карточку. Сначала это совместная работа на уроке: устно «по цепочке». Провожу в виде игр:

1.  «Пассажиры» 

Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.

2.  «Футболисты» 

Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

3.  «Рыбаки»

Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

4.  «Хоккеисты» 

Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

          Такая работа по карточке оживляет устный счёт и способствует выработке навыков беглого счёта. У ребят создаётся определённый эмоциональный настрой.

     Затем провожу индивидуальную работу с учащимся – зачёт. Зачёт проходит индивидуально во внеурочное время. Эта работа позволяет повысить интерес учащихся к уроку, проверить знания у учащихся, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

     Эти карточки я использую в течение года много раз, даже при проверке скорости счёта (счёт в столбик).

     Работа по карточке способствует не только формированию вычислительных навыков, но и воспитанию привычки контролировать собственную деятельность.

2 класс

Карточка № 1          «Табличное сложение и вычитание в пределах 20»

1

2

3

4

5

6

7

1

6+4

6+6

6+8

6+10

6+5

6+7

6+9

2

7+3

7+5

7+7

7+9

7+4

7+6

7+8

3

8+2

8+4

8+6

8+8

8+3

8+5

8+7

4

9+1

9+3

9+5

9+7

9+9

9+2

9+4

5

9+6

9+8

9+10

10+1

10+3

10+5

10+7

6

10+9

10+2

10+4

10+6

10+8

10+10

10-0

7

11-1

11-3

11-5

11-7

11-9

11-10

11-0

8

11-2

11-4

11-6

11-8

12-10

12+1

12-12

9

12-2

12-4

12-6

12-8

12-1

12-3

12-5

10

12-7

12-9

13-10

13+1

13-4

13-6

13-8

11

13-1

13-3

13-5

13-7

13-9

14-10

14-1

12

14+1

14-4

14-6

14-8

14-5

14-7

14-9

13

15-1

15-5

15-7

15-9

15-6

15-8

15-10

14

16-1

16-6

16-8

16-10

16-7

16-9

16+0

15

17-1

17-7

17-9

17-8

17-10

17-0

17+1

16

18-1

18-8

18-9

18+1

18-10

16+1

15+1

17

19-1

19-9

19+1

19+0

20+1

20-1

18+0

Карточка № 2              «Сложение и вычитание в пределах 100»

1

2

3

4

5

6

7

1

20+1

20+2

20+3

20+4

20+5

20+6

20+7

2

31-1

32-2

33-3

34-4

35-5

36-6

37-7

3

29+1

39+1

49+1

59+1

69+1

79+1

89+1

4

37+10

38+10

39+10

49+10

59+10

69+10

79+10

5

40-10

50-10

60-10

70-10

80-10

90-10

100-10

6

38+2

48+2

58+2

68+2

78+2

88+2

98+2

7

40-0

50-0

60-0

70-0

80-0

90-0

100-0

8

30-1

40-1

50-1

60-1

70-1

80-1

90-1

9

20+10

30+10

40+10

50+10

60+10

70+10

80+10

10

10-0

10+0

10+10

20+20

30+30

40+40

50+50

11

37+3

47+3

57+3

67+3

77+3

87+3

97+3

12

30+3

40+4

50+5

60+6

70+7

80+8

90+9

13

40+0

50+0

60+0

70+0

80+0

90+0

100+0

№3        «Сложение и вычитание в пределах 100»

1

2

3

4

5

6

7

1

19+2

19+3

19+4

19+5

19+6

19+7

19+8

2

15+15

16+16

27+27

28+28

19+19

18+18

26+26

3

21-2

21-3

21-4

21-5

21-6

21-7

21-8

4

30-13

40-14

50-15

60-16

70-17

80-18

90-19

5

28+12

38+12

48+12

58+12

68+12

78+12

88+12

6

33-23

43-23

53-23

63-23

73-23

83-23

93-23

7

47+26

47+37

57+28

57+39

68+27

68+28

39+39

8

31-24

41-24

51-24

61-24

71-24

81-24

91-24

9

100-26

100-36

100-46

100-56

100-66

100-76

100-86

10

36+36

37+37

38+38

39+39

46+46

47+47

48+48

11

90-47

80-47

70-47

60-47

90-55

80-45

70-45

12

92-54

92-44

92-34

92-24

83-54

73-44

63-34

   Карточка №4                           «Таблица умножения и деления»

1

2

3

4

5

6

7

1

2 • 1

2 • 2

2 • 3

2 • 4

2 • 5

2 • 6

2 • 7

2

2 • 8

2 • 9

2 • 10

2 • 0

3 • 2

4 • 2

5 • 2

3

3 • 1

3 • 3

3 • 4

3 • 5

3 • 6

3 • 7

3 • 8

4

3 • 9

3 • 10

3 • 0

4 • 1

4 • 2

4 • 3

4 • 0

5

4 • 1

4 • 4

4 • 5

4 • 6

4 • 7

4 • 8

4 • 9

6

4 • 10

5 • 1

5 • 0

5 • 2

5 • 3

5 • 4

6 • 1

7

5 • 5

5 • 6

5 • 7

5 • 8

5 • 9

5 • 10

6 • 2

8

6 • 6

6 • 7

6 • 8

6 • 9

6 • 10

6 • 3

6 • 4

9

7 • 7

7 • 8

7 • 9

7 • 10

6 • 5

7 • 1

7 • 2

10

8 • 8

8 • 9

8 • 10

7 • 3

7 • 4

7 • 5

7 • 6

11

9 • 9

9 • 10

9 • 0

8 • 1

8 • 2

8 • 3

8 • 4

12

8 • 5

8 • 6

8 • 7

8 • 0

2 : 1

7 • 0

3 • 3

13

6 : 2

9 : 3

12 : 4

15 : 3

18 : 6

21 : 3

24 : 8

14

27 : 3

30 : 3

8 : 2

16 : 4

20 : 5

24 : 6

28 : 7

15

32 : 4

36 : 9

40 : 40

10 : 5

25 : 5

30 : 6

35 : 5

16

40 : 8

45 : 9

50 : 5

12 : 6

18 : 3

36 : 6

42 : 7

17

48 : 6

54 : 9

60 : 10

7 : 7

14 : 2

21 : 7

28 : 4

18

35 : 7

42 : 6

49 : 7

56 : 8

63 : 7

70 : 70

64 : 8

19

72 : 9

8 : 8

54 : 6

63 : 9

72 : 8

81 : 9

90 : 10