Главные вкладки

    Учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему:
    Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

    Косенко Елена Владимировна

    Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного счета во 2 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obshchie_slova.docx26.26 КБ
    Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_matematika_2_klass.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа №2065

    Педагогический проект

    На тему: «Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования»

    Выполнила: Косенко Елена Владимировна

    2014 – 2015 год

    Введение


    Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

    Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

    Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

    Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Позже полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики и других предметов.

    Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.

    Основная часть

    Цели и задачи устного счёта

    Цели:
    1) развитие вычислительных навыков;
    2) развитие математической культуры, речи;
    3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

    Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:                                                                                                       

    1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
    2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
    3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
    4) Повышение познавательного интереса.

    Требования  к проведению устного счёта

    При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

    • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
    • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
    • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
    • К устному счету должны привлекаться все ученики.
    • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

    Устный счет может быть построен в следующей форме:

    • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, продолжи ряд, что лишнее?).
    • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор.
    • Устные упражнения с использованием дидактических игр.
    • Презентации.

    Формы восприятия устного счета

    1) Беглый слуховой (читается учителем) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

    2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, интерактивной доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Здесь идет работа на скорость.

    3) Комбинированный.

    • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
    • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

    Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я использую различные методические приемы и формы, например, устный счет по цепочке, игры «Пассажиры», «Футболисты», «Рыбаки», «Хоккеисты», «Запомни числа», «Пропусти число», «Исправляем ошибки Незнайки», тесты «Проверь себя сам», математические диктанты, презентации,

    Варианты работы в 1 полугодии

    Игра «Пассажиры». Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.

    Игра «Футболисты». Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

    Игра «Рыбаки». Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

    Игра «Хоккеисты». Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

    Презентации.

    Варианты работы во 2 полугодии

    Игра «Запомни числа». Условия игры. Я называю какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.

    Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.

    Игра «Пропусти число». Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания (убывания) четные (нечетные) числа, начиная с 8 (16, 7, 29). Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.

    Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.

    Игра «Исправляем ошибки Незнайки». Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.

    Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. В моей практике, по результатам контрольных работ, - это «Вычитание чисел с переходом через десяток», «Порядок действий в выражениях», «Письменное вычисление».

    Презентации.

    Вывод

    Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
    Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.
    Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
    Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
    Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.
    Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
    Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
    Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки надолго.

    Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

    Используемая литература

    1. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
    2. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
    3. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
    4. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
    5. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
    6. Интернет ресурсы.
    7. Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
    8. Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
    9. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.



    Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                «Карточки-тренажёры  во 2 классе»

        Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Уже несколько лет в своей работе я использую карточки, которые составила по темам.

         Работу начинаю с 1 класса. Если в классе 10 учащихся, то и заготавливаю для каждого карточку. Сначала это совместная работа на уроке: устно «по цепочке». Провожу в виде игр:

    1.  «Пассажиры» 

    Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.

    2.  «Футболисты» 

    Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

    3.  «Рыбаки»

    Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

    4.  «Хоккеисты» 

    Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

              Такая работа по карточке оживляет устный счёт и способствует выработке навыков беглого счёта. У ребят создаётся определённый эмоциональный настрой.

         Затем провожу индивидуальную работу с учащимся – зачёт. Зачёт проходит индивидуально во внеурочное время. Эта работа позволяет повысить интерес учащихся к уроку, проверить знания у учащихся, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

         Эти карточки я использую в течение года много раз, даже при проверке скорости счёта (счёт в столбик).

         Работа по карточке способствует не только формированию вычислительных навыков, но и воспитанию привычки контролировать собственную деятельность.

    2 класс

    Карточка № 1          «Табличное сложение и вычитание в пределах 20»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    6+4

    6+6

    6+8

    6+10

    6+5

    6+7

    6+9

    2

    7+3

    7+5

    7+7

    7+9

    7+4

    7+6

    7+8

    3

    8+2

    8+4

    8+6

    8+8

    8+3

    8+5

    8+7

    4

    9+1

    9+3

    9+5

    9+7

    9+9

    9+2

    9+4

    5

    9+6

    9+8

    9+10

    10+1

    10+3

    10+5

    10+7

    6

    10+9

    10+2

    10+4

    10+6

    10+8

    10+10

    10-0

    7

    11-1

    11-3

    11-5

    11-7

    11-9

    11-10

    11-0

    8

    11-2

    11-4

    11-6

    11-8

    12-10

    12+1

    12-12

    9

    12-2

    12-4

    12-6

    12-8

    12-1

    12-3

    12-5

    10

    12-7

    12-9

    13-10

    13+1

    13-4

    13-6

    13-8

    11

    13-1

    13-3

    13-5

    13-7

    13-9

    14-10

    14-1

    12

    14+1

    14-4

    14-6

    14-8

    14-5

    14-7

    14-9

    13

    15-1

    15-5

    15-7

    15-9

    15-6

    15-8

    15-10

    14

    16-1

    16-6

    16-8

    16-10

    16-7

    16-9

    16+0

    15

    17-1

    17-7

    17-9

    17-8

    17-10

    17-0

    17+1

    16

    18-1

    18-8

    18-9

    18+1

    18-10

    16+1

    15+1

    17

    19-1

    19-9

    19+1

    19+0

    20+1

    20-1

    18+0

    Карточка № 2              «Сложение и вычитание в пределах 100»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    20+1

    20+2

    20+3

    20+4

    20+5

    20+6

    20+7

    2

    31-1

    32-2

    33-3

    34-4

    35-5

    36-6

    37-7

    3

    29+1

    39+1

    49+1

    59+1

    69+1

    79+1

    89+1

    4

    37+10

    38+10

    39+10

    49+10

    59+10

    69+10

    79+10

    5

    40-10

    50-10

    60-10

    70-10

    80-10

    90-10

    100-10

    6

    38+2

    48+2

    58+2

    68+2

    78+2

    88+2

    98+2

    7

    40-0

    50-0

    60-0

    70-0

    80-0

    90-0

    100-0

    8

    30-1

    40-1

    50-1

    60-1

    70-1

    80-1

    90-1

    9

    20+10

    30+10

    40+10

    50+10

    60+10

    70+10

    80+10

    10

    10-0

    10+0

    10+10

    20+20

    30+30

    40+40

    50+50

    11

    37+3

    47+3

    57+3

    67+3

    77+3

    87+3

    97+3

    12

    30+3

    40+4

    50+5

    60+6

    70+7

    80+8

    90+9

    13

    40+0

    50+0

    60+0

    70+0

    80+0

    90+0

    100+0

    №3        «Сложение и вычитание в пределах 100»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    19+2

    19+3

    19+4

    19+5

    19+6

    19+7

    19+8

    2

    15+15

    16+16

    27+27

    28+28

    19+19

    18+18

    26+26

    3

    21-2

    21-3

    21-4

    21-5

    21-6

    21-7

    21-8

    4

    30-13

    40-14

    50-15

    60-16

    70-17

    80-18

    90-19

    5

    28+12

    38+12

    48+12

    58+12

    68+12

    78+12

    88+12

    6

    33-23

    43-23

    53-23

    63-23

    73-23

    83-23

    93-23

    7

    47+26

    47+37

    57+28

    57+39

    68+27

    68+28

    39+39

    8

    31-24

    41-24

    51-24

    61-24

    71-24

    81-24

    91-24

    9

    100-26

    100-36

    100-46

    100-56

    100-66

    100-76

    100-86

    10

    36+36

    37+37

    38+38

    39+39

    46+46

    47+47

    48+48

    11

    90-47

    80-47

    70-47

    60-47

    90-55

    80-45

    70-45

    12

    92-54

    92-44

    92-34

    92-24

    83-54

    73-44

    63-34

       Карточка №4                           «Таблица умножения и деления»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    2 • 1

    2 • 2

    2 • 3

    2 • 4

    2 • 5

    2 • 6

    2 • 7

    2

    2 • 8

    2 • 9

    2 • 10

    2 • 0

    3 • 2

    4 • 2

    5 • 2

    3

    3 • 1

    3 • 3

    3 • 4

    3 • 5

    3 • 6

    3 • 7

    3 • 8

    4

    3 • 9

    3 • 10

    3 • 0

    4 • 1

    4 • 2

    4 • 3

    4 • 0

    5

    4 • 1

    4 • 4

    4 • 5

    4 • 6

    4 • 7

    4 • 8

    4 • 9

    6

    4 • 10

    5 • 1

    5 • 0

    5 • 2

    5 • 3

    5 • 4

    6 • 1

    7

    5 • 5

    5 • 6

    5 • 7

    5 • 8

    5 • 9

    5 • 10

    6 • 2

    8

    6 • 6

    6 • 7

    6 • 8

    6 • 9

    6 • 10

    6 • 3

    6 • 4

    9

    7 • 7

    7 • 8

    7 • 9

    7 • 10

    6 • 5

    7 • 1

    7 • 2

    10

    8 • 8

    8 • 9

    8 • 10

    7 • 3

    7 • 4

    7 • 5

    7 • 6

    11

    9 • 9

    9 • 10

    9 • 0

    8 • 1

    8 • 2

    8 • 3

    8 • 4

    12

    8 • 5

    8 • 6

    8 • 7

    8 • 0

    2 : 1

    7 • 0

    3 • 3

    13

    6 : 2

    9 : 3

    12 : 4

    15 : 3

    18 : 6

    21 : 3

    24 : 8

    14

    27 : 3

    30 : 3

    8 : 2

    16 : 4

    20 : 5

    24 : 6

    28 : 7

    15

    32 : 4

    36 : 9

    40 : 40

    10 : 5

    25 : 5

    30 : 6

    35 : 5

    16

    40 : 8

    45 : 9

    50 : 5

    12 : 6

    18 : 3

    36 : 6

    42 : 7

    17

    48 : 6

    54 : 9

    60 : 10

    7 : 7

    14 : 2

    21 : 7

    28 : 4

    18

    35 : 7

    42 : 6

    49 : 7

    56 : 8

    63 : 7

    70 : 70

    64 : 8

    19

    72 : 9

    8 : 8

    54 : 6

    63 : 9

    72 : 8

    81 : 9

    90 : 10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

    Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

    Формирование устного счета и вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

    В методической разработке широко представлен материал, на котором ребёнок может отработать вычислительные навыки по таблице умножения. Материал представлен в виде игрой технологии, где дети в форме иг...

    Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

    С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

    Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

      Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с...

    Выпускная квалификационная работа по теме "Создание сборника занимательных заданий для развития вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах".

    Выпускная квалификационная работа по теме "Создание сборника занимательных заданий для развития вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах"....

    Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования

    Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно ж...