Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования
статья на тему

Раднаева Будаханда Цыденбазаровна

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_vozmozhnostey_sotsiuma.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования

Раднаева Б-Х.Ц., учитель начальных классов МОУ «Кусочинская СОШ»

    Основой всей воспитательной работы в школе является Концепция духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания школьников, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации  в области образования.

  Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяется пути их реализации, организуется деятельность.

   Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.

  Цель воспитательной системы – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.

    Младший школьный  возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение школьного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. 

   Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.  Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” 

    И организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа.

   Известный педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили писал: «…нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, - среде, значимой и ценной для них. Ведь уже давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Социум или среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Среда осредняет личность. Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная – освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д.

          Взаимодействие классного коллектива с социумом в условиях нашей сельской школы включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждением здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования и культуры –участников сетевого взаимодействия; с семьями воспитанников школы по разным направлениям.

   Художественно-эстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники, ставятся спектакли, дети сами создают литературно-музыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне, организуются выставки творческих работ наших учащихся.

  Спортивно-оздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. Помимо физкультуры,   воспитанники занимаются в спортивных секциях (волейбол, баскетбол, борьба, теннис). В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные, межмуниципальные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах и районных соревнованиях.

   Развитие школьных традиций. Традиционно в школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики школы вместе со взрослыми. Это Праздник 1 сентября, День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны. В этом учебном году был проведен военно-спортивный день «Правнуки Победы». В рамках этого праздника совместно со специалистами Сельского Дома Культуры нашим классом была подготовлена и проведена литературно-музыкальна композиция «Спасибо за Победу!». В нашей школе стали традиционным такие замечательные дни, например «День подарков просто так». В этот день каждый ученик спешит делать подарок другому просто  так. Каждому человеку приятно получать подарок, даже взрослому. Также проводится день «Спешите делать добро». В целях предоставления широкого выбора для ребенка занятия по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, школа привлекает к осуществлению внеурочной деятельности специалистов- музыкальных руководителей, библиотекаря сельского дома культуры, директора музея, тренеров ДЮСШ.

  На всех этапах подготовки, организации и проведении внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнеры ОУ.

 Результатом работы по данному направлению стали коллективные мероприятия нашего класса: школьные и районные конкурсы «Эдир Баатар – эдир Дангина-2016», конкурсы чтецов, конкурсы народных песен среди младших школьников. Был реализован проект «Тихое добро», в котором учащиеся совместно с работниками администрации села и родителями  обустроили детскую площадку в сельском парке. Принимали участие в акции «Чистые реки – чистые берега".

  Наша школа является единственным  образовательным учреждением села Кусочи. Для того, чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, педагогу необходимо 

  • четко осознавать цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
  • владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • предвидеть возможные результаты партнерства для повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления школьника).
       
    Грамотно организованное и продуманное взаимодействие школьного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.

   Создаются условия: 

  • для расширения кругозора школьников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых.

   

   Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. 

    Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. 

  Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников школы, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия школы с объектами социума по различным направлениям деятельности школы; разработка методических материалов для реализации данных проектов.

  И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума. 
   Представляю Вашему вниманию - Проект организации социального партнерства нашего классного коллектива с организациями и учреждениями социума.

Проект организации социального партнерства   классного коллектива с организациями и учреждениями социума, расположенных  в сельском поселении «Кусоча»
Цель проекта: 
использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы. 
Задачи: 
Отработать механизм взаимодействия с социальными объектами образования, культуры, спорта и медицины. 
Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 
Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. 
Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе школы, села, малой родины. 
Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития. 
Предполагаемый результат 
1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов. 
2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. 
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 
4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными объектами. 
Механизм реализации 
    Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности. 
   Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности. 
   Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.

Cистема реализации проекта 
Блок I. Взаимодействие с медицинским учреждением, с учреждениями спорта,  с учреждениями дополнительного образования. 
Социальные партнеры – фельдшерский медицинский пункт с. Кусоча, работники сельского ФАП, филиал ДЮСШ, руководители внеурочной деятельности.

Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства школы с медицинским  учреждением села, объединить усилия школы с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса
Задачи: 
1. Объединить усилия сотрудников, родителей и работников медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 
2. Способствовать созданию образовательной системы школы с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса. 

3. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему села. 

4.Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта. 
Основные направления

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • информационно – педагогическое;
  • художественно – эстетическое;

Блок IΙ.  Взаимодействие с учреждениями культуры. 
Социальные партнеры – сельская библиотека с. Кусоча, Кусочинский ДК, сельский музей Боевой и Трудовой Славы.
Цель блока: формирование целостной социокультурной системы взаимодействия школы с учреждениями культуры 
Задачи блока: 
1. Расширять творческое взаимодействие школы с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 
Основные направления: 

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Блок Ш.  Взаимодействие с другими организациями, расположенными на территории села. 
Социальные партнеры – отдел работы с молодежью администрации СП «Кусоча», специалисты администрации по социальной работе, пожарная часть №76
Цель блока: установление связей с внешней общественностью, достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам. 

Задачи блока: 

  • расширение кругозора школьников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности школы (экскурсии, поездки, походы);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых.

   Таким образом, современное школьное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано: 

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы с учреждениями социума показывает, что активная позиция педагога, классного руководителя делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между школой  и учреждениями позволяет: 

  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
  • решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

  Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»

Создание системы сотрудничества МБОУ СОШ  с. Чернава с социальными объектами микрорайона школы для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей начальной школы, их способностей ...

Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Условия   возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...