Урок математики в 4 классе по теме "Встречное движение".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Разработка урока математики по теме "Встречное движение" для 4 класса составлена на основе учебника Л. Г. Петерсон.  УМК "Перспектива". Добавлена презентация из 11 слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse.rar92.22 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 4 класс (урок 26)

Автор учебника: Петерсон Л. Г. 

Тема: Встречное движение.

Вид урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока: Вывести вместе с учащимися правило нахождения расстояния между объектами при встречном движении и формулы для решения задач на встречное движение.

Задачи:

Образовательные:

  1. установить  зависимость между величинами S, Vсбл. и tвстр.;
  2. формировать умение анализировать и решать задачи, находить значения выражений рациональным способом;

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, математическую речь учащихся;

Воспитательные:

  1. формировать навыки работы  в паре и в группе;
  2. прививать навыки безопасного поведения на дорогах города.

Оборудование:

  • карточки для работы в группах;
  • презентационное сопровождение урока;
  • компьютер, проектор.

Литература:

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006.
  2. Петерсон Л.Г. Математика.  Учебник-тетрадь. 4 класс. Часть 2. – М.: Издательство «Ювента», 2014.

Ход урока

1. Устный счет. Математическая разминка (Слайд 1)

 - Найдите значения выражений удобным способом, запишите их в тетрадь.

 - Какое число может быть лишним?

2. Актуализация знаний

 - Вспомним правила решения задач на движение

 - Решите задачи (По-очереди решают задачи) Ответы записывайте в тетрадь

- Какое правило использовали при решении задачи?

 - Запишем формулы.

1. Самолет летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел?

2. Расстояние в 450 км скорый поезд проехал за 5 часов. С какой скоростью ехал поезд?

3.Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 5 км/ч?

 

3. Постановка проблемы

 - Прочитайте задачу (Слайд 2)

- «Из пункта А и В, расстояние между которыми равно 240 км, выехали одновременно навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста равна 20 км/ч, а скорость мотоциклиста –40 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 1 час, 2 часа,3 часа? Через какое время они встретятся?»

 - С помощь какой формулы мы можем решить эту задачу?( Ни одна формула не подходит)

  - Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту задачу (Нам надо вывести правило нахождения расстояния между объектами при встречном движении и времени  до встречи)

 - Итак, мы сегодня вместе будем выводить правило нахождения расстояния между объектами при встречном движении и формулы для решения задач на встречное движение.

 - О каком движении будем говорить?

 - Какова тема сегодняшнего урока? (Тема урока: Встречное движение) (Слайд 3)

4. Открытие новых знаний.

1). На партах лежат листы с изображением координатного луча и с таблицей. (Приложение1)

- Давайте выведем нужные нам правила и формулы.

- Какое расстояние было между объектами в самом начале, первоначально? (240 км)

 - Запишем в таблицу.

- Как изменится расстояние за 1 час? (Оно уменьшится)

- На сколько? (На 60 км)

 - Как называется величина, показывающая на сколько сблизятся объекты за 1 час?)

( Скорость сближения)

- Запишем в тетради формулу скорости сближения при встречном движении.

 - Чему равна скорость сближения велосипедиста и мотоциклиста? (60 км/ч)

- Запишем, это в тетради (v сбл.= 20+40= 60 (км/ч))

 2.)- В какой точке оказался мотоциклист через час? Велосипедист?

 - Чему равно расстояние между ними через час? (180 км)

 - Как найти оставшееся расстояние между велосипедистом через 1 час? Запишем в таблицу. (Слайд 4)

 3). - В какой точке оказался мотоциклист через 2 часа? Велосипедист?

  - Какое расстояние осталось между ними?

- Как найти оставшееся расстояние через 2 часа? Запишем в таблицу.(Слайд 5)

4). - Как определить расстояние между велосипедистом и мотоцикистом через 3 часа? Через t часов? (запись в таблице)(Слайды 6, 7, 8)

 5). - Обозначим расстояние между объектами буквой d

 - Запишите формулу нахождения расстояния d между велосипедистом и мотоциклистом в момент времени t. d = (240 – (40+20)*t

- Обозначьте первоначальное расстояние (240 км) буквой s, скорости велосипедиста и мотоциклиста  - v1 и v2 запишите формулу в обобщенном виде.(d=s – (v1+v2) или d=s – (v1+v2))

 - Что сначала нужно найти, что – потом?

 - Расскажите правило используя опорные слова. (Слайд 9)

6). - Что произошло через 4 часа? (Велосипедист и мотоциклист встретились)

- С помощью построений мы узнали, что через 4 часа произошла встреча.

- Всегда ли удобно находить время до встречи с помощью построений? (Не удобно, долго)

- Сможем ли без построений, с помощью вычислений узнать время до встречи?(1) 20+40=60 (км/ч), 2) 240 :60=4 (ч))

- Запишем выражение  240: (20+40)

- Что такое 240, 20, 40 ? (Первоначальное расстояние, скорость велосипедиста, скорость мотоциклиста)

 - Запишем в обобщенном виде формулу нахождения времени до встречи.(tвстр.=s:(v1+v2))

 - Расскажите правило

 - Запишите формулу для нахождения первоначального расстояния s.

- Попробуем записать формулы для нахождения скорости первого и второго объекта

 

5 .Первичное закрепление во внешней речи

№ 2 с. 90, № 4

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

№ 3 с. 90

7. Итог урока.

 - Какую формулу вывели на уроке?

 - Подбери к схемам подходящие выражения. ( Слайды 12, 13)

 

                                                                                                                                   Приложение 1

Из пункта А и В, расстояние между которыми равно 240 км, выехали одновременно навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста равна 20 км/ч, а скорость мотоциклиста – 40 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 1 час, через 2 часа,  через 3 часа? Через какое время они встретятся?

20 км/ч                                                                                                         40 км/ч

20       40         60             80                         120                        160                      200        

t ч

d км

0

1

2

 

3

 

t

 

d =

  I -

d =

  II -

tвстр.=

  III -

s =

v1=

v2 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение" 4 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики на тему "Задачи на движение" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок математики 4 класс Задачи на движение

Тема:  « Решение  задач  на движение»Задачи:  Образовательные: Сравнивать  различные виды  движения : вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с от...