методическая разработка внеурочного занятия "Наглядная геометрия"
презентация к уроку по математике (3 класс) на тему

Кузьмина Елена Рафиковна

Развивать интерес детей к математике, их иатематические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.rar465.68 КБ

Предварительный просмотр:

В Стране наглядной математики. Игра-путешествие

Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети. "Заниматика" – это занимательная математика.

У. Правильно!

У. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия "5".
Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге
.

– Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах

На доске: http://nsc.1september.ru/2004/36/2.gif

 "Миром управляют числа".

У. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.

Послушайте правила игры.

Перед вами карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

Для подсчета очков  у нас  работает жюри.

– Ну, а теперь я представляю вам команды.

Первая команда – "Круг".

Вторая команда – "Квадрат".

Третья команда – «Треугольник»

Итак, игра начинается!

Разделы и сектора на карте Заниматики

1. АРИФМЕТИКА

У. Это, пожалуй, самая древняя область математики.

Проведем небольшую разминку. ЭОР

Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
Каждый член команды должен решить по 2 примера и найти по 2 буквы. Примеры нужно решать по-порядку. 1,2  и 3 столбики.

На доске:

9 * 9
8 * 5
5 * 3
3 * 9
6 * 2

4 * 7
7 * 9
6 * 4
20 * 2
5 * 9

24 * 1
9 * 2
3 * 4
7 * 4
9 * 7

 12

15

18

20

24

27

28

36

40

45

63

64

81

у

з

а

ь

н

м

к

в

е

т

и

г

б

(Без муки нет науки.)

Пока члены команды заняты делом, все остальные попытаются заработать дополнительные очки для своей команды.
разгадать ребусы на доске.

http://nsc.1september.ru/2004/36/4.jpg

Восемь умножить на семь – получится 56.

Восемнадцать плюс три – получится двадцать один.

ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

У. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Перечислите геометрические фигуры, изображенные на слайде

 – Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 группы?

Дети отвечают.

У. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части.
Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру и вычислить периметр.

Будете работать в группах. Каждая команда получает по 2 задания.

http://nsc.1september.ru/2004/36/4.gif

У. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
Наши команды не случайно имеют такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.

Ученикам раздается 10–15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают. Подводятся итоги конкурса

Слово жюри.

3. ФОЛЬКЛОР

У. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

Существует очень много пословиц, в которых есть числа. Дома вам нужно было найти пословицы, связанные с числами и математикой. И сейчас мы проведем небольшой аукцион. Узнаем какая команда знает больше пословиц. За каждую пословицу – по 1 баллу.

 Ребята приготовили для вас загадки, нарисовав рисунки. Вам предстоит отгадать, что же за пословица изображена.

- А сейчас внимание на слайд. Я тоже приготовила для вас задания.

Подводятся итоги конкурса.

Физминутка

4. ВЕЛИЧИНЫ

У. С какими величинами вы знакомы?

Д. Длина, время, масса.

У. Заполните пропуски в карточках.

Учитель раздает командам карточки.

Мы живем в ___21_______ веке.

Сейчас 2014 год, 3_ месяц, 14_ число.

Часы показывают__13_часов _40_ минут.

 Через _20_ минут начнется новый час.

Через __11___ часов __20____ минут начнутся новые сутки.

 До следующего года осталось ___306___ дней. 31+28=59, 365-59=306

Подводятся итоги конкурса.

МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ

У. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

Посмотрите на доску и решите примеры, но сначала назовите компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами.
Кто знает и может объяснить, поднимите руку.

Команда 1

На доске:

1. Столько ударов в минуту делает сердце взрослого человека       Х - 14 = 51  (65)

2. Столько литров воды требуется человеку  в день:       90 :  Х  = 45 (2-2,5 л)

1. Столько кг чистого воздуха требуется в сутки для дыхания одного человека?

                                               63 +  Х =  80  (17 кг)

2. Столько литров воды вытекает из неисправного крана  100 :  Х = 2 (50 л)

1. Столько сосен сберегает 1 центнер макулатуры                  Х · 7 = 56 (8 сосен)

2. Столько кг углекислого газа поглощает за час 1 гектар леса  96 :  Х  = 12  (8 кг)

У. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

Д. Огромное количество кислорода.

У. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.
В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.

На доске:

Команда 1

Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении?

Команда 2

Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Столько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожная птица,
В недоуменьи тащат муравьи,
Что ни попало, в жилища свои.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

– А теперь вернемся к заданиям.

Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.

Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.

У. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?

Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.

Подводятся итоги конкурса.

6. ЛОГИКА

У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова "некоторые", "все".

Учитель раздает командам карточки с выражениями.

Команда 1

________ числа двузначные.
________ задачи решаются в два действия.
________ уравнения содержат неизвестное.
________ квадраты – четырехугольники.
________ числа делятся на 1.
________ имеющие "5" по математике – отличники.

 Команда 2

________ дети учатся в школе.
________ треугольники имеют три угла.
________ числа четные.
________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.
________ числа меньше 1000.
________ люди любят шоколад.

7. Подведение итогов игры. Награждение

У. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Интересно было?

Д. Да!

У. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.
В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь. А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

Пока жюри подводит итоги, мне хотелось бы отметить тех детей, который были активными участниками математической недели, хотя в нашем классе это были 2 недели. Которые готовили интересные занимательные задания для вас и помогали мне в проведении уроков и праздника.

Грамоты
А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри.  Грамоты за 1,2 3 место

 А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается. еще и сладкий приз.
Всем спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖОК «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Методическая разработка внеурочного занятия кружка  "Бумажная пластика". 2 класс.Тема занятия" Модульное оригами. Проект «На пруду» ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Методическая разработка внеурочного занятия. Кружок «Бумажная пластика». Оригами. Изготовление лотоса.

На занятии отрабатываются навыки выполнения базовой формы «дверь», «стрела», совершенствуются умения создавать поделки в технике «Оригами». Учащиеся работают  по текстовому плану и технолог...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...