Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Школа России"
    рабочая программа по математике (4 класс) на тему

    Антропова Наталья Николаевна

    1.Пояснительная записка

    Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе:

    -требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

    -Примерной программы начального общего образования  по математике (Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 ч.Ч1.-М.: Просвещение, 2010.- 182-251с ),

    -авторской программы М.И. Моро, М.Ю. Колягина, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В Степановой» Математика»  (Сборник рабочих программ “ Школа России» 1-4 класс,  «Математика» / – М.: Просвещение, 2011. – 328-368 с.),

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika.docx59.96 КБ

    Предварительный просмотр:


    1.Пояснительная записка

    Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе:

    -требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

    -Примерной программы начального общего образования  по математике (Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 ч.Ч1.-М.: Просвещение, 2010.- 182-251с ),

    -авторской программы М.И. Моро, М.Ю. Колягина, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В Степановой» Математика»  (Сборник рабочих программ “ Школа России» 1-4 класс,  «Математика» / – М.: Просвещение, 2011. – 328-368 с.),

     в соответствии с

    - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО);

    - учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год;

    -годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2014- 2015 учебный год.

    Программа рассчитана на 136 ч. в год,   34 рабочих недели (4 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ -12, математических диктантов -10, комплексных работ-1, проверочных работ-6.

    Основными целями начального обучения математике являются:

    • Математическое развитие младших школьников.
    • Формирование системы начальных математических знаний.
    • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

    и способствует решению следующих задач на первой ступени начального образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
    •  развитие пространственного воображения;
    • развитие математической речи;
    • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
    • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
    • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
    • развитие познавательных способностей;
    • воспитание стремления к расширению математических знаний;
    • формирование критичности мышления;
    • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
    • оценивать и принимать суждения других.

    Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ  СОШ№2 УИИЯ, а так же тем, что в  программе бережно сохранены лучшие традиции российской школы младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

    Программа является завершенной предметной линией, входящей в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС (раздел 3  п. 19.5). Содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Ориентирована программа на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. А так же выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен результатами достижений обученности учащимися 3 класса.

     Сопоставление Примерной программы по математике и авторской программы выявило, что все дидактические единицы, предусмотренные Примерной программой, реализует программа, разработанная авторской программой  М.И. Моро, М.Ю. Колягин и др

    Данная программа составлена для реализации курса математики, который является частью образовательной области Математика и информатика учебного плана школы.

    Ключевая идея курса заключается в том, что построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового знания (постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка). Специфика курса изучения математики в логике построения содержания, в методическом подходе, в системе учебных заданий, в методике обучения решению текстовых задач, в организации дифференцированного обучения,  в методике формирования представлений о геометрических фигурах. Она требует особой организации учебной деятельности школьников. Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

    Практическая сторона математического образования связана с формированием приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, духовная – с нравственно-эстетическим развитием человека.

    Практическая полезность изучаемого курса обусловлена тем, что математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий; в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры; овладение различными видами учебной деятельности в процессе изучения математики является основой изучения других учебных предметов.  

    Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, формирует их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

    Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся умения решать учебные и практические задачи: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические  способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших измерений. Проявлять  математическую готовность к продолжению образования. возможность развивать у учащихся познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование всесторонне-развитой, духовно-нравственной личности, способной адаптироваться в современном информационном мире, способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

    Цель изучения учебного предмета.

    -математическое развитие младших школьников — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

    -формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

    -воспитание интереса к математике, к умственной деятельности осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

    — формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    — развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

    — развивать пространственное воображения;

    — развивать математическую речь;

    — формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

    — формировать умение вести поиск информации и работать с ней;

    — формировать первоначальные представлений о компьютерной грамотности;

    — развить познавательные способности;

    — воспитывать стремление к расширению математических знаний;

    — формировать критичность мышления;

    — развивать умение аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

    Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

    Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

    Курс математики для начальной школы является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

    Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

    Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

    Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.

    Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

    При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:        

    -уровневая дифференциация;

    -проблемное обучение;

    -информационно-коммуникационные технологии;

    -здоровьесберегающие технологии;

    -технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

    -коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) методики КСО: взаимодиктант; взаимообмен заданиями;

    -системно-деятельностный подход, исследовательскую деятельность обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения; ориентированы на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать); формирование метапредметных умений – фиксировать затруднения в собственной деятельности и выявлять их причины, ставить перед собой цель и планировать свои действия, выбирать способы и средства проектирования, выполнять самоконтроль и самооценку и др. – является приоритетом начального общего образования (формирование этих умений заложено в основу стандартов второго поколения).

    Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

    Все математическое содержание обучения представлено в программе разделами (содержательными линиями): «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.

    Новизна рабочей программы.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на внеучебных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

    Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме интеллектуально-развивающих занятий «Учусь создавать проекты», а так же проведение внеурочной деятельности в формах: олимпиады, конкурсы, дидактические игры и т.д..

    Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

    Контроль и оценка предметных результатов

    Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся являются: входной контроль (1 четверть), полугодовой (в конце 2 четверти), промежуточный контроль (в конце 4 четверти); текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, математических диктантов, тестов, проверочных работ(«Проверь себя»), комплексный работы. Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оперативный (тесты, вопросы, схемы, рисунки, таблицы). Предусмотрено: контрольных работ -12, математических диктантов -10, комплексных работ-1.    

    Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

    Контроль личностных и метапредметных УУД.

    Контроль УУД осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребенка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунееева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс. -М. Баласс, 2010. -48 с. Контроль метапредметных результатов УУД (регулятивных) проводится на математике в форме тестирования (на конец года). Диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.

    Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу школы и в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ .

    Материалы текущего контроля представлены в приложении к рабочей программе. См. таблицу «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по математике».

    Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

    1. Математика. 4 класс. Учеб, для общеобразоват, организаций с прил. На электрон, носителе. В 2 ч. Ч.1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, Г.В. Бельтюкова и др.-  М.:  Просвещение, 2014. - (Школа России). -112 с.: ил. – ISBN 978-5-09-023199-2/

    2.Математика. Проверочные работы 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежд./ С.И. Волкова. - М: Просвещение, 2014.

     

    2. Общая характеристика учебного предмета.

    Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений.  Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

    Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

    Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

    3. Описание места учебного предмета учебном плане.        

    Учебный предмет «Математика» включен в образовательную область «Математика» и «Информатика» учебного плана школы. Учебный план школы предусматривает обязательное изучение математике на этапе начального общего образования в объеме 544 часа, из них в 4 классе на изучение математики  отводится 136 часов.

    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения математики.

    Требования к уровню освоения обучающимися  личностных, метапредметных и предметных результатов

    Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

    -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

    -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

    -установка на здоровый образ жизни;

    -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    -принимать и сохранять учебную задачу;

    -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

    -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    -различать способ и результат действия;

    -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    -формулировать собственное мнение и позицию;

    -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    -задавать вопросы;

    -контролировать действия партнёра;

    -использовать речь для регуляции своего действия;

    -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

    -строить сообщения в устной и письменной форме;

    -ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

    -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    -осуществлять синтез как составление целого из частей;

    -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

    ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    -устанавливать аналогии;

    -владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Предметными результатами освоения выпускниками начальной школы программы по математике являются:

    Числа и величины

    читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

    представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

    устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел, и составлять последовательность чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

    читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм–грамм; час–минута, минута–секунда; километр–метр, метр–сантиметр, сантиметр–миллиметр);

    сравнивать однородные величины (масса, длина, время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;

    определять время в часах и минутах.

    Арифметические действия

    выполнять вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;

    выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста;

    находить неизвестный компонент арифметического действия;

    выполнять арифметические действия с нулем и единицей;

    вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок);

    выполнять деление с остатком.

    Текстовые задачи

    использовать для решения задач связь между величинами (цена, количество и стоимость; время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении);

    решать задачи на нахождение доли числа (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

    решать задачи, связанные с жизненными ситуациями (покупка–продажа; измерение времени, длины, площади; взвешивание), арифметическим способом (в 1-2 действия);

    проводить оценку реальности ответа на вопрос задачи.

    Пространственные отношения. Геометрические фигуры

    ориентироваться в пространстве и на плоскости;

    описывать положение предметов в пространстве и на плоскости;

    различать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    использовать свойства прямоугольника  и квадрата для решения задач;

    выполнять построения (произвольного многоугольника, окружности; прямоугольника, квадрата и отрезка с заданными измерениями) с помощью линейки, угольника, циркуля.

    Геометрические величины

    измерять длину отрезка;

    вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно («на глаз»).

    Работа с данными

    читать, заполнять несложные готовые таблицы, читать несложные готовые столбчатые диаграммы

    5.  Содержание тем учебного предмета

    Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (13 ч)

    Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

    Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

    Новая счетная единица — тысяча.

    Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

    Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

    Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

    Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

    Величины (18ч)

    Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

    Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

    Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

    Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

    Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

    Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)

    Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

    Решение уравнений вида:

    Х + 312 = 654 + 79,

    729 – х = 217,

    х – 137 = 500 – 140.

    Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

    Сложение и вычитание значений величин.

    Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)

    Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

    Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х 18 = 270 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

    Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

    Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

    Умножение и деление значений величин на однозначное число.

    Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

    Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

    В течение всего года проводится:

    вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

    решение задач в одно действие, раскрывающих:

    а) смысл арифметических действий;

    б) нахождение неизвестных компонентов действий;

    в) отношения больше, меньше, равно;

    г) взаимосвязь между величинами;

     -решение задач в 2 – 4 действия;

     -решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

    Итоговое повторение (10 ч)

    Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

    Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

    Величины.

    Геометрические фигуры.

    Доли.

    Решение задач изученных видов

    Контроль  и учет знаний


    6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

    Основное содержание по темам

    Всего часов

    В том числе на:

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    Практические работы

    Контрольные

    работы

    Числа от 1 до 1000- 13ч

    1

     Повторение

    Повторение  нумерации чисел от 1 до1000.Устные  и письменные  приёмы сложения и вычитания.

    Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

    Знакомство с письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел вида 607-463,903-574

    13 ч.

    Проверочная работа №1

    математический диктант

    Обучающиеся научатся

    - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число);

    - вычислять значение числового выражения, содержащего 2-4 действия;

    - понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;  

     - пользоваться изученной математической терминологией;

    - выполнять приёмы письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные;

    - выполнять приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное; деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль;

    - записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;

    - решать текстовые задачи арифметическим способом.

    - работать в паре;

    читать и строить столбчатые диаграммы

    Числа, которые больше 1000- 111 ч.

    2

    Нумерация

    Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз.

    Класс миллионов и классом миллиардов. Сравнение чисел.

    11ч

    Проверочные работа №2

    Административная контрольная работа  

    (№1)

    Контрольная работа.

    №2

    по теме «Числа, которые больше 1000.Нумерация»

    математический диктант

    Обучающиеся научатся

    -сравнивать числа по классам и разрядам

    -употреблять заданные числа

    -оценивать правильность составления числовой последовательности

    - читать, записывать числа, которые больше 1 000;

    - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

    - находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе;

    - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

    - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

    - выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз;

    - решать текстовые задачи арифметическим способом.

    - работать в паре

    3.

    Величины

    Единицы длины. Километр

    Единицы площади.

    Квадратный километр,

    квадратный миллиметр.

    Единицы массы .Тонна, центнер.

    Единицы времени. Век. 

    12 ч.

    Проверочные работа №3

    Контрольная работа.

    №3

    по теме «Величины»

    математический диктант

    Обучающиеся научатся

    - сравнивать величины по их числовым значениям;

    -переводить одни величины в другие;

    сравнивать значения площадей разных фигур;

    - выражать величины в различных единицах;

    - оценивать правильность составления числовой последовательности;

    - вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

    - решать задачи на определение начала, конца события, его продолжительности;

    - определять время по часам;

    - применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

    - работать в паре

    4.

    Сложение и вычитание

    Решение текстовых задач арифметическим способом.

    Вычисление периметра и площади прямоугольника (квадрата). Сравнение величин по их числовым значениям;
    Выражение данных величин в различных единицах. решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме

    11 ч.

    Проверочные работа №4

    математический диктант

    Контрольная работа.

    №4

    по теме «Сложение и вычитание»

    математический диктант

    Обучающиеся научатся

    -выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения;

    - записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

    - находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

    - выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими  числами  в случаях,  сводимых  к действиям  в пределах  100;

    - выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел; - выполнять вычисления с нулём;

    - проверять правильность выполненных вычислений;

    - использовать  для рационализации вычислений переместительное и сочетательное свойства сложения;

    - складывать и вычитать величины;

    - пользоваться изученной математической терминологией;

    - решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме;

    - решать текстовые задачи арифметическим способом;

    - выражать величины в разных единицах.

    Обучающиеся научатся

    решать задачи изученных видов

    выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел)

    Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

    выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)

    выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;

    - работать в паре

    5.

    Умножение и деление

    Выполнение вычислений с 0, делить нуль на число. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение уравнений.

    Деление с остатком на 10,100,1000. Приемы письменного умножения в пределах

    1 000.

    Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное деление на двузначное число. умножение трёхзначного числа на однозначное.

    Приёмы письменных вычислений.

    71ч.

    Проверочные работа №5

    Контрольная работа.

    №5

    по теме «Умножение и деление на однозначное число»

    Административная   контрольная за 1 полугодие

    математический диктант

    Контрольная работа.

    №6

    по теме «Решение задач на движение»

    Контрольная работа.

    №7

    по теме «Умножение чисел ,оканчивающихся нулями»

    Контрольная работа

    № 8   по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» 

    Контрольная работа

    № 9   по теме «Умножение на  двузначное и трёхзначное число»

    Контрольная работа

    № 10  по теме «Деление  на двузначное число»

     Контрольная работа

    № 11  по теме «Деление  на трёхзначное  число

    Обучающиеся научатся

    -выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное;

    -составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом;

    - решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме;

    - решать задачи на пропорциональное деление;

    - выполнять вычисления с нулём, проверять правильность выполненных вычислений;

    - вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

    - делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений;

    - выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули;

    - устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием;

    - находить скорость, время, расстояние;

    - выполнять письменное умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями;

    - выполнять письменное умножение и деление  на двузначное число;

    - решать текстовые задачи арифметическим способом  на нахождение скорости, времени, расстояния;

    - рационально вычислять на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;

    - группировать множители в произведении;

    - выполнять деление с остатком в пределах 100;

    - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

    - решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;

    - умножать и делить значения величин на однозначное число

    - работать в паре;

    моделировать взаимосвязи между величинами: скорость время расстояние, решать задачи.

    Итоговое повторение- 10 ч

    6

    Итоговое повторение

    10 ч.

    Проверочные работа №6

    Промежуточная аттестация-

     комплексная работа

    математический диктант

    Обучающиеся научатся

    решать задачи изученных видов

    выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел)

    Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

    выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)

    выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;

    - работать в паре

    7

    Контроль  и учет знаний

    Итоговая контрольная работа

    № 12  

    Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий

    Всего      136 ч

    6

    12+1

                                       


    7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    Числа и величины

    Выпускник научится:

    читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

    представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

    устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел, и составлять последовательность чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

    читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм–грамм; час–минута, минута–секунда; километр–метр, метр–сантиметр, сантиметр–миллиметр);

    сравнивать однородные величины (масса, длина, время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;

    определять время в часах и минутах.

    Выпускник получит возможность научиться:

    классифицировать числа разными способами (по одному какому-либо или нескольким основаниям),

    выбирать подходящую единицу для измерения нужной величины (длины, массы, площади, времени) в практической ситуации (типичной для повседневной жизни), объяснять свои действия.

    Арифметические действия

    Выпускник научится:

    выполнять вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;

    выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста;

    находить неизвестный компонент арифметического действия;

    выполнять арифметические действия с нулем и единицей;

    вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок);

    выполнять деление с остатком.

    Выпускник получит возможность научиться:

    выполнять действия с величинами;

    умножать и делить на двузначное число;

    использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

    проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

    Текстовые задачи

    Выпускник научится:

    использовать для решения задач связь между величинами (цена, количество и стоимость; время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении);

    решать задачи на нахождение доли числа (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

    решать задачи, связанные с жизненными ситуациями (покупка–продажа; измерение времени, длины, площади; взвешивание), арифметическим способом (в 1-2 действия);

    проводить оценку реальности ответа на вопрос задачи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    решать задачи на нахождение числа по значению его доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть),

    решать задачи в 2-3 действия, использовать разные способы для решения одной и той же задачи.

    Пространственные отношения. Геометрические фигуры

    Выпускник научится:

    ориентироваться в пространстве и на плоскости;

    описывать положение предметов в пространстве и на плоскости;

    различать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    использовать свойства прямоугольника  и квадрата для решения задач;

    выполнять построения (произвольного многоугольника, окружности; прямоугольника, квадрата и отрезка с заданными измерениями) с помощью линейки, угольника, циркуля.

    Выпускник получит возможность научиться:

    распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус;

    соотносить реальные предметы с моделями геометрических фигур.

    Геометрические величины

    Выпускник научится:

    измерять длину отрезка;

    вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно («на глаз»).

    Выпускник получит возможность научиться 

    вычислять периметр и площадь прямоугольной фигуры сложной конфигурации.

    Работа с данными

    Выпускник научится:

    читать, заполнять несложные готовые таблицы,

    читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    Выпускник получит возможность научиться:

    читать несложные готовые круговые диаграммы.

    распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

    сравнивать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц, делать выводы и прогнозы;

    достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму,

    сравнивать информацию, представленную в нескольких столбцах диаграммы, делать выводы и прогнозы;

    планировать, проводить несложные исследования, обрабатывать и представлять полученную информацию в виде таблиц и диаграмм, интерпретировать (сравнивать информацию, представленную в строках и столбцах таблицы и столбчатой диаграммы, делать выводы и прогнозы  на основе результатов исследования).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

    В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Математика" ("Школа России") ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном план...

    пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Школа России" 2 кл.

    В пояснительной записке говорится о назначении предмета, даётся содержательная линия, указаны принципы, лежащие в основе построения программы по математике....

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

       Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

    пояснительная записка к рабочей программе по математике 2 класс "Школа России"

    пояснительная записка к рабочей программе по математике 2 класс "Школа России"...

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике 1 класс Школа России

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике 1 класс Школа России в соответствии с требованиями ФГОС...

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике. УМК «Школа России». 1 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной...