"Юный математик"
олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему

рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС , программы духовно- нравственного воспитания младших школьников и авторской программы Моро М И, М., Просвещение, 2011 год

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии

   Программа факультатива  рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. 34 часа

                                                     I четверть – 9ч

                                                    II четверть – 7ч

                                                    III четверть – 10ч

                                                    IV четверть – 8ч

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

        развивать математический образ мышления

Задачи:

        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

        расширять математические знания в области многозначных чисел;

        содействовать умелому использованию символики;

        учить правильно применять математическую терминологию;

        развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

        уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

        Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

                 Предполагаемые результаты:

Занятия в  должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

               Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

                     Содержание занятий в 3 классе

  1. Математика – царица наук.
  2. Как люди научились считать.
  3. Интересные приемы устного счёта.
  4. Решение занимательных задач в стихах.
  5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
  6. Учимся отгадывать ребусы.
  7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
  8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
  9. Решение ребусов и логических задач.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  11.  Загадки- смекалки.
  12. Игра «Знай свой разряд».
  13.  Обратные задачи.
  14.  Практикум «Подумай и реши.
  15. Задачи с изменением вопроса.
  16.  Проектная деятельность «Газета любознательных»
  17.  Решение нестандартных задач.
  18.  Решение олимпиадных задач.
  19.  Решение задач международной игры «Кенгуру»
  20.  Математические горки.
  21.  Наглядная алгебра.
  22. Решение логических задач.
  23. Игра «У кого какая цифра»
  24.  Знакомьтесь: Архимед!
  25. Задачи с многовариантными решениями.
  26.  Знакомьтесь: Пифагор!
  27.  Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
  28.   Задачи с многовариантными решениями.
  29.  Математический КВН

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

     Дата

план

факт

                                                            I четверть (9ч)

1

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

2

 Как люди научились считать.

Выполнение заданий презентации

 «Как люди научились считать»

3

Интересные приемы устного счёта.

Устный счёт

4

 Решение занимательных задач в стихах.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

работа с алгоритмами

6

 Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

 Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8

 Упражнения с многозначными числами

работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

мини-олимпиада

                                                           II четверть (7ч)

10

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

11

 Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

 Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

тест

13

 Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

 Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15

Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

 «Газета любоз-нательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

                                                           III четверть (10ч)

17

Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

21

Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование

24

Решение логических задач.

схематическое изображение задач

25

Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

26

Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

                                                          IV четверть (8ч)

27

Задачи с много-вариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

Задачи с много-вариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

тест

31

Задачи с много-вариантными решениями.

индивидуальная работа

32

Математический КВН

работа в группах

33

 Защита проектов по математике

конкурс на лучший проект

34

 Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

                                                   ИТОГО:                              34 ч

                         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.        Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.        Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.        Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.        Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.        Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.        Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.        Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.        Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.        Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.        Волкова  С И, Моро М И  « Для тех кто любит математику» тетрадь 3 класс М., Просвещение 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Программа "Юный математик"

Тематическое планирование внеурочной деятельности по математике для 2 класса...

Математическая игра: "Юный математик"

Внеклассное мероприятие по математике, способствующее  развитию логического мышления, воображения, смекалки школьников,совершенствованию вычислительных навыков и повышению интереса к математике....