Рабочая программа по учебному курсу «Математика». 1 класс. (развивающая личностно-ориентированная система «Перспективная начальная школа»)
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Математика". Календарно-тематическое планирование. УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 1

с.п. «Село Хурба»

Рабочая программа

по учебному курсу

  «Математика»

 1 класс

 УМК  «Перспективная начальная школа»

       Рабочая программа составлена  на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
  • примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4 – изд., перераб.- М.: Просвещение  2010.- 400с. – (Стандарты второго поколения)
  • учебного плана и авторской программы по математике (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план (Текст): 1-4 кл.: в 3 ч. \сост.  Р.Г. Чуракова – 2-е изд., испр.-  М., Академкнига/Учебник,2013.- Ч. 1: 320  с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Составитель:

                                             Р.М.  Буслаева


УТВЕРЖДАЮ                                    СОГЛАСОВАНО              Рассмотрено  

директор школы                   зам. директора по УМР              на заседании ШМО  

_________Е. Н. Артеменко                   ___________Е. В. Боробова              протокол  

«___» ________   2014г.                      «___» ________    2014г.                                           от _________№ ______

                           

Рабочая программа

по учебному курсу

«Математика»

для 1 класса

по УМК

«Перспективная начальная школа»

на 2014-2015 учебный год

учителя Буслаева Р.М.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;  формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия.

В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными).

Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2 класс), целые числа от 0 до 999 999 (3 класс), целые числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа (4 класс). Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов (4 класс) обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и в обязательном порядке его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия (хотя бы на конкретном примере), то само действие не определено. Без результата нет действия!

По этой причине мы считаем некорректным рассматривать, например, сумму до рассмотрения сложения. Сумма указывает на намерение совершить действие сложения, но если сложение еще не определено, то каким образом можно трактовать сумму? В этом случае вопрос остается без ответа.

Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности.

•Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1 класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.

•Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1 класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

•Умножение (систематическое изучение начинается со 2 класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.

•Деление (первое знакомство во 2 классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3 класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом — деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4 классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.

Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

В первом классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, симметричные фигуры.

Во втором классе изучаются следующие понятия и их свойства: прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды, прямоугольник, квадрат, периметр квадрата и прямоугольника, окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга), а также рассматриваются вопросы построения окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному отрезку.

В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.

В четвертом классе геометрический материал сосредоточен главным образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, дает возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника. При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.

Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени — это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.

Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.

Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии первого класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии первого класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Во втором классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины — метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время». Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы — килограмм, и изучаются вопросы измерения массы с помощью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы — центнер.

Изучение величины «время» во втором классе начинается с рассмотрения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени — век. Кроме этого, рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя.

В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин —километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с новыми величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе.

Работа с этими величинами осуществляется по традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.

В четвертом классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем алгоритмической) является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений).

Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным.

Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.

Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у учащихся общего умения решать задачи.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований.

К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

Информационная линия, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин.

Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее).

Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления. Особое место при работе с информацией отводится таблице.

Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2 классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными.

Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами (см. соответствующее приложение). В 3 классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.

Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3 класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.

Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после того, как будет введено понятие доли и учащиеся научатся делить круг на заданное число равных частей.

Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4 классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2 классе.

Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельной содержательной линии в силу двух основных причин: во-первых, этот материал, согласно требованиям нового стандарта, представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность главным образом носит пропедевтический характер. Однако мы считаем, что по той роли, которая отводится этому материалу в плане дальнейшего успешного изучения курса математики, он вполне мог бы быть представлен более широко и мог бы претендовать на образование самостоятельной содержательной линии.

Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4 класс, но пропедевтическая работа начинается с 1 класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а затем и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений. Во 2 классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Делается это, прежде всего, для вывода правил нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способа решения соответствующих уравнений. В 3 классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих систему «Перспективная начальная школа», курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1), изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 540 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования  по математике, представленными в Примерной программе по учебным предметам начального общего образования.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:

— восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);

— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);

— владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик, устанавливать количественные, пространственные и временные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях; определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.

Предметные результаты обучающихся по годам обучения

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

• читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

• вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

• сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);

• записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, –);

• употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);

• пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

• воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

• применять переместительное свойство сложения;

• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

• выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;

• применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

• выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;

• применять правила сложения и вычитания с нулем;

• понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

• выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

• выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

• распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;

• распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);

• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

• определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);

• распознавать симметричные фигуры и изображения;

• распознавать и формулировать простые задачи;

• употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);

• составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;

• выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее–короче, дальше–ближе, тяжелее–легче, раньше–позже, дороже–дешевле);

• использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать количественный и порядковый смысл числа;

• понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

• воспроизводить переместительное свойство сложения;

• воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; вычитания числа из суммы и суммы из числа;

• воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;

• использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

• устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

• понимать и использовать термин «точка пересечения»;

• строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

• описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);

• понимать суточную и годовую цикличность;

• представлять информацию в таблице.

VI. Содержание учебного предмета «Математика».

1 класс (132 ч)

Числа и величины (28 ч)

Числа и цифры.

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т. д. Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, <, =. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.

Величины.

Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше–ниже, шире–уже, длиннее–короче, старше–моложе, тяжелее–легче. Отношение «дороже–дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам.

Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше–позже, продолжительность (длиннее–короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

Арифметические действия (48 ч)

Сложение и вычитание.

Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4, 5 на основе их состава.

Вычитание чисел. Знак «минус» (–). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.

Сложение и вычитание длин.

Текстовые задачи (12 ч)

Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

(28 ч)

Признаки предметов. Расположение предметов.

Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: устаноление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).

Геометрические фигуры и их свойства.

Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах.

Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница  области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Симметричные фигуры.

Геометрические величины (10 ч)

Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше–ближе» и «длиннее–короче».

Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 дм = 10 см). Сравнение длин на основе их измерения.

Работа с данными (6 ч)

Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Математика».

Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях.

1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях.

1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование. 1 класс. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 1 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Тематическое  планирование курса «Математика»

(33 часа – 1 час в неделю)

Раздела

Тема

раздела

Кол-во часов

Тематический и итоговый контроль

Формирование

универсальных учебных действий

1

Числа и величины

28

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.

2

Арифметические действия

48

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять данные. Описывать явления и события с использованием чисел.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.

3

Текстовые задачи

12

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве. Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять данные.

4

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

28

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры. Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные.

5

Геометрические величины

10

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости.

6

Работа с данными

6

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать отличительным признакам. Описывать явления и события с использованием чисел.

Календарно- тематическое планирование курса «Математика»

1 класс (33 часа в год – 4 часа в неделю)

№ п\п

Кол-во часов

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

I четверть – 36 часов

Числа и величины – 28 часов

1

1

Здравствуй, школа!

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

2

1

Этот разноцветный мир

Урок-игра

Знать книжных героев Машу и Мишу; структуру учебника, условные обозначения, иллюстративный материал

3

1

Одинаковые и разные по форме

Комбинированный урок

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

4

1

Слева и справа, вверху и внизу

Комбинированный урок

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу

5

1

Над, под, левее, правее, между

Изучение нового

материала

Установление пространственных отношений: спереди-сзади, перед, после, между и др.

6

1

Плоские геометрические фигуры

Комбинированный урок

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

7

2

Прямые и кривые

Комбинированный урок

8

Прямые и кривые

Комбинированный урок

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

9

1

Впереди и позади

Комбинированный урок

Установление пространственных отношений: впереди и

позади

10

1

Точки

Изучение нового

материала

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, перед

11

1

Отрезки и дуги

Комбинированный урок

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

12

1

Направления

Комбинированный урок

13

1

Налево и направо

Комбинированный урок

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

14

1

Вверх и вниз

Комбинированный урок

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, перед, после, между и другие

15

1

Больше, меньше, одинаковые

Комбинированный урок

Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же

16

1

Первый и последний

Комбинированный урок

Счет предметов. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют)

17

1

Следующий и предшествующий

Изучение нового материала

18

1

Один и несколько

Комбинированный урок

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного

19

2

Число и цифра 1

Урок-игра

Счет предметов. Число 1 как количественный признак единственности (единичности), т.е. в единственном числе. Цифра 1

20

Число и цифра 1

Урок-игра

21

1

Пересекающиеся линии и точки пересечения

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

22

2

Один лишний. Один и ни одного

Комбинированный урок

Счет предметов. Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного

23

Один лишний. Один и ни одного

Комбинированный урок

24

1

Число и цифра 0

Комбинированный урок

Счет предметов. Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Цифра 0

25

1

Непересекающиеся линии

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

26

1

Пара предметов

Изучение нового материала

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел

27

1

Число и цифра 2

Урок-игра

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Цифра 2.

Второй

28

1

Больше, меньше, поровну

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же

Арифметические действия – 48 часов

29

1

Знаки «<», «>», «=»

Комбинированный урок

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=», «<», «>»

30

1

Число и цифра 3

Комбинированный урок

Числа и цифры 1, 2, 3. Первый, второй, третий. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=», «<», «>»

31

1

Ломаная линия

Изучение нового

материала

Счет предметов. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

32

1

Замкнутые и незамкнутые линии

Изучение нового

материала

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки

33

1

Внутри, вне, на границе

Изучение нового

материала

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

34

1

Замкнутая ломаная и многоугольник

Изучение нового

материала

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

35

1

Число и цифра 4

Изучение нового

материала

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

36

1

Раньше и

позже

Комбинированный урок

Установление зависимости между величинами

II четверть – 28 часов

37

1

Части суток и времени года

Комбинированный урок

Установление зависимости между величинами. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность

38

1

Число и цифра 5

Изучение нового

материала

Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый

39

1

Сложение и знак «+»

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

40

1

Слагаемые и суммы

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

41

1

Слагаемые и значение суммы

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

42

1

Выше и ниже

Изучение нового

материала

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа

43

1

Прибавление числа 1

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

44

1

Число и цифра 6

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

45

1

Шире и уже

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче

46

1

Прибавление числа 2

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

47

1

Число и цифра 7

Изучение нового

материала

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1

48

1

Дальше и ближе

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе», «длиннее-короче»

49

1

Прибавление числа 3

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

50

1

Число и цифра 8

Изучение нового

материала

Числа и цифры 6, 7, 8. Шестой, седьмой, восьмой. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

51

1

Длиннее и короче

Комбинированный урок

Счет предметов. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Длина пути и расстояние. Сравнение на основе понятий «дальше-ближе»

52

1

Прибавление числа 4

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

53

1

Число и цифра 9

Изучение нового материала

Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый

54

1

Все цифры

Комбинированный урок

Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

55

1

Однозначные числа

Комбинированный урок

Числа однозначные, двузначные, трехзначные и т.д. Однозначные числа

56

1

Прибавление числа 5

Изучение нового

материала

Числа и цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Десяток. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

57

1

Число десять и один десяток

Комбинированный урок

Счет предметов. Десяток. Название, последовательность и запись чисел от 0

до 10

58

1

Счет до 10

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 10

59

2

Контрольная работа №1

Итоговый

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 10. Десяток. Число 10

60

61

1

Вычитание. Знак «-»

Изучение нового материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

62

1

Разность и ее значение

Изучение нового материала

Сложение и вычитание чисел, использование  терминов

63

1

Уменьшаемое и вычитаемое

Изучение нового материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

64

1

Вычитание числа 1

Изучение нового материала

Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете

III четверть – 36 часов

65

1

Вычитание по одному

Изучение нового материала

Вычитание числа по частям

66

1

Сложение и вычитание

Изучение нового материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Взаимосвязь сложения и вычитания

67

1

Сложение и вычитание

Комбинированный урок

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Взаимосвязь сложения и вычитания

68

1

Перестановка слагаемых

Изучение нового

материала

Перестановка слагаемых в сумме

69

1

Измеряй и сравнивай

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Измерение длины

70

1

Измеряй и сравнивай

Комбинированный урок

Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Измерение длины

71

1

Измерение длины отрезка. Сантиметр

Изучение нового

материала

Единицы длины (миллиметр, сантиметр)

72

1

Измерение длины отрезка. Сантиметр

Комбинированный урок

Единицы длины (миллиметр, сантиметр)

73

1

Сложение числа 1 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Таблица сложения однозначных чисел

74

1

Вычитание предшествующего числа

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-». Взаимосвязь сложения и вычитания

75

1

Десяток и единицы

Изучение нового

материала

Счет предметов. Классы и разряды. Десяток и единицы

76

1

Десяток и единицы

Комбинированный урок

Счет предметов. Классы и разряды

Текстовые задачи – 12 часов

77

1

Разряд единиц и разряд десятков

Изучение нового

материала

Классы и разряды. Двузначные числа

78

1

Сложение числа 2 с числами

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

79

1

Прямой угол

Изучение нового

материала

Распознавание и изображение геометрических фигур

80

1

Прямой угол

Комбинированный урок

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол

81

1

Сложение числа 3 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

82

1

Старше и моложе

Изучение нового

материала

Сравнение упорядоченных объектов по разным признакам

83

1

Сложение числа 4 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

84

1

Продолжительность

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам

85

1

Группировка слагаемых. Скобки

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

86

1

Группировка слагаемых. Скобки

Комбинированный урок

Группировка слагаемых в сумме. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

87

1

Задача. Условие и требование

Изучение нового

материала

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

88

1

Задача. Условие и требование

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 28 часов

89

1

Задачи и загадки

Изучение нового

материала

Решение текстовых задач арифметическим способом

90

1

Задачи и загадки

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом

91

1

Сложение с числом 10

Изучение нового материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-»

92

1

Разрядные слагаемые

Изучение нового материала

Таблицы сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Знаки «+», «-». Счет предметов. Классы и разряды

93

1

Прибавление числа к сумме

Изучение нового материала

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание чисел, использование терминов

94

1

Поразрядное сложение

единиц

Изучение нового материала

Группировка слагаемых в сумме. Счет предметов. Классы и разряды

95

1

Задача. Нахождение и запись решения

Изучение нового материала

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

96

1

Задача. Нахождение и запись решения

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

97

1

Задача. Вычисление и запись ответа

Изучение нового материала

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

98

1

Задача. Вычисление и запись ответа

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

99

1

Прибавление суммы к числу

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

100

1

Прибавление по частям

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

IV четверть – 32 часа

101

1

Сложение числа 5 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Прием вычислений: прибавление числа по частям

102

1

Четырехугольники и прямоугольники

Изучение нового

материала

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

103

1

Прибавление суммы к сумме

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

104

1

Прибавление суммы к сумме

Комбинированный урок

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

105

1

Сложение числа 6 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

106

1

Сложение числа 7 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

107

1

Вычитание однозначных чисел из 10

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

108

1

Вычитание разрядного слагаемого

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

109

1

Сложение числа 8 с однозначными числами

Изучение нового

материала

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

110

1

Сложение числа 8 с однозначными числами

Комбинированный урок

Прием вычислений: вычитание числа по частям. Таблица сложения

111

1

Больше на некоторое число

Изучение нового

материала

Отношения «больше на...», «меньше на...»

112

1

Меньше на некоторое число

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на...», «меньше на...»

113

1

Вычитание числа из суммы

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

114

1

Поразрядное вычитание из единиц

Изучение нового

материала

Счет предметов. Классы и разряды. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

115

1

На сколько больше? На сколько меньше?

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на...», «меньше на...»

116

1

Таблица сложения однозначных чисел

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Геометрические величины – 10 часов

117

1

Вычитание суммы из числа

Изучение нового

материала

Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Группировка слагаемых в сумме

118

1

Вычитание по частям

Изучение нового

материала

Сложение и вычитание чисел

119

1

Сантиметр и дециметр

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины

120

1

Сложение и вычитание длин

Изучение нового

материала

Прием вычислений: вычитание числа по частям. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

121

1

Тяжелее и легче

Изучение нового

материала

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости

122

1

Дороже и дешевле

Изучение нового

материала

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения, работы, «купли-продажи»

123

1

Симметричные фигуры

Изучение нового

материала

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

124

1

Симметричные фигуры

Комбинированный урок

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной

длины

125

1

От первого до двадцатого и наоборот

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

126

1

Числа от 0 до 20

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

Работа с данными – 6 часов

127

1

Геометрические фигуры

Комбинированный урок

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной

длины

128

1

Контрольная работа №2

Комбинированный урок

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000

129

1

Задачи на сложение и вычитание

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

130

1

Задачи на сложение и вычитание

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

131

1

Измерение длины

Комбинированный урок

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости

132

1

Занимательное путешествие по «Таблице сложения»

Комбинированный урок

Сложение и вычитание чисел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма ...

Проект рабочей программы по учебному курсу «Математика» 1-4 классы Система «ШКОЛА 2100»

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫпо учебному курсу «Математика»1-4 классысИСТЕМА «Школа 2100» I.    Пояснительная записка      Программа разработана на основе Приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы И.И.Аргинской, С.Н. Кормишиной (...

Рабочая программа к учебному курсу «Математика» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  Предлагаемая программ...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 1 класс

Рабочая программа по математике для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Гейдмана. Б.П., Т.В. Ивакиной, И.Э. ...

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 2 класс

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" составлена для обучающихся 2 класса " Школа России"...