Прием письменного умножения многозначных чисел на однозначные. З класс
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Урок освоения новых знаний. Цель урока познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные. Совершенствовать вычислительные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx85.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике

                        ( Л.Г.Петерсон. Математике 3 класс, I полугодие, 2 четверть)

Тема: Прием письменного умножения многозначных чисел на однозначные.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные.
  2. Упражнять в решении примеров и задач для усвоения нового вычислительного приема.
  3. Повторить правила: умножения суммы на число, перестановки слагаемых.
  4. Закреплять знание таблицы умножения, приемов устного счета, сравнение многозначных чисел.
  5. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  6. Развивать умение рассуждать, логически мыслить, делать выводы, делить на группы по определенному признаку, анализировать и обобщать.
  7. Воспитывать интерес к математике, расширить кругозор детей, познакомив их с такими понятиями как: «труппа», «квартет», «дюжина».

Наглядность и технические средства: доска, иллюстрации к понятиям: «труппа», «квартет», «дюжина», геометрический материал, 6 перфокарт для индивидуальной работы, 3 демонстрационные перфокарты (размер А4).

Ход урока.

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

I.Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку.  

II.Сообщение темы и целей урока.

(1 мин.)

- Сегодня мы познакомимся с новым приемом умножения многозначных чисел на однозначные, он называется «Письменный прием умножения» и записывается в столбик.

III. Устный счет (фронтальная работа)

(5 мин)

Индивидуальная работа:

(на доске иллюстрации к понятиям «труппа», «квартет», «дюжина»)

  1. Квартет – ансамбль из четырех исполнителей (показ иллюстрации). На песенном фестивале в первый день выступило 3 квартета, а во второй – 2. Сколько всего исполнителей выступило?  (20 человек)
  2. Труппа – коллектив актеров театра, цирка (показ иллюстрации). В труппе цирка 32 актера, а в труппе театра – в 2 раза больше. Сколько актеров в театре?  (64 актера)
  3. Дюжина – 12 предметов (показ иллюстрации). Для приготовления омлета повару понадобилось 5 дюжин яиц. Сколько яиц использовал повар?  ( 60 яиц)
  4. Посылали молодицу

      По холодную водицу.

      А водица далеко,

      И носить-то нелегко:

      Десять раз по два ведра.

      Посчитай-ка, детвора!   (20 ведер)

  1.         К трем зайчатам в час обеда

              Прискакали три соседа.

              В огороде зайцы сели –

               По 11 морковок съели.

               Кто считать, ребята ловок?

               Сколько съедено морковок?   (66 морковок)

  1. Мышка зерна собирала,

      По два зернышка таскала,

      Принесла 15 раз.

      Каков мышкин стал запас?    (30 зерен)

Одновременно 6 человек работают с перфокартами по теме «Внетабличное умножение и деление» (см. Приложение 1.)

 

IV Работа над новым материалом.

(8 мин.)

- С каким видом умножения мы встретились при решении данных задач?

*Умножение двузначного числа на однозначное.

- Как вы рассуждали, когда считали зерна?

*Заменили число 15 суммой разрядных слагаемых, каждое слагаемое умножили на 2 и результаты сложили.

-Прочитайте выражение: (100 + 30 + 4) х 2

*Сумму чисел 100, 30 и 4 умножить на 2.

- Как умножить сумму нескольких слагаемых на число?

*Умножить на 2 каждое слагаемое и результаты сложить.

- Сколько получится?

* 268

- Какое число умножили на 2?

*134

-Как умножали?

*Заменили число 134 суммой разрядных слагаемых, каждое слагаемое умножили на 2 и результаты сложили.

-Надо решить пример: 312 х 3. Как это сделать?

*Заменить число 312 суммой разрядных слагаемых 300, 10 и 2, умножить эту сумму на число. Для этого умножим на 3 каждое слагаемое и результаты сложим.

- Запишем: 312 х 3 = (300 + 10 + 2) х 3 = 300 х 3 + 10 х 3 + 2 х 3 = 900 + 30 + 6= 936. Здесь начали умножение с сотен, но можно начать умножение с единиц. Вычислим и посмотрим, что получится: 2 х 3 + 10 х 3 + 300 х 3 = 6 + 30 + 900= 936. Почему получилось столько же?

* Здесь только переставлены слагаемые, а от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

- Такую длинную запись можно заменить более короткой, если записать решение в столбик. Подпишем второй множитель под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц, записывая результат под тем же разрядом, что и цифра первого множителя.

Запись:  х 312

                     3

                  936

V Закрепление нового материала.

(5 мин.)

Для закрепления знания приема надо выполнить задание №2 со с.2.

Работа ведется в учебнике-тетради (вписать ответы). Ученик выполняет умножение с комментированием:

х412    х1323    х442    х3112

      2            3          2            3

  824      3969      884      9336

Задание усложняется:

- Вставьте пропущенные цифры  (демонстрационные перфокарты)

 х *12         х *4*1           х *12*

       *                   2 _              *

    9*6            6*4*             9* 69

VI Физкультминутка.

(1 мин.)

Два наклона, три притопа,

Дважды три – так шесть прихлопов

Потянулись пару раз –

Вот и отдохнул наш класс.

VII Самостоятельная работа детей.

(7 мин.)

(Задание на доске. Работа ведется в тетрадях.)

х123          х1433           х122           х212             х1221           х321

      3                  2                 4                 3                     4                 2

  369(З)       2866(Ч)        488(А)        636(Д)         4884(А)        642(А)

- Запишите ответы в порядке возрастания и вы узнаете следующее задание.

* 369, 488, 636, 642, 2866, 4884

     З      А     Д     А      Ч        А

VIII  Работа над пройденным материалом.

(5 мин.)

Задача №4 выполняется под руководством учителя (1 ученик у доски).

«Книга стоит 213 рублей. Сколько будут стоить 3 таких книги?»

После чтения задачи ученики записывают схему задачи, решение и ответ:

     _______________?руб._______________    

  ______________________________________

          213руб.

213 х 3 = 639 (руб.)

 х213

       3

   639

Ответ: 639 рублей будут стоить 3 таких книги.

IX Логическое задание  «Головоломка»

(устно)

(5 мин.)

- Догадайтесь, какие числа спрятаны за данными геометрическими фигурами:

 - ?        - ?              - ?                                    Ответы:                Ответы:

4 =         х        4 = 2 х 2

        

12 =         х        х                ___________________12_= 2 х 2 х 3____________

12 =         х        12 = 3 х 4

24 =         х        х        х        24 = 2 х 2 х 2 х 3

24 =         х        х        24 = 2 х 3 х 4

        

                                                                 - 2               - 3                 - 4

- Составьте свои варианты «Головоломки» по новой теме, например:

        

        х

        ____________

        2       8       6

X. Итог урока.

(1 мин.)

-С каким приемом умножения мы сегодня познакомились?

*Письменным приемом умножения.

- Как называется запись письменного приема умножения?

*Запись в столбик.

-В чем преимущество такой записи?

*Запись стала короче, вычисления занимают меньше времени.  

XI. Домашнее задание (1 мин.)

С.3  № 7, составьте свои варианты «Головоломки» по новой теме.

Приложение 1.    Перфокарты для индивидуальной работы по теме: «Внетабличное умножение и деление» .

К №1

25 х 2

12 х 6

48 : 4

720 : 8

20 х 6

72 : 12

18 х 5

280 : 7

550 : 5

7 х 13

Фамилия

К №2

15 х 4

75 : 5

30 х 8

6 х 16

480 :6

91 : 13

12 х 8

660 : 6

540 :9

24 х 3

Фамилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку, дистанционному занятию по математике 3-4 класс "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материлаМарабаева Лариса Атагулыевна2.   Место работы (полное наименование ОУ, гор...

Математика. 4 класс.Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число.

Тема: Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число. Автор: Бандурка Александра Васильевна  учитель начальных классовМОБУСОШ №10 станицы Советской Новокубанского ра...

Прием письменного умножения многозначных чисел на однозначные. З класс

Урок освоения новых знаний. Цель урока познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные. Совершенствовать вычислительные навыки....

Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс

Конспект урока математики предназначен для отработки навыка  приема  письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...

Конспект урока математики «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число» 4класс

Конспект урока математики предназначен для отработки навыка  приема  письменного деления многозначных чисел на однозначное число»...

Урок математики "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" 4 класс Школа Россс

Урок математики в 4 классе по теме "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" Школа Росси...