Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно заменить на более простые. В урок включена работа с текстом, таблицами, с координатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.61 КБ
Binary Data kosmos.notebook458.53 КБ
Файл prilozhenie.docx14.76 КБ
Файл ustnye_i_pismennye_priyomy_vychisleniy.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №20

Первомайского района г.Ростова-на-Дону

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПРЕДМЕТ: математика

ФОРМА: интегрированный урок  (русский язык, история, окружающий мир)

КЛАСС: 3 - «Г»

ТЕМА: «Устные и письменные приёмы вычислений»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 20 апреля 2015 г.

УЧИТЕЛЬ: Молчанова Ольга Николаевна


Цели:

- отрабатывать  приёмы устного умножения и деления  круглых чисел;

-  отрабатывать  алгоритм письменного умножения и деления;

- отрабатывать  алгоритм решения уравнений.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи:

Образовательная:

а) Обобщение  и систематизация знаний и умений учащихся о вычислительных приёмах с многозначными числами.

б) Повторение изученного материала с помощью различных упражнений.

в) Создание атмосферы заинтересованности.

Развивающие:

а) Формирование  вычислительных навыков.

б) Развитие:

  • умений применять вычислительные навыки на практике.
  • умений записывать многозначные числа.

Воспитательные:

а)Формирование патриотических чувств и любовь к Родине.

б) Воспитание  культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям.

Планируемый результат

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение  понятия «устные приёмы сложения и вычитания»,

 «письменное сложение и вычитание» многозначных чисел и использовать их в активном словаре;

- определять порядок устного и письменного сложения и вычитания многозначных  чисел и обосновывать своё мнение;

- определять способы умножения и деления и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание в соответствии с известными приёмами;

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять проверку, корректировку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- комментировать действия письменного вычисления (сложения и вычитания, умножения и деления), используя математические термины в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Название слайда

Содержание урока

1

Титульный лист

1. Орг.момент.

- Здравствуйте.ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.

Фильм о запуске корабля «Восток» с Ю. Гагариным.

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам, –
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам!
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей планетной был усыновлен.

-Ребята,  как вы  думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Что вы знаете о покорении космоса? А что хотели бы ещё узнать? (Ответы детей). Может в ходе урока вы узнаете ответы на некоторые вопросы.

2

20 апреля.

Классная работа.

2. Даются числа:

12  04  1961

-  Как вы думаете, что могут обозначать эти числа? Есть ли между ними связь?

  • 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

3

Тема урока.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о космосе, космонавтике, ну и, конечно же, не будем забывать про математику. Без этой науки  не было бы и открытий в космосе, точных расчетов. Невозможно  было бы рассчитать скорость ракеты, для того, чтобы вывести на околоземную  орбиту. Массу космических кораблей. Траекторию полёта ракеты.

 Как вы думаете , какая тема  нашего урока?  Какие цели поставим?

ТЕМА: «Устные и письменные приёмы вычислений»

Цели:

- отрабатывать  приёмы устного умножения и деления  круглых чисел;

-  отрабатывать  алгоритм письменного умножения и деления;

- отрабатывать  алгоритм решения уравнений.

4

Словарная работа.

4.        Словарная работа. Этимология слов «космонавтика», «космонавт».

В переводе с греческого языка космос означает порядок, гармонию, красоту.

 «Космонавтика» — «искусство вождения космического (межзвёздного) корабля», «искусство космоплавания (звездоплавания)».

А «космонавт»— специалист, совершающий полёт в космическом пространстве. Из словаря С.И.Ожегова

Когда пришло время решать, как определить статус Юрия Гагарина, совет из ведущих специалистов (среди них были Сергей Королёв и Мстислав Келдыш) решил, что «космонавт» является более подходящим термином. С ноября 1960 года во всех официальных документах «пилот-астронавт» стал именоваться «лётчик-космонавт».

Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полёта Юрия Гагарина. Однако Ожегов, в 4-м издании своего словаря, вышедшего в свет в конце 1960-го года, пишет «космонавт — тот, кто будет совершать полёты в космос».

5

Международные синонимы слова «космонавт»

Международные синонимы слова «космонавт»:

Россия – космонавт.

Америка, Англия – астронавт.

Китай – тайконавт.

Малайзия – ангкасаван.

6

Первые космонавты

Текст про животных в космосе.

Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (Мышка, кролики)

Вопросы.

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.

Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

19 августа 1960 года был осуществлен успешный запуск космического корабля «Спутник-5». На борту корабля находились собаки Белка и Стрелка - советские собаки- космонавты, первые животные, которые совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю невредимыми. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов.

Вопросы :

Какие требования были к собакам –космонавтам?

Чему учили собак?

Кто была первая собака –разведчица?

Кто совершил первый успешный полет в космос?

Найдите значение выражения и вы узнаете ,сколько полных витков вокруг Земли совершил корабль, на борту которого находились Белка и Стрелка.

12 017 –(5463+6537) = 17 витков.

Собаки

Белые крысы

Мыши

2

2

28

Используя данные таблицы, ответьте на вопросы:

  1. Какие животные, кроме собак, находились на борту космического корабля «Спутник -5»?
  2. Во сколько раз мышей было больше, чем собак?

7

Первый человек в космосе

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть “Человек в космосе! Русский!”

Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль “Восток” с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

Корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

Выполните деление в столбик . Частное –это продолжительность полёта Ю.А.Гагарина. 756:7=108 мин=1ч48мин

Выполнив умножение , узнаете скорость ракеты :560∙50=28000 км/ч. Такую скорость развивает ракета, чтобы преодолеть земное притяжение и вывести космический корабль на околоземную орбиту.

Скорость ракеты достигает 28 000 км/ч. Какое расстояние пролетит ракета за 2 часа? С какой скоростью должен лететь самолёт, чтобы преодолеть расстояние в 40 раз меньше за это же время?

S

v

t

?

28 000 км/ч

2 ч

В 40 раз меньше

?

2 ч

 

9

Физминутка

С пандой

10

Первая женщина-космонавт

Терешкова Валентина Владимировна - пилот космического корабля лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина- космонавт планеты Земля.

16-19 июня 1963 года совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта! Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!»

54:2=27   А          30∙10=300    В         23∙3=69   Г

45:15=3   Ж          2800:4=700    О       5050-50=5000   С

10 000 -1=  9 999    Р     90:45=2    Т      150∙4=600   О

100:2=50    М          192+20+8=220   К    810:9=90   6

Оставьте те буквы, которые находятся около ответов, записанных четными числами. Из этих букв составьте слово. Полученное слово-это название космического корабля, на котором  Валентина Терешкова находилась в космосе. ВОСТОК -6

Решив уравнение, узнаете сколько суток Валентина Терешкова была в космосе (по выбору обучающихся).

12 ∙ Х +24=60           12 ∙ Х=36

11

Звездное небо

10.        Работа в парах с геометрическим материалом. Графический диктант. Параллельно дети выполняют задания по карточкам.

Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается его красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

- Перед вами  звездное небо. Соедините координатные точки.

1). (2,6), (5,6), (7,5), (9,4), (10,2), (14,3), (14,6)

2). (15,14), (14,14), (12,14), (11,13), (9,11), (9,14), (7,12)

- Расскажите, что у вас получилось?

Вот Медведица Большая

Кашу звёздную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшичком

Собирает крошечки.

(Григорий Кружков)

Большой ковш состоит из семи самых ярких звезд, а в созвездие Большой Медведицы входит еще много неярких и мало заметных звездочек. Большой ковш помогает найти тот участок звездного неба, на котором находится созвездие Большой Медведицы.

Что вы знаете про созвездие Малой Медведицы?

12

Блиц опрос

1. В каком году Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос?

2. Сколько минут продолжался полёт?

3. Кто кроме Белки и Стрелки был на космическом корабле?

4. Как звали первую женщину, которая полетела в космос?

5. Какую скорость развивает ракета?

6. В каком созвездии находится Полярная звезда? На какую часть света указывает Полярная звезда?

13

Упорно и с трудом осуществляя

О звёздах затаённую мечту,

Сегодня мы по космосу шагаем

Всего пятидесятую версту.

Тропинку в космос протоптали малость

Полтысячи землян из разных стран.

Совсем не просто это получалось,

Не мало жизней потеряли там.

Века пройдут и люди по планетам

Ходить начнут, как нынче по гостям.

Но не забудут никогда об этом,

О первом шаге к звёздным адресам

14

Резерв

Информация о летчике-космонавте Ю.В.Усачёве.

15

Рефлексия

Самоанализ

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь выполнять письменное вычисление многозначных чисел, чтобы……

2. Чтобы выполнить письменное вычисление многозначных чисел без ошибок, нужно ………….

Самооценка

Закончите предложение:

Я ....(очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а)           ………………………(самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).



Предварительный просмотр:

Словарная работа. Этимология слов «космонавтика», «космонавт».

В переводе с греческого языка космос означает порядок, гармонию, красоту.

«Космонавтика» — «искусство вождения космического (межзвёздного) корабля», «искусство космоплавания (звездоплавания)».

А «космонавт»— специалист, совершающий полёт в космическом пространстве. Из словаря С.И.Ожегова

Международные синонимы слова «космонавт»:

Россия – космонавт.

Америка, Англия – астронавт.

Китай – тайконавт.

Малайзия – ангкасаван.

Текст про животных в космосе.

Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (Мышка, кролики)

Вопросы.

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.

Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

19 августа 1960 года был осуществлен успешный запуск космического корабля «Спутник-5». На борту корабля находились собаки Белка и Стрелка - советские собаки- космонавты, первые животные, которые совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю невредимыми. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов.

Первая женщина-космонавт

Терешкова Валентина Владимировна - пилот космического корабля лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина- космонавт планеты Земля.

16-19 июня 1963 года совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта! Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!»

Звёздное небо

Перед вами  звездное небо. Соедините координатные точки.

1)(2,6), (5,6), (7,5), (9,4), (10,2), (14,3), (14,6)

2) (15,14), (14,14), (12,14), (11,13), (9,11), (9,14), (7,12)

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Самоанализ

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь выполнять письменное вычисление многозначных чисел, чтобы……

_____________________________________________________________________________

2. Чтобы выполнить письменное вычисление многозначных чисел без ошибок, нужно ………….

____________________________________________________________________________

Самооценка

Закончите предложение:

Я....(очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а)………………………(самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Освоение космоса. Молчанова Ольга Николаевна МБОУ лицей № 20 Первомайского района Г.Ростова-на-Дону

Слайд 2

Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронесся по людским сердцам, – Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясенный сам! Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пестром пламени знамен, Когда безвестный сын земли смоленской Землей планетной был усыновлен.

Слайд 3

12 04 1961

Слайд 4

Космонавт— специалист, совершающий полёт в космическом пространстве. ( Из словаря С.И.Ожегова)

Слайд 5

Устные и письменные приёмы вычислений. Цели: - отрабатывать приёмы устного сложения и вычитания, умножения и деления круглых чисел; - отрабатывать алгоритм письменного умножения и деления; - отрабатывать алгоритм решения уравнений.

Слайд 6

Международные синонимы слова «космонавт»: Россия – космонавт. Америка, Англия – астронавт. Китай – тайконавт. Малайзия – ангкасаван .

Слайд 7

Собаки Белые крысы Мыши 2 2 28

Слайд 8

Физминутка

Слайд 10

Терешкова Валентина Владимировна - пилот космического корабля лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина- космонавт планеты Земля.

Слайд 11

Упорно и с трудом осуществляя О звёздах затаённую мечту, Сегодня мы по космосу шагаем Всего пятидесятую версту. Тропинку в космос протоптали малость Полтысячи землян из разных стран. Совсем не просто это получалось, Не мало жизней потеряли там. Века пройдут и люди по планетам Ходить начнут, как нынче по гостям. Но не забудут никогда об этом, О первом шаге к звёздным адресам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно зам...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно зам...

Урок математики на тему: «Закрепление устных и письменных приёмов вычисления чисел 1-1000»

Урок математики на тему: «Закрепление устных и письменных приёмов вычисления чисел 1-1000»...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Устная нумерация чисел в пределах 1000".

Рекомендовано для слабослышащих детей, 4 класс. Математические задания основаны на материале Зимних Олимпийских игр. В течении всего урока изготавливается лэпбук....