Таблица умножения и деления с числом 5
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Чурсина Марина Васильевна

Конспект урока по математике для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 5 и на 5.

Цель:

  • Обучающие:
  1. Познакомить с таблицей умножения и деления с числом 5.(п)
  2. Учить наблюдать над числами, расположенными в таблице.(п)
  3. Совершенствовать вычислительные навыки.(п)
  • Развивающие:
  1. Развивать умение вести учебный диалог.(к)
  2. Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа.(поз)
  3. Развивать внимание, наблюдательность.(позн)
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, взаимовыручки.(л)

Планируемые результаты:

Предметные: составят таблицу умножения и частично ее запомнят, научатся применять ее на практике.

Метапредметные:        

-Познавательные: будут учиться сравнивать, анализировать

-Коммуникативные: будут учиться строить речевое высказывание, вступать в учебный диалог, высказывать свое мнение, работать в паре, в группе

-Регулятивные: формулируют тему и познавательную задачу урока, планируют свою деятельность на уроке и при выполнении отдельных заданий под руководством учителя, оценивают свою работу и работу товарищей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе, компьютер, мультимедийный проектор,  карточки для устного счета, мультимедийная презентация, карточки для дидактической игры по запоминанию таблицы, карточка с числовым рядом, тетрадный лист в клетку.

*Физминутка проводится в середине урока.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Оргмомент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка…

Проверили? Все здорово!

К уроку все готово!

Проверяют рабочие места.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Ребята, как называют людей, которые путешествуют по горам и покоряют высокие горные вершины?

-Альпинисты поднимаются на самые высокие вершины. Сегодня я вам  предлагаю побывать в роли альпинистов и покорить одну из  вершин. А ее название вы узнаете, когда выполните первое задание. Работать будете в парах. Когда выполните задание оцените работу друг друга, поставьте карандашом оценку.

-Прочитайте задание. Как вы его будете выполнять?

Задание: решите примеры, ответы запишите на первой строке таблицы в порядке возрастания. Вместо цифр поставьте буквы, которые им соответствуют, и прочитайте название вершины. (Приложение 1)

-Оцените работу друг друга, поставьте оценку карандашом на полях.

-Что за название у вас получилось?

-Молодцы! Я желаю вам взобраться на эту гору и добиться успеха. Для этого нужно быть внимательными и дружными, быстро и правильно выполнять задания.

-Готовы отправиться в путешествие?

-Альпинисты

Читают задание, составляют план его выполнения. Выполняют

Взаимооценка

Гора Успеха.

Карточка с заданием по количеству пар. (Приложение 1)

  1. Формулировка темы и познавательной задачи урока. Планирование деятельности.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и классная работа.

Расскажите все, что вы знаете о числе 12.

(перенесите оценку в тетрадь, на поля)

-Чтобы работать быстро и ловко,

Нам нужна для ума тренировка.

-Я предлагаю вам по вопросам узнать тему сегодняшнего урока.

1. Назовите действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых.

2.Как называется число, на которое делят?

3. Как называется число, которое делят?

4.Как называется результат действия при умножении?

5. Как называется результат действия при делении?

6. Как называются числа при умножении?

-Прочитайте еще раз ответы, подумайте, что мы сегодня на уроке будем делать?

-Мы сегодня будем составлять таблицу умножения и деления. А какую именно  вы мне скажете после минутки чистописания.

(посадка при письме)

-Я вам буду читать задачу, вам нужно ее решить, а ответ записать в тетрадь.

- Пропишите цифру 5 до конца строки.

-Какую таблицу мы сегодня с вами будем составлять? Сформулируйте полностью тему нашего урока.

-Зачем нужно знать таблицу умножения?

Записывают число и классная работа

Это двузначное число, т к при записи этого числа используется 2 цифры: 1 и 2; состоит из 1 десятка и 7 единиц;  Оно четное, т.к. делится на 2; соседи числа 11 и 13.

Отвечают на вопросы.

Умножать и делить; решать примеры на умножение и деление.

Дети решают задачи, а ответ записывают в строчку.

Таблица умножения и деления с числом 5

Ответы детей

На доске записано число и классная работа

На слайде появляются ответы: умножение, делитель, делимое, произведение, частное, множитель.

Карточка с 3 задачами, в ответе которых получается число 5 (Приложение 2)

На слайде тема урока

  1. Формулировка познавательной задачи урока. Планирование деятельности.

-Что нам на уроке предстоит сегодня сделать? Сформулируйте познавательную задачу урока.

-Ребята, это и будет план нашего урока. Сначала мы составим таблицу умножения и деления, затем постараемся ее запомнить, и применить на практике, при решении примеров и задач.

-Кто будет помощниками нам сегодня на уроке?

-составить таблицу умножения и деления с числом 5;

- постараться запомнить таблицу;

-применить ее на практике, при решении примеров и задач.

Учебник, учитель и одноклассники.

На доске записываются задачи. (Приложение 3)

  1. Открытие нового знания

-С чего начинаем наше путешествие к успеху?

-Откройте учебник на с 40. Рассмотрите 1-й столбик таблицы. Почему таблица начинается не с умножения на 1, а с умножения на 5?

-Давайте вспомним уже известные случаи умножения числа 5 и запишем их в первый столбик. Какой пример запишем первым?

(Работа ведется на отдельных листах, расположенных горизонтально)

-Что значит 5умножить на 1?

Аналогично проводится работа: 5*2,5*3,5*4

-Рассмотрите, получившийся столбик. Какую закономерность заметили?

Какой пример будет следующим?

Как найдете значение этого выражения?

Коллективно (фронтально) составляется первый столбик таблицы.

-Рассмотрите второй столбик таблицы в учебнике. Как он составлен?

-Составьте и запишите второй столбик самостоятельно.

-Проверьте себя.

-Рассмотрите третий столбик. Как он составлен? Что получится в ответе?

-Самостоятельно составьте и запишите третий столбик таблицы. Проверьте себя.

-Рассмотрите четвертый столбик. Как он составлен? Что получится в ответе?

-Самостоятельно составьте и запишите четвертый столбик таблицы. Проверьте себя.

физминутка

Составляем таблицу умножения и деления

Рассматривают таблицу. Отвечают на вопрос.

Работают на листах, записывают в первый столбик примеры умножения числа 5.

По 5 взяли один раз.

1-множитель не меняется, второй множитель увеличивается на 1, а произведение увеличивается на 5.

5*5=

К 20+5= 25

Рассматривают второй столбик. Делают вывод: от перестановки мест множителей сумма не меняется.

Самостоятельно составляют таблицу.

Самопроверка по слайду.

Произведение разделили на первый множитель.

Получится второй множитель.

Произведение разделили на второй множитель.

Получится первый множитель.

На слайде выставляются полоски с пятью точками и записывается пример 5*1=5

На слайде второй столбик таблицы открывается по строчкам.

На слайде третий столбик таблицы открывается по строчкам.

На слайде четвертый столбик таблицы открывается по строчкам

  1. Первичное закрепление.

-Какой этап нашего плана мы выполнили?

-Мы сделали первый шаг на пути к успеху.

-Что нам предстоит сделать дальше?

-Чтобы легче было запомнить таблицу, нужно ее внимательно изучить и постараться найти какую-то подсказку.

-Рассмотрите первый столбик нашей таблицы. Посмотрите на значения произведений. Что интересного заметили?

-При умножении на какие числа произведение заканчивается на 0?

-Какие это числа?

-При умножении на какие числа, произведение заканчивается на 5?

-Какие это числа?

-Мы с вами открыли маленький секрет таблицы умножения на 5, который нам поможет ее быстрее запомнить.

Если умножаем на четное число, то получаем ответ, оканчивающийся 0, а если умножаем на нечетное число, то получаем ответ, оканчивающийся на 5.

-Постарайтесь запомнить первый столбик таблицы. Почитайте его сверху вниз.

Прочитайте его снизу вверх. Закройте, попробуйте повторить.

-У кого получилось?

-Сейчас мы проверим, как у вас получилось запомнить таблицу. Мы с вами поиграем. Работаем в группах. Вы получаете карточки с примерами на умножение.  По очереди берете каточку и называете ответ. Если ответ верный, то карточка выбывает из игры. Если ответ неверный, вы ее кладете вниз стопки и продолжаете играть. Один из детей проверяет правильность ответов.

-Кому удалось с первого раза правильно назвать все ответы? Аплодисменты. Кому еще нужно потренироваться? Молодцы!

-Следующее задание.

- На карточках у вас записан числовой ряд от 1 до 50. Обведите в кружок числа, которые делятся на 5 без остатка. Проверьте себя.

Оцените себя на шкале: я запомнил таблицу умножения, мне нужно подучить, мне нужно выучить.

Мы составили таблицу.

Нужно постараться ее запомнить.

Ответы заканчиваются на 0 или на 5

2, 4, 6, 8, 10

-Четные

1,3,5,7,9

-Нечетные.

Выполняют задания по запоминанию таблицы.

Называют ответы. Остальные оценивают.

Обводят в числовом ряду числа, которые делятся на 5. Проверяют себя, оценивают себя на шкале.

На слайде таблица

Каждому ученику готовится карточка с числовым рядом от 1 до 50

  1. Применение нового знания на практике.

-На каком этапе нашего плана мы с вами находимся?

-Мы сделали очередной шаг к нашему спеху.

-Что нам предстоит сделать дальше?

Задание 1. Вычисли значение выражения.

(дифференцированное задание)

  Рабочая тетрадь № 50 - зеленые, № 53 – синие. (Дополнительное задание № 59)

Самопроверка по образцу. Поставьте себе оценку.

Задание 2

Задача на слайде.

Для детского сада купили 35 мячей, а машин в 5 раз меньше. Сколько всего игрушек купили?

Самопроверка. Оцените себя на полях по шкале: решил сам, решил с помощью товарища.

- Какой пункт нашего плана мы сейчас выполняли?

-Все ли намеченное мы сделали?

-Осталось подвести итог.

Запоминание таблицы.

Применить таблицу при решении примеров и задач.

У доски работает 1 человек. Фронтально составляем краткую запись. Самостоятельно записывают решение. Ребенок у доски работает на закрытой доске. Проверка с доски.

В начале урока дети получили эмблему: зеленые или синие жетоны. Зеленые – задания сложные, синие – легкие

Проверка по образцу.

Слайд с текстом задачи.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Какие задачи мы перед собой ставили?

-Все ли мы смогли выполнить?

-Что было самым главным на уроке?

-Удалось ли нам этого достичь?

-Где вам пригодятся эти знания?

-Что было интересным?

-На уроке вы дружно работали.  Как вы думаете, покорилась ли вам вершина горы Успеха. Я думаю, что покорилась. Вы добились успеха сегодня на уроке.

Дважды два всегда четыре!

Самые умные дети вы в мире!

А одинажды один

Это сколько?

-Единица?

Вот что значит не лениться

Вот каких успехов можно

В математике добиться

Ну…с, пора оценку дать

Раз, два, три, четыре…

Пять!

-Посмотрите на свои оценки на полях за урок, оцените себя на шкале: у меня все получилось, я еще допускаю ошибки, я пока много ошибаюсь, мне нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому еще нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому все понятно и он не испытывает затруднений. Есть ли такие, кому все показалось трудным и непонятным.

-Спасибо за работу.

-Я тоже оценю вашу работу, посмотрев ваши тетрадочки после урока.

Отвечают на вопросы.

Анализируют деятельность на уроке, оценивают свою работу

  1. Домашнее задание

С. 40, таблица, составить карточку для соседа из 10 примеров,  № 2 или № 3 (на выбор).

Записывают домашнее задание дифференцированно.

Приложение 1

Решите примеры. Ответы запишите на первую строчку таблицы в порядке возрастания. Вместо цифр на вторую строку таблицы поставьте буквы, которые им соответствуют.

2 * 2 =        (р)                       4 * 2 =       (с)

6 : 2 =         (о)                       3 * 4 =       (п)

8 * 2 =        (е)                       4 * 5 =       (х)

14 : 7 =       (г)                       21 : 3 =      (У)

18 : 3 =       (а)                       6 * 4 =       (а)

Приложение 2

  1. У Тани было 15 рублей. Она купила ручку за 10 рублей. Сколько денег у нее осталось?
  2. В магазине до обеда продали 2 ящика апельсинов, а после обеда – 3 ящика. Сколько ящиков апельсинов продали в магазине?
  3. Витя купил 20 тетрадей, а Ваня в 4 раза меньше. Сколько тетрадей купил Ваня?

Приложение 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока по математике.

 УМК «Школа России», 3 класс

ТЕМА: Таблица умножения и деления с числом 5

Учитель начальных классов:

Чурсина Марина Васильевна

Топчиха 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Математика. Таблица умножения и деления с числом 9.(Стр.59)

3 класс. Математика. Таблица умножения и деления с числом 9.(Стр.59) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Урок по теме "Таблица умножения и деления с числом 7""

Это первый урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 7»Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, ...

Конспект и презентация к уроку математики «Таблица умножения и деления с числом 5»

Урок математики в 3 классе по теме «Таблица умножения и деления с числом 5» (УМК "Школа России").Цели: 1. Составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием; ...

Таблица умножения и деления с числом 4.

 Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3; развивать умение работать самосто...

Урок по математике 3 класс по теме "Таблица умножения и деления с числом 4".

Урок по математике 3 класс по теме "Таблица умножения и деления с числом 4"...

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...