Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Гмырина Алена Петровна

РП содержит пояснительную записку и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Рудницкой В. Н., планируемых результатов начального общего образования.

        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение математики в четвертом классе отводится 4 часа в неделю.

        Рабочая программа составлена на 136 часов (34 учебные недели), 4 часа в неделю.

Цели обучения математике:

Целью учебного курса «Математика» является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения. Реализация воспитательного аспекта обучения.

Важнейшими задачами обучения являются:

        Создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

        Обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Общая характеристика курса «Математика»

        Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

        Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико – математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

        В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

Ценностные ориентиры содержания курса математики

        Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.

        Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково – символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

        Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние не развитие их познавательных способностей.

        Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Множество целых неотрицательных чисел

        Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел

        Сведения из истории математики: римские цифры: I V X L C D M; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.

        Свойства арифметических действий.

        Арифметические действия с многозначными числами

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.        Умножение и деление на однозначное число, на двухзначное и трехзначное число. Простейшие устные вычисления.

        Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

        Величины и их измерение

        Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т = 10ц, 1т = 1000 кг, 1ц = 100 кг.

        Скорость равномерного прямолинейного движения и единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/ мин. Решение задач на движение.

        Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы. времени, площади, с заданной точностью.

        Алгебраическая пропедевтика

        Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

        Логические понятия. Высказывания

        Высказывание и его значение (истина, ложь)

        Составление высказываний и нахождение их значений.

        Решение задач на перебор вариантов.

        Геометрические понятия

        Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.

        Построение прямоугольников.

        Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

        Треугольники и их виды

        Виды углов.

        Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

        Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

        Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

        В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

        В основу подбора содержания обучения положены методологические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
  • взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
  • обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
  • обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
  • формы текущего контроля знаний, умений, навыков -10 текущих;4-итоговых контрольных работ
  • развитие интереса к занятиям математикой.

        Рабочая учебная программа курса «Математика» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.

        Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий

  • Урок – игра
  • Урок – контрольная работа
  • Урок – защита проекта (ЗП)

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы   контроля:

  • Тестирование
  • Контрольная работа

Планируемые и ожидаемые образовательные результаты:

        К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

Знать:

•классы и разряды многозначных чисел;

•многозначные числа;

•правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 2-3 действия;

•правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;

Уметь:

решать учебные и практические задачи:

•читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

  • выполнять устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
  • выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

• решать арифметические текстовые задачи разных видов, требующих выполнения не более двух действий.

        Изучение математики в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

        - речевая компетенция – способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,

        - языковая компетенция – формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий).  

        -  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

           - социо - культурная компетенция - в процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Распределение учебного материала по разделам

№ п/п

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Множество целых неотрицательных чисел

8

Свойства арифметических действий

10

Арифметические действия с многозначными числами

37

Величины и их измерение

19

Алгебраическая пропедевтика

14

Логические понятия. Высказывания

7

Геометрические понятия

18

Треугольники и их виды

2

Итоговое повторение

12

Резервные уроки

9

Итого

136ч

Количество контрольных и проверочных работ

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Вид деятельности

Универсальные учебные действия (УУД)

Дата

план

Дата

факт

1 четверть (32 ч)

Входная диагностическая работа.

Самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Множество целых неотрицательных чисел (8 ч)

Десятичная система счисления. Работа над ошибками.

Объяснение значения каждой цифры в записи трёхзначного числа с использованием названий разрядов. Повторение особенностей построения десятичной системы счисления, названий разрядов.

Познавательные: пересчитывать предметы; называть результат натуральным числом, сравнивать числа, упорядочивать данное множество чисел.

Регулятивные: _        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Десятичная система счисления. Сумма разрядных слагаемых.

Называние следующего (предыдущего) при счёте многозначного числа. Называние любого отрезка натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

Использование принципа записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда.

Чтение многозначного числа путём разбивки его записи на классы. Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.

Способ чтения многозначного числа. Проверочная работа по теме: Умножение и деление чисел в столбик.

Способ чтения многозначного числа путем разбиения его записи на классы (справа налево) по 3 цифры.

Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.

Работа над ошибками. Чтение и запись многозначных чисел.

Сравнение многозначных чисел.

Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе. Сравнение многозначных чисел.

Сравнение многозначных чисел. Запись многозначных чисел.

Арифметические действия с многозначными числами (5 ч)

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел.

Устные и письменные алгоритмы сложения. Перенос знаний алгоритма сложения чисел в пределах 1 000 на область многозначных чисел до миллиарда.

Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую действие сложения, воспроизводить устные и письменные алгоритмы сложения многозначных чисел.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, формировать установку работать на результат.

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда.

Воспроизведение устных приёмов сложения многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Отработка практических умений.

Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел.

Устные и письменные алгоритмы вычитания. Перенос знаний алгоритма вычитания чисел в пределах 1 000 на область многозначных чисел до миллиарда.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы вычитания многозначных чисел.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда.

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Проверка вычитания.

Геометрические понятия (3 ч)

Построение прямоугольника. Выполнение построений с данными длинами сторон.

Построение на нелинованной бумаге прямоугольника с помощью чертёжных инструментов разными способами.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве (в том числе различать направление движения).

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Построение прямоугольника. Тренировочные задания.

Построение прямоугольника. Площадь и периметр.

Величины и их измерение (8 ч)

Скорость.

Ознакомление с новой величиной – скоростью.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Единицы скорости.

Сравнение единиц скорости разных тел.

Скорость. Решение арифметических задач.

Решение задач на нахождение скорости движения разных тел.

Задачи на движение. Нахождение скорости.

Выявление зависимости скорости от расстояния и времени. Введение формулы нахождения скорости:

V= S: t

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Задачи на движение. Нахождение пути.

Выявление зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Введение формулы:

S = V· t

Задачи на движение Нахождение времени.

Выявление зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Введение формулы:

t = S : V

Задачи на движение.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Пользование изученной терминологией.

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Работа над ошибками. Задачи на движение. Тренировочные задания.

Контрольная работа за 1 четверть.

Алгебраическая пропедевтика (4 ч)

Координатный угол.

Построение координатного угла. Нахождение точек с заданными координатами.

Познавательные: собирать требуемую информацию из источников; фиксировать результаты разными способами.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Построение точки с указанными координатами.

Отработка навыка построения координатного угла и точек с указанными координатами.

Построение точки с указанными координатами. Тренировочные задания.

Называние пар точек, соответствующих вершинам каждой фигуры на координатной плоскости.

Графики. Таблицы. Диаграммы. Построение простейших графиков, диаграмм.

Построение простейших графиков и диаграмм. Введение понятия «столбчатые диаграммы». Объяснение их значения для передачи информации

Познавательные: собирать требуемую информацию из источников; фиксировать результаты разными способами.

Регулятивные: сравнивать и обобщать информацию, представленную на графиках и диаграммах.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Свойства арифметических действий (6 ч)

Переместительное свойство сложения.

Выполнение сложения и умножения с использованием свойств арифметических действий.

Использование переменных в обобщённых записях переместительных свойств сложения и умножения.

Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое свойство.

Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Переместительное свойство умножения.

2 четверть

Переместительное свойство сложения и умножения.

Сочетательное свойство сложения.

Выполнение сложения и умножения с использованием сочетательных свойств арифметических действий.

Сравнение сочетательного свойства сложения и сочетательного свойства умножения. Замена числовых выражений буквенными и наоборот.

Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое свойство.

Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Работа над ошибками. Сочетательное свойство умножения. Вычисления с нулем.

Проверочная работа по теме: «Задачи на движение».

Сочетательное свойство сложения и умножения. Выполнение вычислений с нулем.

Геометрические понятия (2 ч)

План и масштаб.

Нахождение действительных размеров отрезка, длины отрезка на плане, определение масштаба плана.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Многогранник. Изображение многогранника на чертежах, обозначение его буквами.

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Введение понятия о многограннике. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Познавательные: различать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Свойства арифметических действий (2 ч)

Распределительные свойства умножения.

Названия и формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и их использование при вычислениях.

Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число.

Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный способ.

Регулятивные: прогнозировать результат вычислений.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Вычисления с использованием распределительных свойств умножения.

Арифметические действия с многозначными числами (2 ч)

Работа над ошибками. Умножение на 1000, 10000, 100000.

Самостоятельное формулирование правил умножения на 1 000, 10 000. Знакомство с правилами умножения на 1 000, 10 000, … в учебнике.

Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Проверка знания формул и умения пользоваться ими на практике.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Закрепление по теме: Умножение на 1000, 10000, 100000.

Проверочная работа по теме: «Арифметические действия с многозначными числами».

Геометрические понятия (1 ч)

Прямоугольный параллелепипед. Куб.

Пересчитывание числа вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Выполнение практической работы: Выделение среди параллелепипедов куба.

Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Регулятивные: различать геометрические фигуры.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Величины и их измерение (6 ч)

Единицы массы: тонна и центнер.

Перечисление известных единиц массы (кг и г), введение новых единиц: тонны и центнера. Выстраивание соотношений между ними. Сравнение величин по их числовым значениям

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Соотношения между единицами массы: тонной и центнером.

Повторение по теме: Единицы массы. Тонна и центнер.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (направление движения, пройденный путь, время, скорость). Выбор формулы для решения задачи на движение. Введение понятия «скорость удаления»

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Решение задач на движение. Установление зависимостей между величинами.

Решение задач на движение (измерение).

Геометрические понятия (1 ч)

Пирамида.

Определение различий прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Классификация пирамид по основанию.

Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Регулятивные: различать геометрические фигуры.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Величины и их измерение (1 ч)

Решение задач (направление движения, пройденный путь, время, скорость)

Повторение зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях с использованием понятий «скорость удаления» и «скорость сближения»

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Арифметические действия с многозначными числами (16 ч)

Работа над ошибками. Письменное умножение многозначного числа на однозначное.

Актуализация приобретённых ранее знаний об алгоритме умножения трёхзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда.

Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное число.

Коллективное обсуждение алгоритма умножения многозначного числа на двузначное число на данных конкретных примерах.

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы умножения многозначных чисел.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа над ошибками. Решение задач на движение.

Административная контрольная работа за 2 четверть.

Умножение многозначного числа на однозначное.

Умножение многозначного числа на однозначное. Проверка умножения с помощью калькулятора.

Промежуточная комплексная диагностическая работа.

Повторение по теме: Умножение многозначного числа на однозначное.

Умножение многозначного числа на двузначное.

Отработка алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное.

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения.

Сопоставление алгоритмов умножения на трёхзначное и на двузначное число.

Отработка письменного алгоритма умножения многозначного числа на трёхзначное число в ходе выполнения тренировочных упражнений.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы умножения многозначных чисел.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Повторение алгоритма.

3 четверть (40 ч)

Проверка правильности выполнения умножения с помощью калькулятора.

Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. Проект.

Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритма.

Работа над ошибками. Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения.

Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

Умножение многозначного числа на трехзначное.

Умножение многозначного числа на трехзначное. Развернутые и упрощенные записи алгоритма.

Геометрические понятия (1 ч)

Конус.

Понятие о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Изображение конуса на чертеже. Развёртка конуса.

Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Регулятивные: различать геометрические фигуры.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Проверочная работа по теме: «Письменное умножение многозначного числа на однозначное»

Самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Величины и их измерение (4 ч)

Задачи на движение в одном направлении.

Повторение формул нахождения величин: скорости, времени, расстояния. Воспроизведение зависимости между ними.

Сопоставление и решение задач, когда тела движутся из одной точки и из двух точек.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Задачи на движение в одном направлении. Установление зависимостей между величинами.

Работа над ошибками. Задачи на движение в одном направлении. Тренировочные задания.

Задачи на движение в одном направлении. Решение текстовых задач.

Логические понятия. Высказывания (7 ч)

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что»

Изучение элементов математической логики. Рассматривание области применения математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания.

Составление составных высказываний с помощью логической связки (неверно, что…»)  и определение его истинности на основе «Таблицы истинности составных высказываний».

Познавательные: определять истинность несложных утверждений.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». Значение высказываний истины, лжи, отрицания.

Составные высказывания.

Составные высказывания. Логические возможности. Составление таблиц логических возможностей.

Задачи на перебор вариантов.

Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трёх книг. Совместный поиск этой задачи.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Проверочная работа по теме: Задачи на движение в одном направлении.

Самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Задачи на перебор вариантов. Решение арифметических задач.

Коллективное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей.

Свойства арифметических действий (2 ч)

Деление суммы на число.

Коллективное составление правила деления суммы на число.

Использование алгоритма деления при выполнении вычислений и применение его при решении конкретных задач.

Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу.

Деление суммы на число. Использование свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами (2 ч)

Деление на 1000, 10000, 100000.

Самостоятельное формулирование правил деления на единицу с нулями по аналогии с правилами деления на 10 и 100. Выведение правила невозможности деления на нуль.

Познавательные: воспроизводить устный и письменный алгоритм деления.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Деление на 1000, 10000, 100000. Сокращение частного.

Геометрические понятия (2 ч)

Карта.

Знакомство с картой, её масштабом, нахождение расстояния на карте.

Сравнение масштабов разных географических карт. Нахождение действительных размеров с опорой на масштаб.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Работа над ошибками. Цилиндр.

Распознавание на пространственных моделях цилиндра, его характеристика (название основания, боковая поверхность), выделение различий цилиндра и конуса.

Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Регулятивные: конструировать указанную фигуру из частей.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу.

Арифметические действия с многозначными числами (12 ч)

Деление на однозначное число.

Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1 000 на область многозначных чисел.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения деления.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Деление на однозначное число. Способ проверки правильности вычислений.

Работа над ошибками. Проверка правильности выполнения деления.

Повторение письменного приёма деления на однозначное число. Предварительная оценка результата деления: определение количества цифр в частном.

Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами (с помощью умножения и с помощью деления).

Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1 000 на область многозначных чисел.

Составление алгоритма деления многозначного числа на трёхзначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения деления.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Проверка правильности выполнения деления с помощью калькулятора.

Деление на двузначное и однозначное число.

Алгоритм деления на двузначное число

Контрольная работа за 3 четверть.

Деление на двузначное число

Деление многозначного числа на двузначное.

Алгоритм деления на трехзначное число.

Алгоритм деления на трехзначное число. Отработка алгоритма.

Деление на трехзначное число.

Деление на трехзначное число. Алгоритм письменного деления.

4 четверть (32 ч)

Геометрические понятия (2 ч)

Деление отрезка на 2 равные части с помощью линейки и циркуля.

Формулирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве (в том числе различать направления движения).

Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу.

Деление отрезка на 4 и 8 равных частей.

Применение изученного алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Алгебраическая пропедевтика (4 ч)

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х – 5 = 7.

Знакомство с равенствами, содержащими букву.

Самостоятельное выполнение заданий.

Воспроизведение изученных способов вычисления первых неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Познавательные: анализировать структуру буквенного выражения с целью нахождения неизвестного компонента.

Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Проверочная работа по теме: Деление многозначного числа на однозначное.

Работа над ошибками. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х * 5 = 15, х : 5 = 15.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х * 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15.

Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.

Геометрические понятия (5 ч)

Угол и его обозначение.

Изображение угла и его обозначение буквами латинского алфавита. Чтение обозначений углов. Вершина и стороны угла.

Классификация углов по их величинам: острый угол, прямой угол, тупой угол.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Регулятивные: характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Угол и его величина. Сравнение углов.

Сравнение углов.

Характеристика углов при визуальном определении его вида с помощью модели прямого угла.

Нахождение на чертежах примеры каждого вида угла, с обоснованием своего ответа.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Регулятивные: классифицировать углы, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Виды углов

Контрольная работа за год.

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа над ошибками. Виды углов. Распознавание и изображение углов.

Нахождение на чертежах примеры каждого вида угла, с обоснованием своего ответа.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Регулятивные: классифицировать углы, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Алгебраическая пропедевтика (4 ч)

Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16,

Работа с равенствами, содержащими букву. Воспроизведение изученных способов вычисления вторых неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Познавательные: анализировать структуру буквенного выражения с целью нахождения неизвестного компонента.

Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16

Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2

Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х = 2

Треугольники и их виды (2 ч)

Виды треугольников.

Построение и распознавание треугольников с разными углами. Выполнение классификации треугольников.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Регулятивные: классифицировать треугольники.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Классификация треугольников по величинам их углов.

Алгебраическая пропедевтика (2 ч)

Точное и приближенное значения величины.

Расширение знаний об измерениях величин. Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов.

Познавательные: упорядочивать данные значения величины.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Точное и приближенное значения величины. Тренировочные задания.

Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов. Оценка точности измерений.

Познавательные: упорядочивать данные значения величины.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Геометрические понятия (1 ч)

Построение отрезка, равного данному.

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (без использования шкалы). Задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.

Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Проверочная работа по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах.

Самостоятельное выполнение работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа над ошибками. Резервный урок по теме: Арифметические действия с многозначными числами.

Выполнение тренировочных заданий.

Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы действий с многозначными числами.

Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению.

Резервный урок по теме: Решение задач на движение.

Выполнение тренировочных заданий.

Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: формировать установку работать на результат.

Резервный урок по теме: Виды углов.

Самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа над ошибками. Резервный урок по теме: Умножение многозначного числа на однозначное.

Выполнение тренировочных заданий.

Резервный урок по теме: Умножение многозначного числа на двузначное.

Выполнение тренировочных заданий.

Резервный урок по теме: Деление многозначного числа на однозначное.

Выполнение тренировочных заданий.

Резервный урок по теме: Алгоритм деления на трехзначное число.

Выполнение тренировочных заданий.

Резервный урок по теме: Виды треугольников.

Выполнение тренировочных заданий.

Резервный урок по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах.

Выполнение тренировочных заданий.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

  • Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. -  2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010 («Начальная школа XXI века»);
  • Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф , 2010 («Начальная школа XXI века»);

        Литература для учителя:

  • Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»);
  • Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»).
  • ЭУП «Математика и конструирование» (ООО «ДОС», 2004 г.)

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы счётных палочек.

Наборы предметных картинок.

Наборные полотна.

Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр.

Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....