Программа внеурочной деятельности по математике
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Данный материал содержит  пояснительную записку, планирование для внеурочной деятельности по математике во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ненаглядная геометрия76 КБ

Предварительный просмотр:

«Ненаглядная математика»

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.

Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.

На основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Москва «Просвещение»2009года.» Авторы: член - корреспондент РАО А.Я.Данилюк, член - корреспондент РАО А.М.Кондаков, действительный член РАН В.А.Тишков.

Назначение программы

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательнее.
Блез Паскаль.

Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива.

Цели курса:

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
  • воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.

Характеристика курса

Программа направлена на изучение величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Формы и методы   организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:

  • уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы.
  • практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.
  • игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
  • обсуждение заданий по дополнительной литературе.
  • доклады учеников.
  • составление рефератов.
  • экскурсии.
  • беседа.
  • эксперимент.
  • наблюдении. 
  • самостоятельная работа.

Методы контроля:   презентация,  тестирование.

Технологии, методики:

     уровневая дифференциация;

     проблемное обучение;

     моделирующая деятельность;

     поисковая деятельность;

  •   проектная деятельность;

     информационно-коммуникационные технологии;

     здоровьесберегающие технологии;

Место курса в учебном плане

Программа курса "Ненаглядная математика" для учащихся 2 класса рассчитана на одну четверть, 1 час в неделю, всего 8 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Результаты освоения курса

Предметные результаты:

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года  научатся:

        находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

        оценивать логическую правильность рассуждений;

        распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

        решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

        составлять занимательные задачи;

        применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

        применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

        применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

  •           готовить проекты.

Метапредметные результаты:

                    Рефлексировать (видеть проблему;  анализировать удачи и ошибки)

                      Целеполагать (ставить и удерживать цели);

                    Планировать (составлять план своей деятельности);

                    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

                    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

                    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи с учителем и детьми, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   результаты:  

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

            • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; 

            • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;   

            • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

   

Содержание факультативного курса « Ненаглядная математика»

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Дата по плану

Фактическая дата

1

Путешествие в страну Геометрию.  Знакомство с геометрическими фигурами. Игра "Танграмм".

2

Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины.

3

Ломаная линия. Длина ломаной. Игра "Запутанные маршруты".

4

Настольные игры - соревнования.

5

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей".

6

Из истории "О названиях геометрических фигур".

7

Проект «Геометрические фигуры»

8

Геометрический КВН. Повторение изученного во втором классе.

 

итого:

                         

 Материально-техническая база

        Справочно-энциклопедическая литература.

        Детские книги разных типов из круга детского чтения по математике.

        Слайды. Презентации.

  •      Научно-методические издания по математике.      
  •      Интернет ресурсы:

Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)

  • Наглядный и раздаточный материал для практических занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...