Урок по математике в 1 классе по теме "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Перегудова Наталья Анатольевна

Разработку урока  можно использовать учителям начальных классов при подготовке к открытому уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx41.22 КБ
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №23»

Открытый урок математики

по теме:

« Сантиметр.»

                 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Математика 1 класс урок и презентация на тему Длина метр сантиметр миллиметр_8.jpg

1 класс

УМК « Школа России»

Перегудова Наталья Анатольевна,

 учитель высшей  категории

 

Цель урока: 1. Обобщить представления детей о способах измерения длины.

                      2. Познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей    

                          измерения – 1 см.                      

Задачи урока:

  1. Образовательные:  учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные.

  • осознание практической важности изучаемой единицы измерения;
  • ценностное отношение к умению выявлять проблему;
  • определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;
  •  контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой речи.

Предметные:

  • знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра;
  • умение измерять длину;
  • применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Оборудование урока: учебник «Математика», 1класс, I часть, М.И.Моро; компьютер, проектор, экран; линейка, цветные полоски и изображение отрезка у каждого ученика.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание

1.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование. А как вы понимаете слово ИССЛЕДОВАНИЕ? Исследование – это  изучение какого-либо предмета или явления поиск. Вот и мы будем искать ответы на трудные вопросы и вместе находить на них ответы.

 А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

2.Актуализация знаний

Слайд 2

или

интерактивная доска

Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (геометрические фигуры).

Подумайте, на какие группы можно разделить эти фигуры. (замкнутые и незамкнутые линии; отрезки).

По какому признаку так разделили? (по форме)

Найдите самый длинный и самый короткий отрезок. (Дети находят их наложением).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке математики? (О длине).

Я открываю часть темы урока. (ДЛИНА)

3.  Постановка учебной задачи

Слайд 3

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм                    «38 попугаев». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать очень важный вывод.

(Мультфильм «38 попугаев»)

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Как они его измеряли?

- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Почему получались разные результаты?

Разные результаты, значит, и длина удава была разной?

У нас возникла проблема. Решением этой проблемы мы и займёмся на уроке

Но сначала давайте сформулируем задачи урока.

  1. Познакомиться с разными способами измерения длины.
  2. Познакомиться с единицами измерения длины.
  3. Научиться измерять длину отрезка.
  1. Открытие нового знания.

     Слайд 4

Для решения проблемы проведем исследование. Исследование – это научное изучение предмета.

Вспомним: что измеряли?

Какие получили результаты? Почему?

Вывод. Мерки разные, поэтому и результаты получились разные.

Что же нам надо сделать, чтобы правильно измерить длину удава?

Вывод: выбрать единую универсальную мерку.

  1. Историческая справка.

Слайд 5

Оказывается, не только мы, но и в старину искали единую меру измерения длины. Русские мерки были основаны на размерах различных частей тела человека.

- Самой распространённой единицей длины был локоть,  т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева, срубленного  на постройку дома.

- Пядь – расстояние между концами вытянутых больших и указательных пальцев.

-  Применялись  и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например, шагами.

  1. Работа в группах. (физминутка)

А сейчас я предлагаю вам измерить различными мерками предметы. Поработаем в группах.

1-я; 2-я группы. Измеряют длину подоконника ладонями и локтями.

3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и метровой линейкой.

5-я; 6-я группы. Измеряют длину парты вершками и пядью.

7-я; 8-я группы. Измеряют длину доски карандашом и пядью.

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.

7. Открытие нового знания.

Слайд 6

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому в конце 19 века в России стали использовать единицы измерения длины, которыми мы пользуемся и сейчас. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете, когда расшифруете запись.

(Буквы слова вписывают в таблицу после угадывания числа-ответа).

1) Число больше 2 на 4 (6 – И)

2) Число, следующее за числом 7. (8 – А)

3) 7 уменьшить на 5 (2- Н)

4) Это число предшествует числу 6.(5 – С)

5) Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 2 (7 – М)

6)  7+ 3. Найдите сумму (10 - Е)

7) В бочке 10 ведер воды. Из него взяли 6 ведер. Сколько ведер осталось в бочке? Найди число. (4 – Т)

8) У Кати 8 шаров .Она отдала 5 Пете. Сколько шаров у Пети?  (3 – Р)

- Какое слово у вас получилось? (Сантиметр)

У детей таблица:

5

8

2

4

6

7

10

4

3

 

На доске карточка-помогайка

2 – Н               3 – Р      

4 – Т               5 – С  

6 – И              7 – М    

8 – А            10 – Е    

- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.

8.Практическая работа. 

Слайд 7

-У вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и 2 мерки. Достаньте большую мерку. Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Ещё раз измерьте отрезок. Что заметили?

Почему разные результаты измерения? (разные мерки)

Посмотрите внимательно в конверт. Не найдется ли там одинаковых мерок?

Измерьте с помощью мерки 1 см отрезок. Удобно ли вам было измерять?

Приложите её к линейке.

Кто может сказать какова её длина?

-Мы познакомились с современной единицей длины - сантиметр.

9. Первичное закрепление знаний.

Слайд 8

Работа с учебником.

Откройте учебники на стр.66

- С помощью какого инструмента вы  будете находить длину отрезков? Как определить длину отрезка?

Вывод.

10.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

11. Применение нового знания.

Слайд 9

Интерактивная доска

- А вот Мартышка и Слоненок измерили длину одинакового отрезка. Длина отрезка у Слоненка 5см, а у Мартышки -4см.

-Почему  у них отрезок  разной длины?

-Кто из них правильно измерил?

Самостоятельная работа в тетрадях.    Сможете ли вы построить такой же отрезок с помощью линейки?

Алгоритм построения отрезка (показ на доске).

 Задание для любознательных.

-Посчитайте, сколько клеток укладывается в 1 см? (2 клетки) Работа по учебнику с.66(работа в парах)

Доп. задание: измерьте длину вашего карандаша, авторучки.

12. Рефлексия.

Слайд 10

-  Какая тема урока была?

-  Какую цель мы ставили? Достигли цели?

-  О какой новой единице измерения длины узнали?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя разноцветные кружки.

        -  (зелёный) Если было интересно, легко на уроке, во всем            

                       разобрались

                   - (желтый) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем                  

                      понравилась работа.

                   - (красный) Если не разобрались в теме, было не очень

                      интересно.

                                Я  благодарю вас за работу.




Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №23»

Открытый урок математики

по теме:

« Сантиметр.»

                 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Математика 1 класс урок и презентация на тему Длина метр сантиметр миллиметр_8.jpg

1 класс

УМК « Школа России»

Перегудова Наталья Анатольевна,

 учитель высшей  категории

 

Цель урока: 1. Обобщить представления детей о способах измерения длины.

                      2. Познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей    

                          измерения – 1 см.                      

Задачи урока:

  1. Образовательные:  учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные.

  • осознание практической важности изучаемой единицы измерения;
  • ценностное отношение к умению выявлять проблему;
  • определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;
  •  контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой речи.

Предметные:

  • знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра;
  • умение измерять длину;
  • применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Оборудование урока: учебник «Математика», 1класс, I часть, М.И.Моро; компьютер, проектор, экран; линейка, цветные полоски и изображение отрезка у каждого ученика.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание

1.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование. А как вы понимаете слово ИССЛЕДОВАНИЕ? Исследование – это  изучение какого-либо предмета или явления поиск. Вот и мы будем искать ответы на трудные вопросы и вместе находить на них ответы.

 А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

2.Актуализация знаний

Слайд 2

или

интерактивная доска

Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (геометрические фигуры).

Подумайте, на какие группы можно разделить эти фигуры. (замкнутые и незамкнутые линии; отрезки).

По какому признаку так разделили? (по форме)

Найдите самый длинный и самый короткий отрезок. (Дети находят их наложением).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке математики? (О длине).

Я открываю часть темы урока. (ДЛИНА)

3.  Постановка учебной задачи

Слайд 3

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм                    «38 попугаев». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать очень важный вывод.

(Мультфильм «38 попугаев»)

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Как они его измеряли?

- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Почему получались разные результаты?

Разные результаты, значит, и длина удава была разной?

У нас возникла проблема. Решением этой проблемы мы и займёмся на уроке

Но сначала давайте сформулируем задачи урока.

  1. Познакомиться с разными способами измерения длины.
  2. Познакомиться с единицами измерения длины.
  3. Научиться измерять длину отрезка.
  1. Открытие нового знания.

     Слайд 4

Для решения проблемы проведем исследование. Исследование – это научное изучение предмета.

Вспомним: что измеряли?

Какие получили результаты? Почему?

Вывод. Мерки разные, поэтому и результаты получились разные.

Что же нам надо сделать, чтобы правильно измерить длину удава?

Вывод: выбрать единую универсальную мерку.

  1. Историческая справка.

Слайд 5

Оказывается, не только мы, но и в старину искали единую меру измерения длины. Русские мерки были основаны на размерах различных частей тела человека.

- Самой распространённой единицей длины был локоть,  т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева, срубленного  на постройку дома.

- Пядь – расстояние между концами вытянутых больших и указательных пальцев.

-  Применялись  и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например, шагами.

  1. Работа в группах. (физминутка)

А сейчас я предлагаю вам измерить различными мерками предметы. Поработаем в группах.

1-я; 2-я группы. Измеряют длину подоконника ладонями и локтями.

3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и метровой линейкой.

5-я; 6-я группы. Измеряют длину парты вершками и пядью.

7-я; 8-я группы. Измеряют длину доски карандашом и пядью.

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.

7. Открытие нового знания.

Слайд 6

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому в конце 19 века в России стали использовать единицы измерения длины, которыми мы пользуемся и сейчас. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете, когда расшифруете запись.

(Буквы слова вписывают в таблицу после угадывания числа-ответа).

1) Число больше 2 на 4 (6 – И)

2) Число, следующее за числом 7. (8 – А)

3) 7 уменьшить на 5 (2- Н)

4) Это число предшествует числу 6.(5 – С)

5) Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 2 (7 – М)

6)  7+ 3. Найдите сумму (10 - Е)

7) В бочке 10 ведер воды. Из него взяли 6 ведер. Сколько ведер осталось в бочке? Найди число. (4 – Т)

8) У Кати 8 шаров .Она отдала 5 Пете. Сколько шаров у Пети?  (3 – Р)

- Какое слово у вас получилось? (Сантиметр)

У детей таблица:

5

8

2

4

6

7

10

4

3

 

На доске карточка-помогайка

2 – Н               3 – Р      

4 – Т               5 – С  

6 – И              7 – М    

8 – А            10 – Е    

- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.

8.Практическая работа. 

Слайд 7

-У вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и 2 мерки. Достаньте большую мерку. Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Ещё раз измерьте отрезок. Что заметили?

Почему разные результаты измерения? (разные мерки)

Посмотрите внимательно в конверт. Не найдется ли там одинаковых мерок?

Измерьте с помощью мерки 1 см отрезок. Удобно ли вам было измерять?

Приложите её к линейке.

Кто может сказать какова её длина?

-Мы познакомились с современной единицей длины - сантиметр.

9. Первичное закрепление знаний.

Слайд 8

Работа с учебником.

Откройте учебники на стр.66

- С помощью какого инструмента вы  будете находить длину отрезков? Как определить длину отрезка?

Вывод.

10.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

11. Применение нового знания.

Слайд 9

Интерактивная доска

- А вот Мартышка и Слоненок измерили длину одинакового отрезка. Длина отрезка у Слоненка 5см, а у Мартышки -4см.

-Почему  у них отрезок  разной длины?

-Кто из них правильно измерил?

Самостоятельная работа в тетрадях.    Сможете ли вы построить такой же отрезок с помощью линейки?

Алгоритм построения отрезка (показ на доске).

 Задание для любознательных.

-Посчитайте, сколько клеток укладывается в 1 см? (2 клетки) Работа по учебнику с.66(работа в парах)

Доп. задание: измерьте длину вашего карандаша, авторучки.

12. Рефлексия.

Слайд 10

-  Какая тема урока была?

-  Какую цель мы ставили? Достигли цели?

-  О какой новой единице измерения длины узнали?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя разноцветные кружки.

        -  (зелёный) Если было интересно, легко на уроке, во всем            

                       разобрались

                   - (желтый) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем                  

                      понравилась работа.

                   - (красный) Если не разобрались в теме, было не очень

                      интересно.

                                Я  благодарю вас за работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...